Особенности предпринимательской деятельности на тобольском севере в первые годы советской власти
Автор: Харина Наталья Сергеевна
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Отечественная история
Статья в выпуске: 6 т.11, 2019 года.
Бесплатный доступ
События первой половины XX в. поставили перед российским обществом целый ряд проблем, и особый интерес представляют проблемы развития предпринимательства. После Февральской и Октябрьской революций отношение государственной власти к предпринимательской деятельности резко меняется: с 1918 г. предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни, за короткие сроки был ликвидирован слой предпринимателей. Занятие предпринимательством рассматривалась как уголовно наказуемое преступление. В период Новой экономической политики (НЭПа) с 1921 по 1928 гг. произошло оживление предпринимательской деятельности и развитие малого бизнеса при прямой государственной поддержке и контроле. Однако существовали административно-командные методы управления: сверху спускались плановые задания на производство продукции и распределялись товары. Вышеперечисленные события наложили существенный отпечаток на характер предпринимательской деятельности в регионе и вызвали ряд негативных тенденций. Степень научной разработки основных проблем отмечена значительным числом научных работ по данной тематике. Региональные исследования представлены такими авторами, как А.А. Абрамов, А.А. Дунина-Горкавич, Х.М. Лопарев, К.М. Голодников, С.В. Бахрушин, И.Г. Мосина, Л.М. Горюшкин, Н.А. Миненко, М.М. Громыко, В.А. Ламин, Д.Я. Резун, В.П. Зиновьев, А.Г. Киселев, Ю.М. Гончаров, О.А. Задорожняя, Е.А. Зуева, В.К. Белобородов, Т.В. Пуртова, В.В. Глазырина, Н.С. Харина и др. Эти вопросы и на сегодняшний день являются актуальными с научной и с практической точек зрения. В рамках данного исследования проводится попытка проследить особенности развития предпринимательской деятельности на Тобольском Севере в советский период.
Предпринимательство, предпринимательская инициатива, купечество, торговые отношения, торговые средства, аренда, рыбопромышленники, частный бизнес, трудовая повинность, государственный контроль, кулак, кооперация
Короткий адрес: https://sciup.org/149125011
IDR: 149125011
Текст научной статьи Особенности предпринимательской деятельности на тобольском севере в первые годы советской власти
Проблемы развития предпринимательства на Тобольском Севере в исследуемый период являются актуальными с научной и с практической точек зрения. В конце XIX – начале XX в. в регионе предприниматели составляли 1% от общего числа населения, а постоянно проживало всего 18 купеческих семей. Четверо глав этих семей были потомственными купцами, приехавшими из Ишима, пятеро – купцы первого поколения, вышедшие из местного крестьянства, двое – купцы во втором поколении из церковнослужителей, трое – во втором поколении из ямщиков Березовской округи, четверо – из местных и тобольских мещан. Так, например, братья Новицкие являлись потомками «надзирателя за исполнением ново-крещения инородческой христианской общины» с 1715 г. Можно встретить и данные о деятельности в регионе иностранных предпринимателей, например
«шведские дельцы Дзирне и Берзина, организовавшие в 1907 г. ‟Нижнеобское рыбопромышленное товарищество”» [1, с. 19–20].
2. Материалы и методы
При написании статьи использовались различные типы источников: законодательные и нормативные акты дореволюционного периода, опубликованные и неопубликованные документы и материалы хозяйственных организаций. Прежде всего, это материалы, хранящиеся в фондах Государственного бюджетного учреждения Тюменской области в г. Тобольске «Государственный архив в г. Тобольске» (далее – ГАТоб.) и Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – ГАХМАО).
Важную роль в исследовании сыграли исторический, проблемнохронологический, аналитический, сравнительно-статистический методы. Среди общенаучных методов были использованы методы типологизации, сравнения, анализа и синтеза.
3. Обсуждение
Историей предпринимательской деятельности в России в дореволюционный период занимались такие авторы, как П.Г. Рындзюнский, А. Ерманский, П.А. Берлин, В.П. Алексеев, И.Г. Мосина, Г.Х. Рабинович, И.А. Дьяконова, В.Г. Афанасьев, А.Р. Соколов, М.Р. Голубев, О. Платонов, В.Г. Рябков и др. Региональные исследования были представлены работами А.А. Абрамова, А.А. Дунина-Горкавича, Х.М. Лопарева, К.М. Голодникова и др.
В советской историографии особенностями предпринимательской деятельности на Тобольском Севере занимались С.В. Бахрушин, И.Г. Мосина, Л.М. Горюшкин, Н.А. Миненко, М.М. Громыко и др.
На современном этапе данная проблема интересовала В.А. Ламина, Д.Я. Резу-на, В.П. Зиновьева, А.Г. Киселева, Ю.М. Гончарова, О.А. Задорожнюю, В.К. Белобородова, В.В. Глазырину и др.
4. Результаты
На территории Тобольского Севера на рубеже XIX–XX вв. получила развитие рыбная промышленность, сосредоточенная главным образом в Березовском уезде. Практически не была развита лесная промышленность, так как отсутствовали пути сплава в другие регионы, а местные предприниматели не спешили заняться развитием этой отрасли, как и других. Характерной чертой деятельности большинства предпринимателей были «комплексы», когда в одних руках были сосредоточены промышленные, транспортные, торговые предприятия самого разного профиля, что давало возможность получать прибыль, даже если в каком-то направлении случались неудачи. По данным «Сибирской торговой газеты», рыбной ловлей занималось примерно 60% местного населения Березовского уезда и 80% жителей Сургутского уезда [2].
Местные рыболовные угодья, несмотря на интенсивную эксплуатацию, даже в начале XX в. давали стабильный и богатый улов (осетр, нельма, сиговые, налимы и др.). Из общего числа предпринимателей Тобольского Севера можно выделить А.М. Серебрякова, А.А. Сыромятникова (с. Березово), И.И. Пластинина (с. Реполо-во), К.Г. Горкушенко (с. Кондинское), К.И. Добровольского (с. Березово), Новицких (с. Шеркалы, Березово), Г.С. Клепикова, Г.Ф. Смирнова, П.И. Шитова, Кондаковых
(Кандаковы) и Тверетиновых (Тверитиновы) (г. Сургут) и В.Т. Земцова, А.Н. Шей-мина, И.Г. Кузнецова, Ф.К. Соскина (с. Самарово) и др.
Есть сведения, что половина рыбных угодий, расположенных между селом Самарово и Обдорском, находились в аренде у семьи Новицких, занимавшей достаточно прочное положение в рыбных промыслах и торговле Тобольского Севера [6, с. 14-16]. На основе архивных данных можно сказать, что в Березовском уезде проживали несколько купцов с фамилией Новицкие [ГБУТО ГА в Тобольске (далее – ГАТоб.). Ф.352. Оп.1. Д.313. Л.24-28, 31-об.32, 35-об.37; Д.486. Л.об.2–об.5; Ф.и-154. Оп.15. Д.725, 813].
У А.А. Дунина-Горкавича упоминаются некие Иван, Павел и Степан Васильевичи Новицкие [8, с. 191].
-
В. К. Белобородов нашел документ за 1910 г. в архиве города Тобольска, который дает возможность воссоздать картину купеческого быта, интерьеров комнат, особенности семейных и родственных отношений И.С. Новицкого, где «упоминаются деревянный двухэтажный дом, крытый железом, двухэтажный амбар, бревенчатая баня, конюшня, два тесовых навеса на деревянных столбах, деревянная мостовая во дворе и др.» [7, с. 88-89].
Таким образом, купцы Новицкие на Тобольском Севере считались крупными предпринимателями-рыбопромышленниками.
Одним из основателей рыбообрабатывающей промышленности в селе Сама-рово являлся Василий Трофимович Земцов (почетный член губернского статистического комитета). Его сын Е.В. Земцов пытался продолжить начатое отцом дело. Имеются сведения, что он имел оптовый склад, торговал бакалейными и галантерейными товарами, дровами, вином, занимался рыбным промыслом, арендовал рыболовные пески на реке Оби и озеро Глазковское (Пякон-То) в верховьях реки Пура. Ему пришлось закрыть рыбную школу в Самарово и открыть в Сургуте «Консервное заведение Е.В. Земцова» [ГАТоб. Ф.147. Оп.1. Д.28].
Об этом упоминается в письме Петра Васильевича Земцова Х.М. Лопареву от 16 ноября 1902 г.: «…Евстафий Васильевич сильно закредитовался, в Самарове дело суживает, в рыбной школе часто бываем без работы, ученики расходятся, осталось только 5 человек, вновь не поступают, да и не к чему. В Сургуте, говорят, дела у него тоже незавидные, это все его простота и небрежность, то есть халатность к делу довела – положительно ни в какое дело не вникает, только лишь разъезжает да глупые анекдоты рассказывает, никогда серьезно о деле поговорить с ним не возможно…» [9, с. 121-122].
Успешной династией рыбопромышленников в селе Самарово также были купцы Шеймины. Они занимались арендой песков, ловлей и торговлей рыбы, владели стержневыми неводами, а весной занимались постройкой лодок и извозом [10, с. 17-18]. Не пренебрегли они заниматься и таким выгодным делом, как виноторговля: кабак в селе Кондинском Березовского округа, питейное заведение в Атлыме, склад для вина в Самарове, погреб и оптовый склад в Сургуте, лавки в селах Самарове, Романовском, деревнях Белогорской и Чембакчиной [7, с. 58].
Проживала в селе Самарово купеческая семья Соскиных. Можно отметить из нее купца 2-й гильдии Федора Константиновича, который торговал мукой, рыбой и мануфактурными товарами. С 1906 г. Ф.К. Соскин начал применять на заготовке сена сенокосилку и конные грабли, а в 1908 г. заказал лодочный мотор для буксировки груженой лодки и разъездов по местам рыбного промысла [9, с. 11, 168].
Всех предпринимателей можно разделить на мелких и крупных. Мелкие при начале промыслов брали у крупных разные припасы и товары в долг. Многие из них уже были в долгах, так «купец, отдавая товар человеку, который ему должен за прежние годы, необходимо налагал лишний процент на каждый пуд хлеба, на каждый аршин, на каждую вещь» [3, с. 194].
Чтобы выйти из этой ситуации, «мелкий промышленник ту же самую вещь, полученную от купца, отдает остяку и так же в долг, при чем тоже налагает проценты. Можно себе представить, во что обходится остяку самая простая вещь, пуд муки, фунт табаку и т.д.» [3, с. 194].
Цены на рыбу устанавливали те же купцы, что давали им в долг припасы и товары, поэтому мелкие рыбопромышленники рано или поздно совсем разорялись.
А.А. Дунин-Горкавич отмечал, что крупные рыбопромышленники располагали капиталом, необходимым для аренды помещений, неводов, лодок, содержания рабочих и пр. Способы эксплуатации рыбных угодьев были достаточно разнообразны, а варианты договоров, заключаемых между владельцами песков и арендаторами, доходили до 20 разных [4].
В документах Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ГАХМАО) содержится информация о том, что по несколько песков имели следующие крупные рыбопромышленники: Добровольский, Нижегородцев, Гурьянов, Окунев (г. Березов); Соскин, Кузнецов, Шеймин, Земцов (с. Самаро-во); Нартымов, Бронников, Корнилова, Матошин, Протопопов, Котовщикова и торговый дом «М. Плотников и с-ья» (г. Сургут) [КУ «Государственный архив Югры» (далее – ГАХМАО). Ф.1. Оп.1. Д.26; 95; Оп.3. Д.1; Ф.10. Оп.1. Д.9, 17; Ф.16. Оп.1. Д.23; Ф.67. Оп.1. Д.2; Оп.2. Д.2, 3; Ф.72. Оп.2л. Д.1; 10; 12; Ф.74. Оп.1. Д.11; Оп.3. Д.1; Ф.429. Оп.1. Д.100, 104; Оп.2. Д. 61, 103, 106, 112; Ф.435. Оп.2. Д.116; Ф.445. Оп.1. Д.1 и др.].
-
М. Кириллов писал, что «рыбу солили, сушили, вялили, вытапливали осетровый жир. Что же касается до приготовления балыков, разных родов икры и лучшего соления рыбы, так, чтоб она могла иметь сбыт, подобный каспийской, то об этом здесь не имеется ни малейшего понятия...» [5].
После Февральской и Октябрьской революций отношение государства к предпринимательской деятельности меняется: она была запрещена и рассматривалась как уголовно наказуемое преступление. Многие предприниматели Тобольского Севера попали в списки «неблагонадежных в политическом отношении к советской власти и не имевших право голоса», которых обязывали отрабатывать трудовую повинность [ГАХМАО. Ф.67. Оп.2. Д.2, 3, 5; Ф.74. Оп.3. Д.1, 11; Ф.429. Оп.2. Д.61, 103, 106, 112; Ф.445. Оп.1. Д.1]. В эти списки попали купцы Поповы, Добровольские, Новицкие, Бешкильцевы, Шаровы и др.
Так, в архивных документах за 1921 г. в селе Шеркалы упоминается среди «неблагонадежных» Шахов Егор Сидорович, Мотошин Кирилл Васильевич (52 года) с сыновьями Иваном (25 лет) и Гавриилом (18 лет), Карпов Александр Федорович с супругой Агриппиной, Новицкий Федор (22 года), Новицкий Василий (38 лет) и Резчиковы Василий и Григорий [ГАХМАО. Ф.74. Оп.1. Д.61. Л.20об.-90].
В период Новой экономической политики (НЭП) с 1921 по 1928 гг. отмечается восстановление предпринимательской деятельности. На Тобольском Севере удалось частично возродить среднее и мелкое предпринимательство: восстановление частного капитала в городах, экономический рост среднего и зажиточного крестьянства сельской местности. Это приведет к обострению противоречий между экономикой и политикой, а в конечном итоге – к свертыванию НЭПа и ликвидации предпринимательства.
В 1930-е годы вновь от политики государства пострадали многие предприниматели Тобольского Севера: Бешкильцевы, Новицкие, Шаховы, Поповы, Карпо- вы, Шеймины и др. Они были лишены избирательного права, раскулачены «с изъятием всего имущества» и были обязаны выполнять «твердое задание» [ГАХМАО. Ф.1. Оп.1. Д.26, 95; Оп.3. Д.1; Ф.10. Оп.1. Д.9, 17; Ф.72. Оп.2л. Д.1, 10, 12; Ф.429. Оп.1. Д.100, 104; Ф.435. Оп.2. Д.116].
Л.В. Набоковой была опубликована статья о том, что «в 1931 г. у купцов Шейминых отняли двухэтажный дом, а Марии Федоровне Шейминой пришлось жить со своей дочерью в бане. От них требовали подписки на заем, сдачи в виде налога 500 литров молока и не возвращали деньги за лошадь, которую взяли на лесозаготовки» [11, с. 4].
Чуть позже, в выписке из протоколов Березовского сельсовета за 1933 г. упоминаются среди «отрабатывающих трудовую повинность» бывшие купцы Новицкие и Добровольские. Мария Новицкая и Надежда Добровольская (каждая) по «плану сбора второстепенных заготовок лиц, обложенных твердым заданием», должна была собрать: грибов – 50 кг, ягод – 300 литров, орехов – 32 кг [ГАХМАО. Ф.74. Оп.3. Д.1. Л.2-3, 15, 22, 28]. Надежда Добровольская еще должна была раскорчевать 10 соток и засеять 15 соток весной [ГАХМАО. Ф.74. Оп.3. Д.1. Л.24].
В личном деле кулака Е.И. Новицкого имеется запись, где «Новицкий Ефим Иванович по социальному положению кулак. Состав семьи – 6 человек, из них трудоспособных 3 человека и 3 нетрудоспособных ... Во время бандитского восстания активный участник. Занимался эксплуататорством бедноты и батрачества в размерах, которые увеличили его хозяйство за пределы трудового хозяйства. Держал батраков. Признан кулаком» [ГАХМАО. Ф.72. Оп.2л. Д.10. Л.7; Д.12. Л.1–5].
Любопытно составлена характеристика на Д.Д. Новицкого: «Новицкий Деомид Деомидович по социальному положению кулак-эксплуататор, имеет родство с злейшими врагами бедноты: один брат – поп, второй – урядник … До революции Новицкий Д.Д. был купцом, имел рыболовные промыслы, где эксплуатировал бедноту и батрачество. Невод имел 160 сажен. В 1918–1919 годах держал земскую гоньбу, при этом применял наемную рабочую силу, лошадей имел до 12 … На основании всего вышеизложенного Новицкий Д.Д. постановлением ряда бедняцких собраний и групп бедноты признан кулаком-эксплуататором и ему дано твердое задание … по рыбе 5 тонн, ягод 600 кг, грибов 100 кг, посевной площади ¼ гектара» [ГАХМАО. Ф.72. Оп.2л. Д.12. Л.18-25].
В «Выписке из протокола общего собрания бедноты при Шеркальском Совете Березовского района» от 16 февраля 1933 г. перечисляются размеры «твердого задания» Е.И. Новицкого: «по рыбе 5 тонн, по пушнине 800 рублей, по ягодам 500 кг, грибов 100 кг, молока 400 литров, по посевной площади ¼ гектара» [ГАХМАО. Ф.72. Оп.2л. Д.10. Л.1-3].
5. Выводы
Таким образом, рассматриваемый период можно определить как переходный период вступления России в новую стадию своего развития. Можно отметить противоречивость и неоднозначность условий развития данного региона. Предпринимательская деятельность на Тобольском Севере в первые годы советской власти испытывала влияние всей совокупности происходивших в стране событий и не могла существовать отдельно от них. Не стоит забывать, что государственное управление регионом в исследуемый период имело определенную специфику: удаленность от центра, плохие средства коммуникаций, суровый климат, низкую плотность населения и пр.
Основными направлениями предпринимательской деятельности на территории Тобольского Севера в исследуемый период являлись рыбная и хлебная тор- говля, некоторые группы обрабатывающей промышленности, прежде всего му-комолье и винокурение, осуществление транспортных перевозок (пароходство). Очень слабо были развиты такие отрасли промышленности, как текстильное, машиностроительное, металлургическое производства. Прежде всего это было обусловлено природно-географическими условиями региона.
Революция 1917 г. и установление советской власти изменили социальноэкономические взаимоотношения между отдельными слоями населения. В первые годы советской власти предпринимательская деятельность была запрещена, а многие предприниматели Тобольского Севера попали в списки «неблагонадежных в политическом отношении к советской власти». Попытки возродить среднее и мелкое предпринимательство на Тобольском Севере предпринимались в годы НЭПа.
Список литературы Особенности предпринимательской деятельности на тобольском севере в первые годы советской власти
- Малый бизнес Югры - 99: информационный-аналитический ежегодник / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Окр. фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Ханты-Манс. авт. окр.; [сост.: О.А. Сидорова, А.В. Кислер, Д.В. Сажаев]. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000.
- Сибирская торговая газета. - 1900. - № 23.
- Поездка на Северный Урал летом 1892 г. Составил по дневникам г. Сыромятникова и Андреева Н. Подревский. - Тюмень: МандриКа, 2004.
- Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. - Т.2. Географическое и статистико-экономическое описание страны по отдельным географическим регионам. - М.: Либерея, 1995.
- Кириллов М. Проблемы рыбной промышленности Тобольского Севера // Тобольские губернские ведомости. - 1857. - 5 окт.
- Жиров А.А. Рыбопромышленность и рыботорговля как сферы предпринимательской деятельности населения Тобольской губернии в XVII - начале XX в. // Вопросы социальной и экономической истории Сибири XVII - начала XX в.: Сб. науч. ст. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.
- Подорожник: краеведческий альманах / сост. В. Белобородов. -Тюмень: Мандрика и К, 2012. - Вып. 13.
- Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. - СПб., 1904. - Т. 1.
- Самаровский петербуржец: письма сибиряков к Х.М. Лопареву. - Ханты-Мансийск, 2008.
- Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. - Новосибирск, 1999. - Т. 4 (С-Я). Кн.3. - С. 17-18.
- Революция ликвидировала купечество как класс // Новости Югры. - 2001. - 6 нояб.