Особенности развития музейного дела в контексте идеологических перемен в советском государстве середины 1930-х годов
Автор: Пономарева Ю.В.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 5 (73), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья освещает основные факторы, оказавшие влияние на развитие музейного дела в советском государстве в период 1930-х годов. В это время произошли значительные перемены в правительственной идеологии, которые отразились на экспозиционно-выставочной, научноисследовательской и просветительской работе музеев. Перемены были связаны в первую очередь с изменением взглядов на национальный вопрос, следствием чего стал отказ от космополитических идей и поворот к понятию «русский патриотизм». В данной статье сделана попытка на примере некоторых событий музейной жизни (Пушкинский юбилей 1937 года, юбилей Отечественной войны 1812 года, реставрационные работы исторических памятников и другие) показать тесную связь музеев с государственной идеологией.
Музейное дело, советское государство, правительственная идеология, национальный вопрос, "русский патриотизм"
Короткий адрес: https://sciup.org/144160634
IDR: 144160634
Текст научной статьи Особенности развития музейного дела в контексте идеологических перемен в советском государстве середины 1930-х годов
Музейное дело, как и культура в целом, всегда испытывает на себе огромное влияние государственной политики. В 1930-е годы в государственной идеологии СССР происходили значительные изменения, затронувшие все сферы жизни общества, включая и музейную жизнь.
Правительственная идеология первых лет советской власти определялась национальным вопросом. Основной целью пришедших к власти большевиков было осуществление мировой революции, которая должна была привести к построению нового социалистического общества, не знающего ни классовых, ни национальных различий. Поэтому основные действия
ПОНОМАРЕВА ЮЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА – аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
PONOMAREVA YULIYA VITALYEVNA – doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
большевиков в области национальной политики были направлены на стирание национальных границ и слияние всех наций воедино.
Национально-государственная система послереволюционной России складывалась в духе «школы М. Н. Покровского». Взгляды историка, приверженца марксистско-ленинского учения, долгое время лежали в основе правительственной идеологии советского государства. Его работа «Русская история в самом сжатом очерке» оставалась единственным пособием по истории России.
Для всех трудов М. Н. Покровского характерно негативное отношение к дореволюционной России. В своей «Истории» он отказывается от традиционной периодизации русской истории по годам правления того или иного царя или князя. В его интерпретации все они являются эгоистичными и жестокими личностями. Более того, историк отрицает понятия «Родина», «Отечество». Отечественную войну 1812 года Покровский пренебрежительно называет «так называемая отечественная» [2, с. 102]. Умаляя значение подвигов русского народа, М. Н. Покровский не упоминает и периода борьбы с татаромонгольским нашествием. В его работе не звучат имена Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других выдающихся деятелей многовековой русской истории. Навязывание исторической концепции М. Н. Покровского вело к неминуемому разрыву общества с идеями патриотизма и национализма, а также формированию у советского народа интернационалистических настроений.
Сформировавшееся в послереволюционной России отношение к русскому народу и его наследию не сразу нашло отражение в музейном пространстве. В первые годы после революции государственная политика в области музейного дела определя- лась двумя основными задачами: первой являлось создание новых музеев путём музеефикации особняков, дворцов, монастырей; вторая –заключалась в сборе и охране исторических памятников, находящихся на территории СССР.
Результатом музейной политики первого десятилетия советской власти явилось значительное расширение музейной сети. Также была создана сеть государственных учреждений, занимающихся организацией музейного дела, а также издан целый ряд законодательных актов, регулирующих работу музеев.
К концу 1920-х годов в музейной работе огромное значение начинают приобретать идеологические факторы. Отныне музей объявляется оружием пропаганды социалистического строительства и марксистко-ленинских идей. Связано это было с установлением тоталитарного режима, следствием которого явился жёсткий контроль и политизация культурной сферы.
На рубеже 1920–1930-х годов музейная работа развивается в контексте правительственной идеологии, в основе которой лежали взгляды М. Н. Покровского. Музеи этого периода являются частью системы вульгарно-социологических представлений, отрицавших не только всё историческое прошлое русского народа, но также исторические и культурные ценности.
На смену традиционным экспозициям, показывающим исторические процессы, достижения народа в области искусства, литературы и т.д., пришли так называемые тематические экспозиции, в основе которых лежали идеи марксизма-ленинизма и показ классовой борьбы. При этом подлинные произведения искусства и предметы старины были обесценены и объявлены хламом. Их заменил массовый материал – схемы, карты, иллюстрации, экстренно созданные сотрудниками в новых условиях.
Первый музейный съезд, состоявшийся в 1930 году, окончательно утвердил за музеем роль учреждения, призванного вести массовую политическую и просветительскую работу. На съезде было принято решение о реэкспозиции всех музеев и перестройки всего музейного дела.
Музеям пришлось в кратчайшие сроки перестраивать свои экспозиции, «подгоняя» их концепцию под сложившуюся новую идеологию. Причём перестройка затронула музеи всех профилей. Экспозиция любого музея должна была пропагандировать участие народа в строительстве социализма, быть партийной и доступной для всех слоёв населения.
Особенно сложно было соответствовать новым требованиям музеям художественного и естественнонаучного профилей. Первые должны были показывать смену художественных стилей как одно из проявлений классовой борьбы, вторым было предписано сконцентрировать внимание на показе классовой борьбы через идеи марксистского естествознания.
Музеи отныне стали не научными и культурными учреждениями, а учреждениями политико-просветительными, основной целью которых являлась не научная, а массово-просветительская деятельность. В основе экспозиций лежала идея показа классовых противоречий и классовой борьбы.
В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер. В условиях осложнения международной обстановки и угрозы реальной опасности войны в советском государстве постепенно отступают идеи мировой революции, а следом происходит поворот к понятию «русский патриотизм».
Следствием кардинальных перемен в национальной политике СССР стало возвращение в середине 1930-х годов отечественной истории и осознание её исторических и культурных ценностей.
В это время отношение к исторической науке изменилось, а взгляды М. Н. Покровского были подвергнуты критике. В 1934 году было реабилитировано понятие «Родина». В школах и высших учебных заведениях возобновляется отменённое в 1919 году преподавание истории. В университеты возвращаются исторические факультеты. С 1935 года разворачивается большая работа по подготовке новых учебников по истории России.
Готовясь к приближающейся войне, партийное руководство страны стало уделять большое внимание патриотическому воспитанию людей. Во второй половине 1930-х годов в стране были проведены различные общественно-политические мероприятия, призванные пробудить у широких народных масс национальнопатриотические чувства. Важное место в этой работе занимало празднование исторических юбилеев. В 1937 году отмечалось 125-летие Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы. Также в это время появилось много исследований по военной истории, прославляющих доблесть и отвагу русских воинов. Среди них работа А. И. Козаченко «Ледовое побоище» (1938), Е. В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию» (1939) и другие. Особое значение приобретает и обращение к великим предкам русского народа. В 1938 году на советском киноэкране появился фильм «Александр Невский», тогда же была издана книга, посвящённая А. В. Суворову. В одном из номеров «Правды» был опубликован портрет М. И. Кутузова. В 1933 году пароход «Лена» был переименован в «Челюскин» – в честь известного русского мореплавателя XVIII века.
С середины 1930-х годов также меняется и политика в области музейного дела. Кардинальные перемены в идеологии государства вернули музеям право показа великого прошлого русского народа.
Надо отметить, что новая идеология нашла наибольшее выражение в выставочном пространстве. Именно выставка, как наиболее оперативная форма музейной деятельности, смогла в кратчайшие сроки откликнуться на новые идеи.
Во второй половине 1930-х годов в советском государстве было организовано большое количество юбилейных выставок, прославляющих русский народ и его достижения в области политики, литературы, культуры и искусства. В 1937–1938 годах музеи участвовали в праздновании 125-летней годовщины Отечественной войны 1812 года. Крупная выставка на эту тему прошла в Государственном историческом музее. В Государственном музее Л. Н. Толстова прошла выставка «Патриотизм великого русского народа», организованная по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
В конце 1930-х годов ряд краеведческих музеев отметил 750-летие «Слова о полку Игореве». Среди них Курский и Пу-тивльский музеи, организовавшие в своих стенах выставки, на которых было экспонировано много интересного и редкого материала. В сентябре 1938 года в Эрмитаже открылась выставка «Великое прошлое русского народа в памятниках искусства и предметах вооружения».
Также во второй половине 1930-х годов наметился большой интерес к художественному наследию страны. Советские музеи организовали большое количество персональных выставок, посвящённых выдающимся деятелям истории и культуры. Так, в 1934–1936 годах в Третьяковской галерее прошла серия юбилейных выставок: В. А. Серова, В. Г. Перова, И. Е. Репина, И. Н. Крамского, К. А. Коровина.
Ещё одним положительным моментом смены идеологии во второй половине 1930-х годов стали многочисленные ра- боты по реставрации и восстановлению исторических памятников. Например, в 1936 году после реставрационных работ в Коломенском был открыт Домик Петра I. В 1939 году была отреставрирована и восстановлена как музей «Кутузовская изба» в Филях.
Пожалуй, самым ярким примером радикальной смены исторических взглядов того времени является столетняя годовщина со дня смерти А. С. Пушкина, которая отмечалась в 1937 году. Подготовка к столетию со дня смерти поэта в советской стране приняла небывалый масштаб и затронула все сферы общественной жизни. Не последнее место в проведении пушкинского юбилея отводилось советским музеям. По всей стране проводились многочисленные выставки, посвящённые поэту, реставрировались пушкинские места, возводились памятники, собирались предметы, связанные с жизнью и творчеством поэта, создавались новые музеи. Особое значение в деле увековечивания памяти поэта отводилось Всесоюзной Пушкинской выставке, проходившей в залах Государственного исторического музея. Впоследствии её материалы, собранные в огромном количестве со всех уголков страны, легли в основу Всесоюзного музея А. С. Пушкина.
Перечисленные мероприятия – далеко не полный перечень событий, состоявшихся в музейной жизни во второй половине 1930-х годов. В данной статье была сделана попытка на примере некоторых из них рассмотреть теснейшую связь музея с правительственной идеологией.
Как нам представляется, идеологические установки всегда влияют на работу музеев. И сегодня государственные музеи не могут быть абсолютно свободными от существующей в стране идеологии.
Впрочем, данный вопрос заслуживает отдельного всестороннего исследования.
В заключение стоит отметить, что идеологические перемены середины 1930-х годов не способствовали вытеснению из музеев классового подхода и трактовки музея как просветительно-пропагандистского учреждения. В советских музеях ещё долго будут работать отделы социали- стического строительства. Однако национальная политика государства середины 1930-х годов внесла в музейную жизнь данного периода значительные изменения, что позволяет говорить о наступлении в это время нового этапа в российском музееведении.
Список литературы Особенности развития музейного дела в контексте идеологических перемен в советском государстве середины 1930-х годов
- Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России, 1917-2009: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 История. Изд. 3-е, расш. и перераб. Москва: Аспект Пресс, 2010. 846 с.
- Барсенков А.С., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике, XX в. Москва: Московский рабочий, 1993. 160 с.
- Вдовин А.И. Подлинная история русских. XX век. Москва: Алгоритм, 2010. 432 с.
- Жуков Ю.Н. Иной Сталин: политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. Москва: Аква-Терм, 2010. 512 с.
- Ионова О.В. Музейное строительство в годы довоенных пятилеток (1928-1941 гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР. Москва,1963. Вып. 5. С. 84-118.
- Коростелев Н.Ю. К вопросу о классификации документов государственной культурной политики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 199-207.
- Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг. // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). Москва,1991. Ч. 1. С. 96-172.
- Против исторической концепции М. Н. Покровского: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории; [редкол.: акад. Б. Греков и др.]. Москва; Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1939-1940.
- Тихонова В.А. Национально-культурные традиции и духовное развитие общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 52-57.