Особенности развития и государственного регулирования рыбного промысла в Низовьях Волги в XVII–XVIII вв.
Автор: Курапов А.А.
Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik
Рубрика: Российская государственность
Статья в выпуске: 1 (83), 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья подготовлена в процессе изучения особенностей эволюции государственного регулирования рыбодобычи и рыбообработки на Нижней Волги в XVII - XVIII вв. на материалах Государственного архива Астраханской области (ГААО). На материалах архивных документов, вводимых в научный оборот, в исследовании рассматривается развитие рыбного промысла в регионе, формирование и реализация государственной политики в отношении столь значимой отрасли экономики. Автором отмечается, что рыбный промысел в Низовьях Волги уже в XVII в. являлся значительным инфраструктурным комплексом, активными участниками рыбодобычи и рыбообработки было государство, 18 представители российского купечества из разных регионов страны, Русской православной церкви, основных национальных групп региона. Определяется география основных центров рыбодобычи и рыбообработки - учугов, их перечень и собственники. Автор приходит к выводу, что систематизация государственного регулирования добычи рыбы в регионе происходит после введения казенной монополии и учреждения Астраханской рыбной конторы в начале XVIII в. Делается вывод о том, что в XVIII в. рыбный промысел в Астраханской губернии активизировался, в него активно интегрировалось региональное купечество, посадские люди. Во второй половине XVIII в. эволюционирует и состав астраханских рыбаков промысловиков, в формировании количественного состава которых активно участие принимало Российское государство.
Рыбодобыча, рыбообработка, российское государство, нижнее поволжье, учуг, купечество, казенная монополия, астраханская рыбная контора, астраханская губерния
Короткий адрес: https://sciup.org/149147717
IDR: 149147717 | DOI: 10.54770/20729286-2025-1-8
Текст научной статьи Особенности развития и государственного регулирования рыбного промысла в Низовьях Волги в XVII–XVIII вв.
Features of development and state regulation of fishing industry in the Lower Volga in the 17th–18th centuries
Изучение специфики и динамики освоения Астраханского края в рамках рыбодобычи в XVII-XVIII вв., участия основных социальных и национальных групп в региональном рыбном промысле, позволит подчеркнуть роль этой отрасли экономики в социально-экономическом развитии региона. Отметим, что рыбодобыча (морская, речная) и рыбообработка являлись одной из основ экономики края, привлекая в него потоки рабочей миграции из разных регионов России.
Организованная, контролируемая российская рыбодобыча в Низовьях Волги начинается после присоединения региона к Московскому государству во второй половине XVI в. Вместе с тем, исследователи истории российского рыболовства отмечают, что русские рыбаки осуществляли лов на Волге и ее притоках и до присоединения Поволжья к Московскому государству1.
В рамках статьи акцентируем внимание на эволюции системы государственного регулирования рыбодобычи и рыбообработки в Низовьях Волги, на региональных особенностях и географии распространения промыслов.
Источниковую базу работы сформировали делопроизводственные материалы, выявленные в фондах Государственного архива Астраханской области (ГААО).
Основной формой организованного использования рыбных ресурсов Нижней Волги и Яика в конце XVI в. – XVII вв. было формирование различных рыбодобывающих предприятий, отличавшихся друг от друга формой собственности, товарностью, особенностями организации рыбодобычи и рыбообработки, спецификой привлечения рабочей силы2.
Региональным способом рыбодобычи в Низовьях Волги с XIII в. стал учужный лов – возведение сооружений из бревен, параллельно урезу воды, в середине которых помещались ловушки-избы, пространства, в которых скапливались крупные особи осетровой рыбы, добываемые ловцами баграми3.
Кроме того, учуг являлся и инфраструктурным комплексом, включая одну или несколько забоек (крупнейшие из них имели протяженность от 300 до 600 м.), городок ловцов, неводные и самоловные промыслы4.
Городок ловцов, эксплуатировавший несколько забоек, был основной частью сложного комплекса учужного промысла. Городок включал оборонительные сооружения, производственные помещения (амбары, чуланы, ледники, «водолазные бани»), избы, в которых проживали люди, занятые на промысле: администрация, ловцы, рыбообработчики, охрана и др.5.
В региональный учужный промысел входила и инфраструктура в г. Астрахани (дворы, помещения для хранения рыбной продукции, материалов для рыбообработки и ремонта орудий лова, слободы рыбаков). Астраханскому митрополиту Иосифу в 1666 г. было выделено «порожнее место» г. Астрахани на Косе напротив Кабацких ворот под домовую учужную пристань, под двор и амбары, позднее епархии было выделено другое – более удобное место у на берегу р. Кутум выше рыбных исад6.
Численность работных людей отдельного учуга определялась И.В. Степановым в 25 человек, в сезон их число могло увеличиться на 60 чел.7.
В XVII в. отдельный астраханский рыбопромысловый комплекс возглавляли промышленники, приказчик, служебник, учужный атаман, который контролировал все учужные работы, принимая в них непосредственное участие8.
Основная часть купцов, занимавшихся рыбным промыслом в Астраханском крае, были русскими. Э.Л. Дубман отмечает, что первыми купцами, взявшими учуги в начале XVII в. на Яике ив Низовьях Волги на откуп, были ярославцы Н. Светешников, Г. Никитников, Д. Назарьев, В. Шорин9.
В XVI – начале XVIII вв. крупнейшим собственником рыбопромысловых угодий в Низовьях Волги являлась
Астраханская епархия Русской православной церкви. В начале XVII в. архиепископ Феодосий взял на откуп учуг Коклуй, с 1592 г. отданный в оброк Троицкому монастырю10. В 1616 г. архиепископ Онуфрий получил «неводные рыбные ловли от Караузинского острова от нижней изголовли Усть-Царевы протоки и вверх по Волге – по крымчкой и ногайской стороне, по ильменям и протокам до Большие и Малые Болды…»11.
Со второй половины XVII в., на фоне экономического кризиса в стране в целом, отмечался кризис и промыслового предпринимательства в Низовьях Волги, проявившийся в запустении промысловых угодий, в отказе купцов от откупов учугов12.
Учуги в XVII в. принадлежали и астраханским стрельцам. Указом от 29 февраля 1684 г. астраханским стрельцам «за их службу и частые посылки» был отведен безоброчно промысел для рыбной ловли всякими снастями по Волге от р. Болды по обе стороны 5 верст13.
Наряду с русскими рыбным промыслом в XVII в. занимались астраханские татары, ногайцы и калмыки. В 70-е гг. XVII в. астраханские татары владели учугами в Низовьях Волги14.
В дельте Волге, в низовьях Яика во второй половине XVI– XVII вв. сформировался комплекс учугов, на основе которых и развивалось региональное промысловое рыболовство. В начале XVII в. в Астраханском крае были известны учуги Иванчуг, Бурунтай, Коклуй, Колкомановский, Урустоба, Увары, Чурка, Басарга, Бирюль, Камызяк, Чеган, Бузан15. Вышеперечисленные учуги относятся исследователями к самым ранним. В 20-е – 80-е гг. XVII в. в Низовьях Волги возникают такие учуги как Вешняк, Колобери, Карасы, Красноярка, Бахтемир, Чета, появляются учуги и в низовьях Яика. Информация, относящаяся к началу XVIII в., уточняет принадлежность нижневолжских учугов. Так к дворцовому ведомству относились учуги Увары, Урустоба, Бирюль, к Патриаршему дому – Бельский, Камызяк, Чаган,к Астраханской епархии – Талуч, Басарга, к Троице-Сергиевскому монастырю г. Астрахани – Таныч, Большой и Малый Иванчуг, к Спасо-Преображенскому монастырю г.Астрахани– учуг Чурка16.
В Астраханском крае в конце XVII – начале XVIII вв. функционировало несколько значительных промысловых предприятий: казенное (на промыслах работало 78 чел.), патриаршее (на промыслах работало 70 чел.), епархиальное (на промыслах работало более 80 чел., в сезон нанимали до 100 чел.), астраханского Троице-Сергиевского монастыря (на промыслах работало 63 чел., в сезон нанимали до 40 чел.)17.
Нижневолжский регион в рассматриваемый период являлся крупнейшим поставщиком рыбы, составлявшей значительную часть рыботорговли на ярмарках Москвы и в Нижнего Новгорода. Черная икра на внешний рынок отправлялась из Нижнего Новгорода в Архангельск через Ярославль и Вологду. Только в 1651–1653 гг. из Архангельска было вывезено в 20 000 пудов икры за 30 000 руб.18.
Отметим, что регулирование добычи рыбы в Низовьях Волги Российским государством систематизировалось после объявления рыбных промыслов казенной монополией с 1704 г., после основания Астраханской рыбной конторы и передачи Астраханскому городскому обществу «Астраханских рыбных ловлей», к которым относились северо-западные участки волжских протоков, морские участки Каспия19. По указу Петра I от 6 января 1704 г. оброчные и безоброчные рыбные промыслы, ранее отданные помещикам и вотчинникам, передавались в государственную монополию и отходили в ведение Семеновской (Ижорской) канцелярии, которая определяла участки на оброк откупщикам20. При отсутствии откупщиков система рыбодобычи сохранялась в соответствии с дореформенным положением. Указ предписывал строгий учет добытой рыбы и орудий лова в статистических отчетах, отправляемых в государственные органы власти21.Уже в 1707 г. митрополит Сампсон вступил в арендаторы казенных рыболовных вод в урочищах Киндерлицких, от Караузицкого острова вниз по Волге, воды Вознесенского монастыря, выплачивая торговые оброки в казну22. Именной указ Петра I астраханскому губернатору А.П. Волынскому от 26 октября 1720 г. регламентировал и переработку рыбы: засолку осетров и сельди23.
С 20-х гг. XVIII в. астраханское купечество на новых условиях активно интегрируется в региональную рыбодобычу, беря на откуп рыбные места в дельте Волги и острова на северном Прикаспии для добычи тюленей24.
Указом Екатерины I от 31 марта 1727 г. рыбные ловли в дворцовых, архиерейских, монастырских волостях и помещичьих волостях, отданные на откуп передавались владельцам. Началась так называемая окладная система сборов25.
Н.Н. Пальмов отмечал, что район астраханских рыболовных вод был значительным, и им управляли две рыбные конторы: из Саратова и Астрахани. Протяженность астраханских рыболовных вод, подчиненных саратовской рыбной конторе, была 800 верст. Эти рыболовные воды начинались у с. Соснового и заканчивались у о. Песчаного близ Астрахани. От того же острова начинались астраханские воды, управляемые Астраханской рыбной конторой, к ним же относился и морской рыбный промысел, протянувшийся до р. Терек и Яик26.
Рыболовные воды, управляемые из Астрахани, делились на казенные и промыслы, сдаваемые в аренду27.
К.Н. Лебедев так же отмечал активное развитие волжского рыбного промысла в 40-е гг. XVIII в. При астраханском губернаторе В.Н. Татищеве в Астрахани было 23 ватаги, в Черном Яру – 14 ватаг28.
Исследование истории государственного регулирования рыбодобычи в регионе невозможно без привлечения широкой источниковой базы, без выявления, изучения и публикации документов из фондовых коллекций Государственного архива Астраханской области (ГААО).
Материалы по истории рыбодобычи и рыбообработки в Астраханском крае в XVII – XVIII вв. Выявлены в фондах: №1010 «Астраханская приказная палата (изба)» (1623–1720 гг.), №1 «Канцелярия астраханского гражданского губернатора» (1721– 1919 гг.), «Астраханская губернская канцелярия» (1714–1796 гг.), №476 «Кавказское наместническое правление» (1780-1806 гг.), №614 «Астраханская рыбная контора» ГААО.
В фонде №614 ГААО, в частности, отложилась челобитная от астраханского посадского человека К.И. Болдырева, относящаяся к одному из упомянутых учугов. В феврале 1742 г. он сообщал, что еще в 1727 г. из Астраханской рыбной конторы бывший астраханский посадский человек И. Шапошников получил на откуп Тумацкие рыбные ловли по урочищам для рыбодобычи в зимнее время за 13 руб. 11 коп. в год29. После завершения урочных лет И. Шапошников обратился в Астраханскую рыбную конторы для передачи контракта перекупщикам, но таковых не нашлось и воды остались за ним. К.И. Болдырев сообщал, что в 1731 г. И. Шапошников постригся в монахи в одном из астраханских монастырей и был переведен в г. Царицын. Содержание вод было наложено на К.И. Болдырева, который являлся поручителем И. Шапошникова30. В своей челобитной К.И. Болдырев просил снять с него Тумацкие воды и не взыскивать откупных.31
Необходимость пополнения астраханских рыбных промыслов работными людьми в 40-е–50-е гг. XVIII в. предопределяет указы Сената о привлечении колодников к рыбодобыче. Указ Сената от 4 сентября 1751 г. «Об употреблении содержащихся в Астраханской губернии колодников» отмечал их направление на добычу рыбы в 1744, 1745 гг. для того, чтобы не останавливалась рыбодобыча, рыбообработка и строительство инфраструктуры учугов32. В 1751 г. Астраханская рыбная контора отмечала недостаток служителей на рыбных промыслах при астраханских учугах и на Яике, что предопределило указ Сената о направлении на работы колодников, приговоренных к смертной казни, политической смерти, к вечной ссылке на каторгу33.
Астраханские рыбаки-промысловики во второй половине XVIII в. разделялись на три разряда: приписные при учугах, подрядные сезонные рыбаки, годовые морские рыбаки34. К середине XVIII в. начинает преобладать ватажный лов сетями, число ватажных людей у отдельных купцов достигало 1500 чел.35.
По предложению Камер-коллегии, недовольной организацией астраханской рыбодобычи, Астраханская рыбная контора была упразднена указом Сената от 9 июля 1759 г.36.
По указу Екатерины II «О разных постановлениях, касательно торговли» от 31 июля 1762 г. откупная система отменялась: «В Астраханской губернии тюленевый промысл…оставить Астраханскому купечеству в вольной торговле как и прежде состоял. Астраханские, Саратовские, Царицынские и Черноярские рыбные промыслы и Астраханский клеевой и вязичный сборы…как для городского, так и общенародного тою рыбою, клеем и икрою удовольствия и свободного торга, отдав в содержание Астраханского купечества из платежа в казну выше представленных от них окладов»37.
24 марта 1765 г. вышел указ Сената о регламентации обработки рыбы. В указе отмечалось, что рыбопромышленники при обработке выловленной рыбы, отправляемой в Санкт-Петербург, Москву и другие «верховые города» «наблюдают одну свою прибыль», при обработке извлекая только икру, оставляя внутренности38. Подобная обработка приводила к порче и увеличению стоимости рыбы для потребителя. Для избежания «народного отягощения» Сенат предписывал рыбопромышленникам улучшить обработку и заботиться о сохранности отправляемой потребителям рыбы39.
11 февраля 1769 г. по указу астраханского губернатора Н.А. Бекетова в Астраханском губернском магистрате собрались представители астраханского первостатейного купечества, утвердив ряд пунктов положения о Купеческой рыбной конторе. Ее директором на три года был назначен астраханский первостатейный купец С. Шарыпин. По вступлении на должность директор должен был принять по описи документацию о всех рыбных промыслах региона40. Доходы и расходы конторы должен был контролировать один представитель астраханского купечества, избираемый на год, записывающий сведения о денежных операциях в шнурованную книгу, выданную Астраханским магистратом41. Директор принимал на свое содержание рыбу, оставшуюся на учугах, им должна была быть осуществлена проверка и уточнение списка работных людей на учугах, ватагах, с уточнением их денежного и хлебного жалования, инфраструктура промыслов могла обновляться решением директора42.
Директор должен был вести статистику о добыче рыба и тюленей на промыслах астраханских и инородных купцов, осуществлять прием податей, собирать сведения о дислокации промыслов, составляя их список, с нанесением на карту губернии43.
Директор не нес ответственности за спорные дела, относящиеся к рыбным промыслам, заведенным до вступления его на должность.
Директор в начале года заключал контракты на использование рыболовецких участков с «верными и надежными поручителями». Окладная сумма, по установленным окладам, вносилась ватажниками в Купеческую рыбную контору, без чего до рыбной ловли они не допускались44.
Купеческой рыбной конторе предписывалось на продажу «в народ» с учугов красной рыбы и рыбных припасов на рынке Исады, где было необходимо сделать три лавки, на специально отведенном месте. На Татарском базаре предписывалось сделать две лавки, осуществлять продажу рыбы «в народ» от купечества был выбран купец А. Воронин с сидельцами, получивший шнурованную книгу45.
Для надзора за незаконными обловщиками рыбы конторе было предписано в море и по Волге держать два косных струга с пристойным числом гребцов и лоцманов46.
В документе отмечалось, что иногородние купцы, ежегодно скупавшие у ватажников рыбу, приступили к самостоятельному вылову рыбы и перепродаже иногородним купцам, что приводило к повышению цен на рыбу в верховых городах России, что приводило к «Народному отягощению», претензиям к астраханскому купечеству, в связи с чем конторе было предписано ограничить перепродажу рыбы в Астрахани со стороны иногороднего купечества47.
Для предотвращения бесконтрольного вывоза рыбы из Астрахани местными и иногородними купцами было предписано учредить в крепости Енотаевской заставы, на которые было необходимо определить смотрителей48.
В обязанности директора входило так же своевременное внесение положенной окладной суммы в государственную казну за рыбные учужные и тюленьи промыслы49. В случае нанесения ущерба со стороны директора конторе он мог быть отрешен от должности советом конторы и Астраханским магистратом. Основным местом пребывания директора, особенно в весеннее время хода рыбы («беляшное время»), должны были являться учуги, с которых его нельзя было вызывать в Астрахань без особой необходимости50.
Таким образом, рыбодобыча и рыбообработка в Астраханском крае в XVII – XVIII вв. являлись одной из основных отраслей экономики. Российское государство регулировало рыбодобычу в регионе, распределяя рыболовецкие участки, пополняя казну за счет податей и введения монополий. В XVIII в. регулирование рыбодобычи и рыбообработки в регионе становится системными. Комплекс тематических исторических исследований XIX - XXI вв. и выявленных архивных дел позволяет в дальнейшем ввести в научный оборот основной перечень рыбных промыслов-учугов, на которых добывалась большая часть рыбы, рассмотреть специфику территориального распределения рыбных промыслов в дельте Волги и на Каспии, определить социальный и национальный состав рыбопромышленников, изучить характерные особенности эволюции региональных рыбных промыслов на материалах отчетов рыбопромышленников, изучить статистические материалы исследований рыбных промыслов чиновниками региона, охарактеризовать комплекс претензий и динамику внесения корректив в практическую деятельность рабопромышленников.
Введение в научный оборот комплекса выявленных документов позволит охарактеризовать географию регионов России, ставших источником комплектования регионального состава рыбодобытчиков и других участников рыбного промысла, формировавших пестрых национальный состав Астраханской губернии, значительный объем материалов, связанных с экономическими отчетами рыбопромышленников дает материал для дальнейшего анализа системы налогообложения и пополнения регионального бюджета, комплекс дел, относящихся к формированию инфраструктуры рыбных промыслов, позволяет сформировать представления о заселении региона, возникновении новых поселений, связанных с рыбодобычей и рыбообработкой.