Особенности расследования преступлений, совершаемых лицами с психическими аномалиями
Автор: Негуляева А.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-3 (50), 2020 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются проблемы расследования уголовных дел, совершенных лицами с психическими аномалиями. Кроме того, анализируются признаки, указывающие на возможность наличия у подозреваемого психических расстройств в ходе допроса свидетелей, осмотра места преступления, обыска и других следственных действий. На основе приведенного анализа научной литературы и следственной практики, выработаны рекомендации по расследованию данной категории дел.
Психические аномалии, преступное поведение, судебно-психиатрическая экспертиза, неболезненные психические состояния, психическое расстройство
Короткий адрес: https://sciup.org/170187049
IDR: 170187049 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11280
Текст научной статьи Особенности расследования преступлений, совершаемых лицами с психическими аномалиями
Психические аномалии оказывают существенное влияние на поведение преступника. Типичные для определенного вида преступлений действия и характеристики могут преломляться при наличии психических отклонений у исполнителя и приобретать определенную специфику. Естественно, криминалистическая тактика расследования в таких случаях будет иной. Кроме того, иными будут и рекомендации по раскрытию преступлений и в случаях, когда следствию доподлинно неизвестно имеет ли подозреваемый психические отклонения или лицо, совершившее преступление не установлено, однако есть основания полагать, что деяние совершено лицом с психическими аномалиями. Поэтому понимание того, как психические аномалии влияют на преступное поведение, формирование личности преступника, позволяет подобрать методику раскрытия и расследования данной узкой категории дел, а также выработать меры для успешной профилактики подобных преступлений.
Общественно опасные деяния совершаются лицами с различными расстройствами психики (глубиной ее поражения и т.д.), что также имеет значение для криминалистической характеристики таких преступлений. Так, для расследования пре- ступлений имеет значение классификация лиц, имеющих психические отклонения:
-
1) невменяемые;
-
2) вменяемые, но до вынесения судом приговора заболевшие душевной болезнью, лишающей их возможности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими;
-
3) лица, у которых имеются психические нарушения, не исключающие способность этих лиц отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Кроме этого, к лицам, имеющим психические аномалии, также относятся:
-
- хронические алкоголики и эпилептики;
-
- лица с остаточными явлениями черепномозговых травм;
-
- лица, впавшие в реактивное состояние (психогенные реакции), для которых характерны временные, обратимые нарушения психической деятельности, возникающие в результате душевных травм;
-
- лица, страдающие психофизическим инфантилизмом [1].
При расследовании преступлений следователю необходимо понимать, что наличие психических аномалий у преступника может отражаться во внешнем мире в виде определенных улик. Факты, явления и события на месте преступления и при последующем расследовании, расходящиеся с поведением в аналогичной ситуации пси- хически здоровых людей, должны наталкивать следователя на мысль о необходимости поиска дополнительных доказательств, свидетельствующих о психических отклонениях преступника.
Поэтому при наличии версии о душевной болезни преступника помимо стандартных задач расследования, характерных для данного преступления, появляется также ряд специфических задач. Прежде всего, это сбор информации, свидетельствующей о психическом отклонении лица, совершившего преступление. Во многом это могут подтвердить косвенные доказательства, например, безмотивность и беспорядочность действий, особая жестокость по отношению к жертве [2].
Большое значение будут иметь также такие оперативные и следственные действия как опрос очевидцев, близких родственников, сослуживцев, допрос потерпевшего и свидетелей. В ходе данных мероприятий следствию могут стать известны нетипичные для определенной обстановки реакции, эмоции и действия преступника, выбивающиеся из поведения психически здорового человека. Поэтому необходимо предупредить лицо, дающее показания, о необходимости как можно более детального и полного описания подозреваемого, по возможности неоднозначных черт его характера, о принимаемых лекарствах, посещении психиатра и психиатрических больниц. Среди таких характеристик имеют значение в первую очередь следующие.
Естественные психологические потребности, повседневные интересы, увлечения и намерения могут принимать: гипертрофированный характер, совместно с патало-гической зацикленностью на сексуальной сфере (эротомания), религиозном фанатизме, суевериях и прочих схожих явлениях. У психически нездоровых людей часто встречается ухудшенная речевая продукция: дефекты произношения (неправильная артикуляция, шепелявость, заикание, картавость и прочее), нарушения смысла фраз, «перескакивание» с верного хода мыслей на ложный, ненормированный темп речи, неустойчивость внимания на диалоге, непрерывность говорения, частое употребление слов паразитов и одинако- вых речевых оборотов и т.д. Для больных психическими расстройствами лиц также характерны: повышенная мнительность, особая застенчивость и ранимость, повышенная жажда справедливости, чрезмерная угодливость, слащавость, крайняя несдержанность, злобность, агрессивность, лживость, безудержное хвастовство, спокойное отношение к уличению во лжи.
Так, в Приговоре Корсаковского городского суда Сахалинской области № 1134/2016 от 8 июля 2016 г. по делу № 1134/2016 [3] указано, что в ходе расследования в показаниях свидетелей подозреваемая характеризовалась как злоупотребляющая спиртными напитками, ведущая себя агрессивно. Также упоминалось, что подозреваемая не контролировала себя, сама провоцировала и была инициатором конфликтов. Кроме того, доводы подозреваемой о том, что ее сожитель неоднократно ранее ее избивал, вел себя очень агрессивно, и она опасалась за свою жизнь, объективно ничем не подтверждены, являются голословными и опровергаются показаниями потерпевшего и свидетелей, охарактеризовавших потерпевшего как спокойного и неагрессивного человека (в отличие от подозреваемой). На основании этого следователь инициировал проведение судебно-психиатрической экспертизы. Заключением судебнопсихиатрической комиссии экспертов было подтверждено наличие у подозреваемой эмоционально-неустойчивого расстройства личности, а также наличие таких индивидуально-психологических особенностей, как необратимое изменение премор-бидного поведения, выражающиеся в сферах эмоций и влечений, эмоциональная лабильность, склонность к аффективным реакциям.
Поэтому представляется целесообразным проведение данных следственных действий и оперативных мероприятий с участием специалиста-врача. С его помощью своевременно могут быть заданы вопросы, необходимые для определения наличия психических отклонений, дана оценка портрета личности, составленного в ходе рассказа опрашиваемого.
Также, для проработки версии о наличии у подозреваемого психических аномалий эффективно проведение обыска в месте жительства, на работе, а также у лиц, находящихся в тесных отношениях с подозреваемым. Одной из основных целей обыска будет выступать поиск предметов, свидетельствующих о душевной болезни преступника, в том числе медицинских и иных документов, справок, рецептов на психотропные средства, определенных лекарств и так далее. Кроме того, целесообразно проверить наличие психических заболеваний у кровных родственников.
О психических аномалиях могут свидетельствовать и косвенные факты - фетишизм, необычная манера рисунков, письма, стихи, нетипичные коллекционные предметы. Особое внимание также необходимо уделять действиям и реакциям подозреваемого во время проведения обыска. В числе прочих, это могут быть агрессивность, истерические реакции, уничтожение следственных документов, заглатывание различных предметов, многочисленные экспрессивные претензии к следствию.
Отдельно стоит сказать о значении судебной экспертизы в расследовании преступлений, совершенных лицами с психическими аномалиями. УПК РФ устанавливает обязательный порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы, когда есть основания полагать, что лицо, совершившее преступление невменяемо. К таким основаниям можно отнести: данные о наличии психической болезни, травмы, неадекватность поведения и реакций [4]. Однако собирая материалы, следователь должен также проработать версию и о том, что подозреваемый может намеренно вводить сотрудника в заблуждение, например, путем подделки справок и т.д. Для исключения этого факта собранные по делу доказательства необходимо перепроверять другими - объяснениями других лиц, официальным истребованием документов и т.п.
Естественно, заключение судебнопсихиатрической экспертизы играет большую роль в расследовании. Тем не менее, представляется, что в настоящее время в ходе расследования используются не все возможности этой экспертизы. Так, при назначении экспертизы не учитывается условия содержания подозреваемого с психическими отклонениями в местах содержания под стражей до вынесения приговора: в одиночной или общей камере и др. Невозможно не согласиться с мнением Минковой Е.А., что от этого во многом зависит цель исправления преступника, соблюдение его прав и свобод в период расследования, а не карательный элемент [5]. Кроме того, именно в рамках судебно-психиатрической экспертизы эффективна постановка вопросов о причинах дачи ложных показаний, отказа от дачи показаний или их постоянного изменения, а также о характере влияния на подозреваемого с психическими аномалиями близких лиц или участников преступной группы [6]. Именно при комплексном обследовании, которое проводится в рамках судебно-психиатрической экспертизы, возможно наиболее полное исследование, которое и может дать ответ на поставленные вопросы, так как в рамках других следственных действий, включая допрос, а также участие специалиста сильно ограничены во времени и методах исследования, поэтому не могут сравниться в эффективности с судебно-психиатрической экспертизой.
Отдельно стоит рассмотреть вариант, когда в результате экспертизы было выдано заключение о симуляции душевной болезни. Его можно рассматривать как доказательство, изобличающее преступника [7]. Поэтому представляется эффективным проведение допроса подозреваемого после ознакомления с заключением, так как внезапность и дезориентация такой информации может повысить шансы получения правдивых показаний.
Кроме судебно-психиатрической экспертизы дать оценку психическому состоянию преступника могут и другие виды экспертиз. Например, почерковедческая экспертиза может сделать выводы о патологических изменениях почерка, характерных для психических аномалий. Аналогично, автороведческая и искусствоведческая экспертизы могут выявить болезненные расстройства письменной речи и эмо- циональной сферы. Однако не все авторы выражаются в поведении лица в процессе в решении вопроса о наличии психических аномалий у преступника признают действенность иных экспертиз, кроме судебнопсихиатрической [8]. Представляется, что такой подход не совсем верен в силу того, что данные экспертизы не решают по существу главный вопрос о психическом заболевании или психических отклонениях пациента, они решают поставленные вопросы лишь в своей узкой сфере и носят определенную долю вероятности. То есть они не дают ответа на вопрос о психических отклонениях, но, нося вспомогательный характер, могут указать на некоторые аномалии, которые могут помочь следователю в поиске дополнительных доказательств, проверке существующих, и, по сути, указать направление дальнейшего расследования.
Таким образом, психические отклонения оказывают существенное влияние на расследования и некоторых иных косвенных доказательствах. Своевременно замечать и идентифицировать такие признаки важная задача следователя. Кроме того, именно привлечение к процессу расследо- вания специалиста-врача для постановки верных вопросов в ходе расследования, направления поиска необходимых вещественных доказательств и т.д. Важна также и необходимость понимания того, что отдельные признаки, свидетельствующие о наличии у лица психических аномалий, могут быть выявлены не только в результате судебно-психиатрической экспертизы, но также почерковедческой, авторо-ведческой, искусствоведческой. Все эти факторы необходимо учитывать при расследовании преступлений, так как повы- шенная социальная значимость, отсутствие «права на ошибку» диктует необходимость учитывать все аспекты личности об- преступное поведение личности, а также виняемого.