Особенности развития движения Black Lives Matter в Великобритании
Автор: Пугач Г.В.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 5, 2025 года.
Бесплатный доступ
Актуальность данной статьи обуславливается сохранением внимания экспертного сообщества и общественности к проблемам расовых меньшинств в разных странах. Данная статья стремится установить причины появления движения Black Lives Matter в Великобритании и то, какие общественные изменения имели место во время и после самих актов неповиновения государственной власти. Тем самым наблюдается необходимость определить и причины поддержки данной протестной силы в этой стране, и то, какое воздействие она оказала на процесс принятия политических решений. Статья демонстрирует, как движение Black Lives Matter, представленное двумя ключевыми организациями, смогло не только оказать влияние на расовый дискурс в Великобритании, но и подтолкнуть правительство этой страны к принятию новых мер поддержки меньшинств.
Великобритания, раса, расизм, расовые меньшинства, дискриминация, массовые протесты, «Жизни черных важны», неправительственные организации
Короткий адрес: https://sciup.org/149147928
IDR: 149147928 | DOI: 10.24158/pep.2025.5.16
Текст научной статьи Особенности развития движения Black Lives Matter в Великобритании
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ,
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, ,
«Жизни черных важны» (Black Lives Matter) – одно из самых широко обсуждаемых движений XXI века. Оно представляет собой большую протестную силу, основанную в 2013 г., которая провозглашает цель положить конец множественным формам расовой дискриминации путем уменьшения финансирования полиции, создания новых программ поддержки афроамериканского сообщества, установления «общественного контроля» за сферами правоприменения, образования и бюджетирования, и выплату репараций за период рабства (Воробьев, 2021, 104–105).
Однако протесты «Жизни черных важны» имели место не только в Соединенных Штатах Америки. Подобные акции в 2020 г. проходили во многих странах. Одна из них – Великобритания. В связи с этим необходимо определить особенности развития данной протестной силы в этой стране.
Согласно официальному сайту «Жизни черных важны», Великобритания является одной из трех стран, в которых движение осуществляет свою деятельность1. Вдохновением для рассматриваемой протестной силы в этой стране служит группа темнокожих активистов «Мангровая девятка»2. В данном случае необходимо рассмотреть особенности этого движения для большего понимания преемственности идей.
«Мангровая девятка» является названием известного судебного разбирательства 1971 г., поводом для которого послужили протестные акции британских «Черных пантер» (Angelo, 2009: 23). Идеологическая база данного движения представляет собой адаптированную трактовку взглядов одноименного американского объединения, которое также видит себя частью антикапитали-стической борьбы (Angelo, 2009: 18).
Тем самым мы видим первое отличие британского «Жизни черных важны» от одноименного американского объединения. Наличие одного движения, служащего в качестве идейного вдохновителя, не прослеживалось у организации, основанной Алиссией Гарзой и Патрисс Каллорс. Более того, наличие какой-либо преемственности с прошлыми протестными силами ими отрицалось3.
Помимо этого, «Мангровая девятка» открывает нам еще одну особенность темнокожей общины Великобритании. В данном случае стоит отметить различие в происхождении участников протестных акций. Если в случае с Соединенными Штатами мы говорим о третьей по величие демографической группе, состоящей преимущественно из потомков бывших рабов, которые были привезены из Африки, то в Великобритании ситуация иная. В этом контексте, ими являются выходцы из территорий бассейна Карибского моря, которые в период с 1955 по 1962 г. мигрировали в эту страну в количестве 259 540 человек и обусловили более чем троекратный рост численности темнокожей общины с 1961 по 1964 г. (Angelo, 2009: 21).
Стоит отметить и тот факт, что британское движение «Жизни черных важны» было сформировано тремя годами позднее, чем американское, летом 2016 г. Важнейшим событием Великобритании в этот период был референдум о членстве Великобритании в Европейском союзе. Связь этих двух фактов представляется неслучайной. Так, было установлено, что число преступлений, совершаемых на почве ненависти, выросло на 23 % в первые 11 месяцев после голосования 2016 г. относительно предшествующего периода измерений (Allen, 2021: 64). В основе этого явления лежит то, что сторонники выхода Великобритании из Европейского союза имеют тенденцию конструировать различных «других», обвиняя их в ряде социальных, политических, экономических и культурных проблем (Allen, 2021: 67). Подобная риторика находится в прямой зависимости с преступлениями на почве ненависти, в том числе и теми, в основе которых лежит расовое различие.
Наличие подобных общественных нарративов было отражено и самими основателями британского «Жизни черных важны». К примеру, Натали Джефферс отметила рост числа высказываний «уезжайте домой» по отношению к меньшинствам4.
Тем не менее движение «Жизни черных важны» в Великобритании не имеет единого представительства. Оно возглавляется Black Lives Matter UK5, основанной вышеупомянутыми активистами, онлайн-платформой blacklivesmatter.uk6, международным фондом американской одноименной организации7 и рядом более мелких объединений. Несмотря на разделяемые ценности, отсутствие одной национальной силы свидетельствует о недостаточной консолидации среди активных деятелей движения. Данный факт имеет и практическое воплощение. Так, Black Lives Matter UK напрямую перенимает идеи американской «Жизни черных важны» и также выступает с инициативами по снижению финансирования органов правопорядка8. Онлайн-платформа blacklivesmatter.uk делает еще большую опору на интернет как основной канал взаимодействия с собственной аудиторией и продвигает другие общественные изменения, например, прекращение практики полицейской жестокости и расового профилирования1, в том числе и путем жалоб самим правоохранительным структурам2, в то время как международный фонд «Жизни черных важны» продолжает освещать проблемы именно афроамериканской общины. Отсутствие консолидированной силы приводит к неопределенности лидерства на национальном уровне и, что не менее важно, не предоставляет достаточного плюрализма мнений о достижении провозглашаемых задач, подобно тому, что мы видели в Соединенных Штатах 1960-х гг. Также это открывает и другую проблему. Ввиду того, что все упомянутые объединения существуют на основе пожертвований, денежные средства сочувствующих сторонников сталкиваются с размежеванием, что порождает неспособность оказать финансирование масштабных и значимых для общества проектов, примером которого могла быть программа предоставления бесплатных завтраков школьникам партии «Черных пантер». Тем самым все британское движение «Жизни черных важны» ограничивается агитацией и проведением протестных акций.
Несмотря на это, основным поводом для организации британского «Жизни черных важны» стало стремление рассматриваемого государства поддержать протестующее темнокожее сообщество в Соединенных Штатах Америки. Об этом свидетельствует тот факт, что первые демонстрации 2016 г. проводились именно в знак солидарности с афроамериканской протестной си-лой3. При этом мы не можем говорить об отсутствии актуальности проблемы чрезмерного применения силы сотрудниками полиции в Великобритании. Доказательством служит статистика количества подобных инцидентов с летальным исходом. Данные свидетельствуют об увеличении общего числа смертей с начала 2010 г. с 27 до 48 в рассматриваемом 2016 г.4, что говорит нам о росте на 77,78 %.
Тем самым британское движение «Жизни черных важны» формируется как противовес росту националистических настроений и участившихся случаев полицейской жестокости. Данный вывод служит вторым важным отличием протестной силы Великобритании от американской. Оно заключается в том, что в Соединенных Штатах движение формировалось как следствие несбыв-шихся высоких ожиданий от действий администрации Б. Обамы, в то время как британская изначально их не имела.
В этом контексте неочевидной причиной появления «Жизни черных важны» в Соединенном Королевстве служит другой не менее актуальный феномен – глобализация. Она привела к активному освещению американских протестных акций одноименного движения в британских средствах массовой информации. К примеру, подобные публикации о нем, датируемые 2015 г., можно найти как у левого The Guardian5, так и у более правого Daily Mail6. Безусловно, образ движения, продвигаемый либеральными средствами массовой информации, отличается от того, что можно встретить на страницах консервативных изданий.
Говоря о деятельности самого движения после первых маршей летом 2016 г. до гибели Дж. Флойда в мае 2020 г., стоит выделить незначительность проводимых им акций. Блокировка работы аэропорта Лондон-Сити в сентябре 2016 г.7 как знак протеста против загрязнения воздуха не имела каких-либо значимых последствий. То же можно сказать и об организуемых ежегодных демонстрациях, участниками которых были родственники погибших в результате чрезмерного применения силы сотрудниками полиции8. Сам характер подобных акций объясняет незначительное наличие интереса со стороны широкой общественности, поскольку в рамках рассматриваемого периода не было резонансных случаев, выступающих в роли крупного мобилизационного фактора. В действительности, проблема чрезмерного применения силы сотрудниками правопорядка не была столь актуальной для Британии с осени 2016 г. до конца мая 2020 г. Однако данная ситуация изменилась после гибели Дж. Флойда в мае 2020 г. Распространяемые кадры его задержания в средствах массовой информации вызвали бурную реакцию у британского населения. Основным поводом для начала протестных акций стала солидарность темнокожего сообщества Великобритании с афроамериканским меньшинством в Соединенных Штатах. Доказательством этого тезиса может служить марш в сторону посольства этого государства1. Примечательным становится тот факт, что данная протестная акция не была инициирована одной из ранее представленных организаций в рамках движения «Жизни черных важны» в Великобритании. Марш к посольству Соединенных Штатов Америки стал результатом призывов двух студенток в социальных сетях объединиться с целью выражения солидарности (Abrams, 2023: 605). Тем самым возможность для сплочения общественности вокруг одного конкретного лидера (организации или отдельного активиста) в Великобритании была упущена. Впоследствии это обусловит факт того, что акции несогласия начинают организовываться отдельными группами левого толка (Abrams, 2023: 605) без какой-либо единой координации, что снова делает актуальной проблему консолидации участников данной протестной силы.
Однако мы не можем сказать, что на протяжении протестов 2020 г. в рассматриваемой стране в фокусе общественного внимания находился только инцидент, связанный с Дж. Флойдом. Средства массовой информации стали выпускать публикации, которые знакомят читателя со схожими случаями чрезмерного проявления силы сотрудниками полиции в Великобритании2.
Результатом активной агитации в социальных сетях стали акции неповиновения, развернувшиеся по всей стране. Уже к середине июня 2020 г. число участников данных демонстраций превысило 210 тысяч человек3. Однако протестующие скандировали не только имена жертв чрезмерного применения силы сотрудниками полиции. Активной критике подвергались и исторические личности Великобритании. Самым ярким событием попыток борьбы с наследием прошлого стали акции вандализма в отношении памятников. Одним из таких был монумент Эдварду Колстону, снесение которого рассматривалось протестующими как выступление против колониа-лизма4. Позднее пьедестал этой статуи займет памятник темнокожей участницы «Жизни черных важны» Джен Рид, однако данная акция не была согласована с органами власти, что стало причиной избавления и от этой скульптуры5. Безусловно, акт вандализма в отношении монумента Эдварду Колстону не мог не привести к законному преследованию его участников. Но в результате разбирательства четверо задержанных протестующих были оправданы6.
Данный сюжет свидетельствует об активизации дискуссии и о другом явлении – культуре отмены. В контексте протестов «Жизни черных важны» ее следствием становится не только снос нескольких сотен мемориалов, но и переименование учреждений (в том числе занимающихся образовательной или медицинской деятельностью) и продуктов питания (Кузнецов, Ступко, 2022: 42).
Расширению дискуссии, в том числе, способствовало и спортивное сообщество. Так, Английская Премьер-лига по футболу открыто поддержала «Жизни черных важны». В своем заявлении 2020 г. организация отметила, что выражает поддержку спортсменам, которые заменят собственное имя, указанное на униформе, на слоган движения, и не будет выступать против преклонения колена до или во время матчей (Сальников, Сальникова, 2021).
Безусловно, наличие массовых протестов наряду с несанкционированным государством сносом объектов культурного наследия городов и наличием дискуссии о расовой справедливости должны были породить реакцию органов власти. В своем выступлении 8 июня 2020 г. Борис Джонсон отметил, что понимает тех, кто мирно протестует против расовой дискриминации, однако подчеркнул, что нарушение законодательства, атаки на полицию и разрушение памятников не получит его поддержки1. Воплощением этих слов стал законопроект Police, Crime, Sentencing and Courts Bill, выдвинутый в 2021 г.2 Содержательно он противоречил самим требованиям движения «Жизни черных важны», поскольку предусматривал удвоение сроков заключения под стражу за нападение на работников чрезвычайных служб и повышал максимальное наказание за ущерб мемориалам (с трех месяцев до десяти лет)3, тем самым расширяя власть силовых органов над протестующими. Впоследствии данный законопроект приобрел статус закона в 2022 г.4
Характер подобных преобразований можно объяснить и общественным мнением Великобритании. Согласно результатам социологического исследования, опубликованного в конце ноября 2020 г. центром Opinium, большинство англичан (55 %) считают, что движение «Жизни черных важны» усилило расовую напряженность в их стране5. Таким образом, исходя из мнения общественности, мы не можем говорить, что движению удалось создать условия гармоничного сосуществования представителей разных групп в 2020–2021 гг. Более того, наблюдается и несогласие жителей Великобритании с целями самой протестной силы. Так, лишь 9 % опрошенных считают, что 1,2 млн фунтов, которые движение собрало во время летних протестов 2020 г., должны пойти на кампании по снижению финансирования полиции6.
Несмотря на попытки законодательной борьбы с протестами, правительство Великобритании обратило внимание и на то, что их вызывает – неравенство и дискриминацию. Для преодоления этих проблем был разработан Inclusive Britain Action Plan 2022 г., который предусматривал шаги по улучшению жизни различных меньшинств. Основные изменения, предусмотренные в рамках данной инициативы, касались расширения доступа этнических меньшинств к образованию всех уровней, изменения методик преподавания истории, введения новых мер поддержки малообеспеченных семей, расширения числа специалистов в центрах занятости и предоставления более качественных юридических консультаций7. Подобный комплексный характер преследовал цель оказать долгосрочное влияние на темнокожую общину. Наиболее сильный акцент делается на сферу образования. Представляется, что через нее правительство стремится заложить у молодежи более верные ценностные установки, которые позволят ей понять наследие своей страны.
То же самое можно сказать и о самих правоприменительных структурах. Например, мы можем увидеть, что акции несогласия оказали на них определенное влияние. Основным изменением, имевшим место после протестов «Жизни черных важны», стал Police Race Action Plan 2022 г. В действительности он отражал требования демонстрантов положить конец дискриминационным практикам в органах правопорядка. Для достижения этой задачи было предусмотрено введение обязательной подготовки полицейских, направленной на преодоление расовых предубеждений; усиление расследований инцидентов, связанных с чрезмерным проявлением силы сотрудниками; увеличение представительства меньшинств в правоприменительной системе и расширение числа взаимодействий с местным темнокожим сообществом8.
Таким образом, несмотря на то, что первой реакцией правительства Великобритании стали меры, направленные на ужесточение наказания за преступные деяния во время протестов, дальнейшие меры стали отражать то, почему сами акции несогласия имели место. Предпринятые решения, предусмотренные в рамках новых программ, в первую очередь были ориентированы на изменение положения темнокожей общины в наиболее уязвимых для них сферах: образовании, отношении с правоприменительными структурами и экономике. Тем самым правительство Великобритании взяло курс на постепенное улучшение их материального положения, предоставляя возможность получить более доступные и качественные знания, что, наряду с оказанием помощи в области трудоустройства, может способствовать повышению общего уровня жизни. В действительности, все эти меры отражали наиболее умеренные требования демонстрантов, то есть прекратить разнообразные дискриминационные практики, которые и послужили объектом массового недовольства.
Внедрение упомянутых инициатив обусловило и изменение риторики самого движения «Жизни черных важны». Так, обращаясь к деятельности онлайн-платформы blacklivesmatter.uk, мы можем увидеть, что она берет курс на развитие по модели общественной организации. Об этом свидетельствуют инициативы по сбору донорской крови и кооперация с другими компаниями, занимающимися психическим и физическим здоровьем темнокожей общины1.
Что касается Black Lives Matter UK, то характер производимых этой организацией пожертвований указывает на расширение помощи более мелким объединениям и отдельным активи-стам2. Однако общая риторика продолжает оставаться радикальной. Критике поддаются многие инициативы правительства, например, новое миграционное законодательство, которое, по мнению этой протестной силы, является расистским и отражает империалистический характер отношений Великобритании со своими бывшими колониями и всем миром3.
Тем самым мы наблюдаем сохранение отсутствия консолидации в рамках движения «Жизни черных важны». Более того, наличие двух разных моделей развития организаций в рамках одной протестной силы свидетельствует о том, что кооперация этих объединений становится маловероятной. Данный факт лежит в основе нашего предположения о будущем всего движения в Великобритании. Принимая во внимание представленные факты, такие как изменение законодательства, недовольство общества сокращением финансирования правоприменительных структур и важность вопросов безопасности, мы можем сказать, что развитие «Жизни черных важны» начинает следовать по пути «Черных пантер», то есть по модели общественной организации. Представляется, что предпринятые правительством меры фактически лишили движение главного аргумента – недостаточного внимания к тяжбам темнокожей общины, что уменьшает их влияние на внутриполитический процесс. Дальнейшее развитие и существование «Жизни черных важны» начинает зависеть от интереса к данной теме у общества Великобритании, поскольку обе организации, формирующие протестную силу в этой стране, полностью зависят от добровольных пожертвований. Таким образом, отсутствие внимания к движению со стороны общества знаменует его плавное угасание, поскольку оно останется без средств для осуществления своих проектов.