Особенности психологического благополучия будущих офицеров войск национальной гвардии

Бесплатный доступ

Актуальность данного исследования обусловлена сложностями переходного периода как в сфере военного образования (реформирование внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации), так и в области высшего образования в целом. Представлен обзор основных теорий психологического и субъективного благополучия в зарубежной и отечественной психологии, в современных исследованиях, выполненных на выборках курсантов высших военных учебных заведений. В эмпирическом исследовании принимали участие 102 человека (51 курсант и 51 студент). Для оценки показателей психологического благополучия была использована диагностическая методика «Шкалы психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Д. Г. Орловой). В результате сравнительного анализа были получены статистически значимые различия между выборками. Курсанты военного института продемонстрировали более высокие показатели по всем шкалам психологического благополучия (за исключением показателя «Автономия»). Данные результаты могут свидетельствовать о том, что юноши, обучающиеся в военном вузе, характеризуются более позитивной оценкой себя и собственной жизни в целом, более уверены в своих возможностях и в дальнейшей самореализации.

Еще

Психологическое благополучие, военное образование, курсанты, войска национальной гвардии

Короткий адрес: https://sciup.org/14989680

IDR: 14989680   |   УДК: 159.

Текст научной статьи Особенности психологического благополучия будущих офицеров войск национальной гвардии

В условиях стремительного развития современного общества и в результате постоянных изменений во внешнеэкономической и внутриэкономической среде вопрос психологического благополучия личности актуален как никогда. Безусловно, свою значимость он не теряет и в сфере военного образования. Трудности переходного периода, переживаемого системой высшего образования России, многократно усиленные проблемами, испытываемыми военной организацией общества в целом, в полной мере коснулись высших военно-учебных заведений [1].

Научное исследование вопроса психологического благополучия обусловлено требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности офицера войск национальной гвардии РФ современными ФГОС. Данные требования отражены в широком списке компетенций (в том числе личностные качества, соотносимые со структурой психологического благополучия), которые необходимы в условиях реформирования внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации.

При исследовании феномена психологического благополучия в зарубежной и отечественной психологии собрано и проанализировано достаточное количество теоретической и эмпирической информации. Теоретическую основу для понимания данного феномена в 1969 г. заложил американский психолог Н. Бредберн [2]. Немного позднее в работах Э. Динера [3–5] было охарактеризовано семантически близкое понятие «субъективное благополучие», которое тоже получило большое распространение в зарубежной психологии.

Еще одним автором, внесшим вклад в изучение психологического благополучия, стала американская исследовательница К. Рифф [6, 7]. Опираясь на учение Н. Бредберна, она разработала собственную структуру благополучия и выделила шесть основных компонентов: самопринятие, позитивные отношения с окружающи- ми, автономию, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост. К. Рифф были предложены оригинальный метод психотерапии и опросник «Шкалы психологического благополучия». Последний активно применяется на практике.

Среди отечественных авторов данной тематики наиболее известны А. В. Воронина, Т. Д. Шевеленко-ва и П. П. Фесенко [8–10]. А. В. Воронина разработала уровневую модель психологического благополучия. Суть ее в том, что на разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки). Они и составляют качественные своеобразно-иерархические уровни психологического благополучия человека: социальной адаптации, психосоматического, психического и психологического здоровья. Автор полагает, что каждый новый уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку иное видение себя, мира и своего места в мире, т. е. новые возможности для реализации замыслов, творческой активности; бóльшую степень свободы в выборе путей адекватного реагирования.

Основываясь на концепции психологического благополучия, созданной К. Рифф, отмечая вслед за Е. Ди-нером, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и внутреннюю индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие, Т. Д. Шевеленкова и П. П. Фесенко определяют психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностный рост, самопринятие, управление средой, автономия, цели в жизни, позитивные отношения с окружающими), а также показатель степени реализованности этой направленности, субъективно выражающийся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и своей жизнью [9; 10].

В рамках данного исследования особый интерес представляют работы отечественных авторов, посвященные благополучию субъектов военного образования. Так, П. П. Фесенко пришел к выводу, что психологическое благополучие курсантов военной академии связано не с объективным положением индивида в группе, с его представлениями о собственном статусе, а больше с са-мопринятием личности [10]. А. А. Шадрин с помощью регрессионного анализа выявил основные социальнопсихологические предикторы субъективного благополучия курсантов военного института (локус контроля «Я», «процесс жизни, т. е. интерес и эмоциональная насыщенность жизни», эмоциональная лабильность и спонтанная агрессивность, ценности — свобода (как независимость в поступках и действиях), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие), убеждение в доброте людей) [11]. В кандидатской диссертации С. В. Оспенникова особое внимание уделено вопросу психолого-педагогического сопровождения личностного роста курсантов (как необходимое условие полноценного военного образования) [12].

Однако при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа осталось изучение особенностей психологического благополучия курсантов в сравнении со студентами невоенных специальностей.

Целью данного исследования является сравнительный анализ показателей психологического благополучия курсантов военного института войск национальной гвардии и студентов гражданских вузов.

Эмпирический этап исследования проводился в 2016– 2017 учебном году на базе четырех высших учебных заведений г. Перми: Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета, Пермской государственной фармацевтической академии Минздрава России, Пермского национального исследовательского политехнического университета и Пермского военного института войск национальной гвардии РФ. Выбор данных образовательных учреждений объясняется стремлением охватить выборкой студентов различной профессиональной направленности — гуманитарной, естественнонаучной, технической и военной.

Общая выборка — 102 человека (51 чел. из Пермского военного института войск национальной гвардии РФ и 51 чел. из остальных вузов). Все участники являются курсантами и студентами 2–3 курсов обучения в возрасте от 18 до 23 лет. Участие в исследовании юношей, обучающихся исключительно на 2–3 курсах, позволило минимизировать такие побочные факторы, как процесс адаптации (процесс вхождения первокурсников в новую образовательную среду), предэкзаменационный стресс и повышенное чувство неопределенности в связи с итоговой аттестацией и сменой основного вида деятельности.

Для эмпирического исследования проблемы психологического благополучия в данной работе была выбрана концепция психологического благополучия К. Рифф. Использование «Шкал психологического благополучия» К. Рифф в модификации Д. Г. Орловой [13] позволило оценить 6 показателей психологического благополучия: позитивные отношения, автономию, управление средой, личностный рост, цели в жизни и самопринятие.

Для определения статистически значимых различий в показателях психологического благополучия между выборками был применен Т-критерий Стьюдента [14] для независимых выборок, результаты которого отражены в таблице.

Таблица. Статистические показатели курсантов военного института и студентов невоенных вузов

Показатели психологического благополучия

Я Я

у л

я я м л

<и ^

Я &

ГС

о

Я я

ГС

О

К & Я

Ь

&

S

0 S S

Я 0

Позитивные отношения

57,3

49,1

4,3

< 0,001

Автономия

52,2

53,9

-0,8

> 0,001

Управление средой

59,2

48,6

5,4

< 0,001

Личностный рост

58,0

50,1

3,7

< 0,001

Цели в жизни

57,0

47,7

4,7

< 0,001

Самопринятие

57,2

49,6

3,8

< 0,001

Проведенный сравнительный анализ результатов психологического благополучия курсантов и студентов показал, что выделенные выборки значимо отличаются по всем показателям психологического благополучия (на уровне значимости р <0,001), кроме показателя «Автономия».

Из таблицы видно, что курсанты военного института более высоко оценивают способности быть открытыми для общения, по успешному овладению различными видами деятельности, свою компетентность, стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а также ощущение собственного прогресса. Курсанты могут характеризоваться и бóльшей осмысленностью собственного существования, более высокой самооценкой себя и своей жизни в целом.

Вероятно, основанием для данных результатов является совокупность сразу нескольких факторов:

  • —    специфика абитуриентов, поступающих в военный вуз (юноши, делающие свой профессиональный выбор в пользу военной сферы, могут обладать определенными особенностями личностной сферы);

  • —    особенности организации учебной и внеучеб-ной работы в военных вузах;

  • —    высокий статус будущей профессии;

  • —    субъективное ощущение стабильности в процессе обучения и дальнейшей профессионализации и т. д.

Отметим, что перечень данных факторов носит предположительный характер и требует дополнительной эмпирической проверки.

Отдельного внимания заслуживает факт отсутствия статистически значимых различий по показателю «Автономия». Это может говорить о том, что курсанты военного института и студенты невоенных специальностей идентичны в ощущении собственной независимости. Вероятно, это объяснимо тем, что нестандартное мышление и поведение, а также противопоставление собственного мнения позиции большинства не воспитываются, а в некоторой степени даже порицаются в рамках обучения в военном образовательном учреждении.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут свидетельствовать, что выбор военного вуза, а также его образовательная среда впоследствии более благоприятны для психологического благополучия юношей (по сравнению с невоенными вузами). Юноши, обучающиеся в военном институте, могут быть охарактеризованы как личности более осознанные, позитивно оценивающие себя и собственную жизнь (по сравнению со сверстниками, получающими невоенное образование).

Причина в особенностях военного образования: четкость и прозрачность системы требований и вознаграждений, высокий социальный статус и перспективность будущей профессии, карьерный рост, что позволяет курсантам военных вузов демонстрировать более высокие показатели психологического благополучия.

В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие выводы:

  • 1.    Юноши, обучающиеся в военном институте национальной гвардии, демонстрируют более высокие значения показателей психологического благополучия («Позитивные отношения», «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Самопринятие») по сравнению со сверстниками, получающими образование в гражданских вузах. Курсанты наиболее положительно оценивают себя, свои способности, собственную жизнь и дальнейшие перспективы.

  • 2.    Курсанты военного института национальной гвардии не отличаются от студентов гражданских вузов по показателю «Автономия», т. е. не проявляют более выраженного стремления выделиться из окружения и руководствоваться только собственным видением ситуации.

Перспективами данного исследования являются: рассмотрение особенностей психологического благополучия курсантов в динамике от младших до выпускных курсов, подробный анализ соотношения и взаимосвязей показателей психологического благополучия курсантов с различными внутренними и внешними факторами (например, личностными и темпераментальными особенностями, социальным статусом в группе, успеваемостью и т. д.).

Список литературы Особенности психологического благополучия будущих офицеров войск национальной гвардии

  • Денисенко П. А. К постановке проблемы парадигмальности военного образования. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-paradigmalnosti-voennogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.05.2017).
  • Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago, 1969. 320 p.
  • Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem//Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 68. P. 653-663.
  • Diener E. Subjective well-being//Psychological Bulletin. 1984. № 95. P. 542-575.
  • Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective Well-being: Three decades of progress//Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125(2). P. 276-302.
  • Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing//Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069-1081.
  • Ryff C. D. The structure of psychological well-being revisited//Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
  • Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис.. канд. психол. наук. Томск, 2002. 172 с.
  • Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования)//Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
  • Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
  • Шадрин А. А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-prediktory-subektivnogo-blagopoluchiya-kursantov-voennyh-vuzov (дата обращения: 30.05.2017).
  • Оспенников С. В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения войск национальной гвардии РФ: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2017. 27 с.
  • Орлова Д. Г. Оценка психометрического качества и модификация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф//Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 3. C. 53-62.
  • Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004. 392 с.
Еще