Особенности развития подкожных оводов крупного рогатого скота в районе Северного Казахстана

Автор: Окунев Александр Михайлович

Журнал: Молочнохозяйственный вестник @vestnik-molochnoe

Рубрика: Сельскохозяйственные и ветеринарные науки

Статья в выпуске: 4 (36), 2019 года.

Бесплатный доступ

Подкожные оводы причиняют значительный ущерб скотоводству, который складывается из потерь молочной и мясной продуктивности, порчи кожевенного сырья и снижения резистентности животных. Уменьшение поражённости скота гиподерматозом в Казахстане не позволяет говорить о полной ликвидации этого заболевания. Учитывая высокую плодовитость самок оводов и тот факт, что восстановление численности этих насекомых до исходного уровня (ЭИ>50%), происходит быстро, за 3-5 лет, необходимость дальнейшего проведения противооводовых мероприятий и повышения их эффективности очевидна. Это особенно актуально в современных условиях климатических изменений, а также сокращения количества особей этих паразитов в местах их обитания, так как эти факторы определяют сроки развития разных фаз и стадий паразитов. Изучение экологии подкожных оводов крупного рогатого скота проводили в 2016-18 гг. в районе Северо-Казахстанской области, который граничит на севере с Тюменской областью и на востоке - с Омской областью Российской Федерации. В результате исследований установлено, что видовой состав подкожных оводов крупного рогатого скота в этом районе представлен двумя видами: H.bovis (строка) и H.lineatum (пищеводник). При этом в общем количестве паразитов преобладают особи строки и составляют 97,4%, а особи пищеводника - 2,6%. Несмотря на систематические обработки животных в хозяйствах района, численность этих вредных насекомых продолжает угрожать благополучным хозяйствам в сопредельных районах Казахстана и Российской Федерации. Так, ЭИ на обследованных коровах в среднем составляет 8,2%, при ИИ 1,6 личинок на одном животном. На молодняке эти показатели равны 18,6% и 3,7 личинок соответственно. Под влиянием многолетних истребительных мероприятий и климатических изменений, которые привели к снижению численности подкожных оводов, фенологические даты прохождения разных фаз в цикле развития этих паразитов в настоящее время сдвинуты на более поздние сроки, в среднем на 10 дней. В этой связи оптимальными сроками проведения ранней химиотерапии скота против гиподерматоза является период с середины сентября до 15 ноября. Весеннее обследование и обработку молодняка крупного рогатого скота следует делать в третьей декаде апреля, коров - соответственно на декаду позже.

Еще

Северный казахстан, крупный рогатый скот, подкожные оводы, распространение, особенности экологии, сроки химиотерапии скота

Короткий адрес: https://sciup.org/149126739

IDR: 149126739

Текст научной статьи Особенности развития подкожных оводов крупного рогатого скота в районе Северного Казахстана

Гиподерматоз ‒ хронически протекающее заболевание крупного рогатого скота, вызываемое подкожными оводами, личинки которых длительно, в течение 9 месяцев паразитируют в организме, травмируют жизненно важные органы, ткани и кожный покров животных, вызывая снижение молочной и мясной продуктивности. На крупном рогатом скоте в Казахстане паразитируют два вида подкожных оводов: обыкновенный подкожный овод (строка) Hypoderma bovis и южный подкожный овод (пищеводник) Hypoderma lineatum. Крупный рогатый скот является единственным их хозяином. Однако имеются сообщения о неполном развитии личинок оводов в организме зебу, буйволах, лошадях, овцах и козах. Известны также случаи заражения и человека [1, 2].

Ущерб скотоводству, причиняемый подкожными оводами в период паразитирования личинок оводов, складывается из потерь молочной и мясной продуктивности, порчи кожевенного сырья и снижения племенных качеств ремонтного молодняка. Так, за год от каждой поражённой личинками коровы недополучают 80-200 л молока (до 4,5% годового удоя), а от телёнка в среднем 13-18 кг мяса. Потери кожевенного сырья составляют до 8% поверхности всех поврежденных шкур, а при зачистке на мясокомбинатах поражённых оводами туш выбраковывается от 0,2 до 7 кг мяса (см. рис. 1 ). Кроме того, личинки вызывают подавление иммунной системы крупного рогатого скота, тем самым снижают его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Для населения гиподерматоз опасен тем, что личинки оводов в процессе миграции в организме животного вырабатывают высокотоксичное вещество гиподерматоксин, который с мясом и молоком животных может попадать в пищу людям и оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье [3, 4].

Для снижения уровня заболеваемости крупного рогатого скота гиподерматозом, как показывает зарубежная практика, необходимы систематические исследования по экологии оводов, так как при низкой численности этих насекомых и изменений климата возможны фенологические сдвиги в цикле их развития, которые влияют на эффективность противооводовых обработок. Подкожный овод способен долгое время держать численность своей популяции на низком уровне, но как только перестают с ним бороться, происходит его быстрое распространение [3, 5].

Снижение поражённости скота гиподерматозом не позволяет говорить о полной ликвидации этого заболевания в Казахстане. Поэтому необходим эффективный контроль за развитием подкожных оводов в разных природно-климатических зонах этой страны для корректировки сроков проведения противооводовых мероприятий.

Целью настоящих исследований стало изучение распространения подкожных оводов крупного рогатого скота в одном из районов Северо-Казахстанской области и определение сроков развития разных личиночных стадий для установления времени обработок мясного скота против оводов.

Материалы и методы исследований

Изучение биологии и экологии подкожных оводов крупного рогатого скота проводили в 2016–18 гг. в районе Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области, который граничит на севере с Тюменской областью и на востоке – с Омской областью Российской Федерации. Лабораторные исследования велись в районной ветеринарной станции и на базе Института биотехнологии и ветеринарной медицины ГАУ Северного Зауралья.

Для изучения распространения подкожных оводов в хозяйствах 22-х сельских округов района было выборочно осмотрено 4366 голов крупного рогатого скота казахской белоголовой, симментальской и черно-пестрой пород разных половозрастных групп в течение периода подхода личинок под кожу животных. При этом определяли показатели экстенсивности (ЭИ – процент пораженных животных в стаде) и интенсивности инвазии (ИИ – среднее количество личинок на одном животном). С целью определения видового состава оводов было собрано с туш и шкур убитых животных на промышленных убойных пунктах района (с. Бесколь, с. Возвышенка и г. Булаево) 312 личинок III стадии и определено до вида по таблице К.Я.Грунина [1]. Фенологические особенности личинок подкожных оводов изучали путем исследования спинномозговых каналов и пищеводов, шкур и туш убойных животных, а также регулярных осмотров скота на фермах в период с сентября по июнь. Сроки лёта оводовых мух определяли путем визуальных наблюдений и обнаружения яиц на волосяном покрове конечностей животных непосредственно в местах выпаса, а также косвенным путем, по инвазированности телят, впервые выпущенных на пастбище в конце летнего сезона.

Результаты исследований и их обсуждение

Знание видового состава подкожных оводов и параметров их численности, а также особенностей экологии этих вредных насекомых дает возможность правильно спланировать проведение противооводовых мероприятий по времени, что повышает их эффективность. Это особенно актуально в современных условиях климатический изменений, а также сокращения количества особей этих паразитов в местах их обитания, так как эти факторы определяют сроки развития разных фаз и стадий паразитов [6].

В таблице 1 представлены данные по степени пораженности скота личинками оводов в хозяйствах района. Из неё видно, что ЭИ на обследованных коровах в среднем за три учетных года составила 8,2%, при ИИ 1,6 личинок на одном животном. На молодняке эти показатели были значительно выше: 18,6% и 3,7 личинок, соответственно.

Таблица 1 – Пораженность крупного рогатого скота личинками подкожных оводов в районе Северо-Казахстанской области (в среднем за 2016-18 гг.)

Возрастная группа животных

Обследовано животных

Поражено животных

Обнаружено личинок

голов

ЭИ, %

всего

ИИ, лич.

коровы

2911

238

8,2

381

1,6

молодняк

1455

271

18,6

103

3,7

С.А.Сомов, проводивший исследования в 80-х годах прошлого века, отмечал, что в степной зоне Казахстана, в том числе и на севере республики, пораженность скота гиподерматозом была высокой и составляла 20,2–29,8%, при ИИ – 4,8 лич. [7]. Примерно такие же данные по пораженности скота в Восточно-Казахстанской области приводил Г.И.Куничкин [8]. По данным наших исследований туш и шкур животных на Петропавловском мясокомбинате в начале 90-х годов пораженность скота гиподерматозом из разных хозяйств Северо-Казахстанской области колебалась от 0,8 до 35,3%, при ИИ – 1,3–13,8 личинок на голову [2]. С.Г. Алмуханов в 1999 году сообщал, что на северо-западе Казахстана зараженность крупного рогатого скота личинками гиподерм была около 100%[9].

Рисунок 1 ‒ Желваки и личинки гиподерм на шкуре убитого животного.

То есть в настоящее время наблюдается некоторое снижение численности подкожных оводов в изучаемом регионе в среднем на 19,1%. Но такое положение, конечно, не может удовлетворить практику. Учитывая высокую плодовитость самок оводов и тот факт, что восстановление численности этих насекомых до исходного уровня (ЭИ>50%) происходит быстро, за 3–5 лет, необходимость дальнейшего проведения противооводовых мероприятий и повышение их эффективности очевидна [3, 6]. Надо отметить также, что учет пораженности скота гиподерматозом проводился в тех хозяйствах, где животных, бывших на пастбище, подвергали ранней химиотерапии препаратами «Гиподектин-Н» и «Гиподектин (дермацин) инъекционный». Эффективность этих ларвицидов при гиподерматозе крупного рогатого скота, как показывает практика, выше 95% [3, 9, 10]. В тоже время, пораженность обследованных животных была больше 8,2%, что говорит о влиянии неучтенных факторов, снижающих терапевтическую активность применяемых противооводо-вых средств. Вполне возможно, это влияние связано со сроками проведения истребительных мероприятий без учета фенологических сдвигов в развитии подкожных оводов. Установить влияние пород скота на распространение оводов в условиях массовых обработок животных не представлялось возможным. Однако в период наблюдений нами были отмечены вспышки гиподерматоза среди чистопородных и завозных животных на фоне тлеющей инвазии у местного скота.

Таким образом, несмотря на систематические обработки животных в хозяйствах района, численность этих вредных насекомых продолжает угрожать благополучным хозяйствам как в сопредельных районах самого Казахстана, так и Российской Федерации.

Проведенный анализ собранных личинок показал, что в северном районе Казахстана видовой состав подкожных оводов представлен двумя видами: H.bovis (строка) и H.lineatum (пищеводник). В наших сборах личинок III стадии преобладали особи строки 97,4%, а количество пищеводника составило 2,6% (рис. 2). С.А. Сомов отмечал, что в степной зоне Казахстана пищеводник встречался очагово и составлял в те годы 2–8% от общего количества оводов [7]. В тоже время В.З. Ямов сообщал, что численность популяции пищеводника в Курганской области, которая граничит с северным Казахстаном, составляла 15,6% [11]. Причина такой пульсации численности пищеводника и его очаговое распространение на границе своего ареала, по-видимому, и тогда и сейчас связана с повышенной чувствительностью вида к инсектицидам по сравнению со строкой. Хотя в этой зоне может сказываться и влияние климата, в частности, низкие суммы эффективных температур для развития куколок в мае и июне, так как пищеводник считается теплолюбивым видом [1, 12].

Рисунок 2 ‒ Соотношение видов подкожных оводов (%) в районе северного Казахстана

При осмотре спинномозговых каналов убитых животных первые личинки 1-й стадии обнаруживались в них со второй половины ноября у молодых откормочных бычков, а последние – в конце апреля у коров. При осмотре пищеводов первые личинки были найдены в конце октября, последние – в конце февраля. Максимальное скопление личинок оводов, как в спинномозговых каналах, так и пищеводах наблюдалось в середине января.

Период от образования свища до выхода личинок на окукливание соответствует продолжительности развития личинок 2-й и 3-й стадии и длился от 41 до 86 суток в зависимости от климатических особенностей весеннего периода. В районе северного Казахстана подход личинок под кожу крупного рогатого скота начинался в конце февраля, а выпадение последних личинок на окукливание заканчивалось в июне. Максимальное скопление личинок под кожей спины у молодняка наблюдалось в конце апреля, у коров – в начале мая. Именно в этот период паразиты оказывают на животных наиболее выраженное патологическое действие, которое проявляется в виде клинических признаков и заметного снижения молочной и мясной продуктивности скота [3, 4].

Продолжительность фазы куколки строки колебалась по годам в широких пределах и зависела от температуры окружающей среды (35–49 суток). Наиболее быстро развивались куколки, образованные из личинок, выпавших в июне и медленнее – выпавших в более ранние сроки.

Наши трехлетние наблюдения в исследуемой зоне обитания подкожных оводов показали, что выплод мух строки здесь начинался в конце июня и продолжался до середины августа. Это время совпадало с нападением на скот других компонен- тов гнуса. Максимальное количество оводовых мух отмечалось в июле. В это время в некоторых стадах коров и молодняка наблюдалось сильное беспокойство и защитная реакция животных в виде бегства от нападавших насекомых.

Сравнивая полученные данные по срокам развития подкожных оводов с сообщениями других авторов, проводивших наблюдения в северных районах Зауралья и Казахстана [6, 7, 11], можно констатировать, что фенологические даты прохождения разных фаз в цикле развития этих паразитов сдвинулись на более поздние сроки в среднем на 10 дней.

Продолжительность различных фаз и стадий развития подкожных оводов представлены в таблице 2 . Опираясь на эти данные можно установить оптимальные сроки обработок животных против гиподерматоза. Так, раннюю химиотерапию скота следует проводить в период с середины сентября до 15 ноября. Весеннее обследование и обработку молодняка крупного рогатого скота против зрелых личинок надо делать в третьей декаде апреля, коров – соответственно на декаду позже.

Таблица 2 – Особенности экологии подкожных оводов в районе Магжана Жумабаев Северо-Казахстанской области

Группы животных

Сроки прохождения различных фаз и стадий развития оводов

лет оводов

(фаза имаго)

миграция личинок I стадии

развитие IIи III стадии личинок

фаза куколки

подход к коже спины

выпадение на окукливание

Молодняк

25.06 –20.08

25.06 – 20.02

20.02. – 15.03.

15.05. – 10.06.

15.05.– 01.08

Коровы

тоже

25.06.– 30.02

30.02. – 25.03.

25.05. – 25.06.

25.05.–10.08.

Таким образом, несмотря на невысокую численность подкожных оводов и постоянные истребительные мероприятия, экологическая пластичность видов позволяет выживать части особей при всех отклонениях факторов внешней среды в их сезонных и годовых колебаниях.

Выводы

  • 1.    В районе Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области видовой состав подкожных оводов крупного рогатого скота представлен двумя видами: H.bovis (строка) и H.lineatum (пищеводник), при этом в общем количестве паразитов преобладают особи строки и составляют 97,4%, а особи пищеводника – 2,6%.

  • 2.    ЭИ на обследованных коровах в среднем составляет 8,2%, при ИИ 1,6 личинок на одном животном. На молодняке эти показатели равны 18,6% и 3,7 личинок, соответственно.

  • 3.    Под влиянием многолетних истребительных мероприятий и климатических изменений, которые привели к снижению численности подкожных оводов, фенологические даты прохождения разных фаз в цикле развития этих паразитов в настоящее время сдвинуты на более поздние сроки в среднем на 10 дней.

  • 4.    Оптимальными сроками проведения ранней химиотерапии скота против гиподерматоза является период с середины сентября до 15 ноября. Весеннее обследование и обработку молодняка крупного рогатого скота следует делать в третьей декаде апреля, коров – соответственно на декаду позже.

В заключение хочу выразить искреннюю благодарность ветеринарному врачу Якуниной Елене Игоревне за практическую помощь в проведении исследований.

Список литературы Особенности развития подкожных оводов крупного рогатого скота в районе Северного Казахстана

  • Грунин, К.Я. Фауна СССР. Насекомые двукрылые. Подкожные оводы/ К.Я. Грунин. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - Т.19. - Вып.4. - С. 185-213.
  • Ямов, В.З. К эпизоотологии гиподерматоза на Урале и в Сибири / В.З.Ямов, А.М.Окунев // Тезисы докладов III-ей Всесоюзной конференции по эпизоотологии. - Новосибирск, 1991. - С. 211-212.
  • Непоклонов, А.А. Борьба с подкожными оводами и профилактика гиподерматоза крупного рогатого скота в России и за рубежом / А.А. Непоклонов, И.А. Прохорова, Н.А. Маврин // Ветеринария Кубани. - 2011. - №5. - С. 3 - 8.
  • Окунев, А.М. Некоторые вопросы экономики при гиподерматозе крупного рогатого скота / А.М.Окунев // Сб. научн. трудов ВНИИВЭА. - 1994. - №36. С. 80-87.
  • Окунев, А.М. Опыт использования радиационной активации фосфорорганических инсектицидов при поздней химиотерапии гиподерматоза крупного рогатого скота / А.М. Окунев // Вестник ГАУ Северного Зауралья. - 2016. - № 1 (32). - С. 85-90.
  • Окунев, А.М. Экологические особенности мух подкожных оводов в условиях их низкой численности на Урале / А.М. Окунев // Вестник алтайского государственного аграрного университета. - 2007. - № 1 (27). - С. 28 -29.
  • Сомов, С.А. Особенности экологии подкожных оводов в степной зоне Казахстана и сроки борьбы с ними / С.А.Сомов // Ветеринарная энтомология и арахнология. - М.: Колос, 1983. - С. 18-23.
  • Куничкин, Г.И. Опыт борьбы с гиподерматозом кр. рог. скота в Восточно-Казахстанской области / Г.И.Куничкин, А.М. Зелененький // Вопросы вет. паразитологии. - Алма-Ата, 1982. - С. 69-78.
  • Алмуханов, С.Г. Эффективность препаратов авермектинового ряда против эктои эндопаразитов жвачных / С.Г. Алмуханов // Автореф. дис.. канд. вет. наук. - Уральск,1999. - 37 с.
  • Никонов, А.А. Сравнительная оценка ларвицидного действия антгельминтиков на личинок подкожного овода / А.А. Никонов, Л.А. Глазунова, Е.Н. Никонова // Сб.науч.трудов ВНИИВЭА, 2007. - №49. - С. 150-153.
  • Ямов, В.З. Видовой состав и распространение подкожных оводов в Зауралье / В.З. Ямов // Науч.-техн. бюл. ВНИИВЭА. - 1976. - Вып.7. - С. 9-18.
  • Mukhtar B.Hypodermosis of domestic and wild animals of Kazakhstan /B. Mukhtar, B. Omarkhan // Chinese J. Vet. Parasitol. - 2004. - vol. 12. - P. 80 - 81.
Еще
Статья научная