Особенности реализации принципа добросовестности в гражданских отношениях

Бесплатный доступ

В статье рассматривается принцип добросовестности и особенности его реализации в гражданско-правовых отношениях исследуются точки зрения ученых о сущности принципа добросовестности. Автором выявлены его правовые признаки и функции в договорных отношениях. Сделан вывод о том, что реализация принципа добросовестности имеет некоторые проблемы, возникающие в правоприменительной практике. Автором определены пути их решения.

Принцип добросовестности, правовое регулирование, функции, признаки принципа добросовестности, защита интересов

Короткий адрес: https://sciup.org/170199261

IDR: 170199261   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-5-1-107-110

Текст научной статьи Особенности реализации принципа добросовестности в гражданских отношениях

Каждое социально ориентированное государство, в первую очередь, должно базироваться на прочных нравственных и духовных основах, которые находят своё отражение в законодательстве. Соблюдение данных морально-нравственных принципов создаёт надёжную систему гражданских правоотношений, которая строится на горизонтальном уровне подчинения.

С принятием Федерального закона «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ [2], помещая добросовестность в статью 1 «Основные начала гражданского законодательства» и в другие статьи ГК РФ, излагая статью 10 ГК РФ в новой редакции – законодатель распространяет ее регулирующее воздействие как принципа права на все виды правоотношений, а не только связанных с защитой прав.

Таким образом, принцип добросовестности установлен среди основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ, «участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей, и никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения» [1].

При этом критерии добросовестного поведения, подлежат применению и к другим видам правоотношений:

– учитывать права и законные интересы друг друга,

– взаимно оказывать необходимое содействие для достижения цели обязательства,

– предоставлять друг другу необходимую информацию.

Следует выделить три основные нормы, где законодатель закрепил основные положения принципа добросовестности:

  • 1.    пункт 3 статьи 1 ГК РФ: «При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» [1];

  • 2.    пункт 3 статьи 307 ГК РФ: «При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию» [1];

  • 3.    пункт 1 статьи 10 ГК РФ «Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное

заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)» [1].

Заметим, что в современной доктрине существует множество определений понятия добросовестность, но нет единообразия.

Новицкий И.Б. предлагает «понимать добросовестность в субъективном и объективном смысле. Добросовестность в субъективном смысле заключается в формуле не знал и не должен был знать. В объективном смысле добросовестность следует понимать, как внешнее мерило общественных отношений, стандарт поведения индивида в обществе, образ мыслей честных людей, т.е. требование к должному поведению участников гражданско-правовых отношений» [4, с. 131].

Малиновский А.А. под добросовестностью понимает «желание субъекта осуществлять только правомерное поведение, не нарушая правопорядок, избегая при этом использования пробелов и коллизий права» [5, с. 103].

Скловский К.И. понимает добросовестность как «изначальную позицию лица уважающего другую сторону правоотношения и считающего ее равной себе» [6, с. 81].

Сам законодатель не раскрывает определение понятия добросовестности, однако в п. 1 ст. 10 ГК РФ указывает на некоторые признаки недобросовестного поведения, к которым относятся:

  • 1)    осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу;

  • 2)    действия в обход закона с противоправной целью;

  • 3)    иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В то же время в некоторых случаях понятие «недобросовестность» употребляется для установления требования о недопустимости злоупотребления своими гражданскими правами. Например, недобросовестное поведение может проявляться в умолчании об обстоятельствах совершения сделки, которые должны быть доведены до сведения другой стороны в силу характера договора (ст. 434.1 ГК РФ).

Исходя из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», «оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации» [3].

По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Если недобросовестное поведение одной из сторон судом будет установлено, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера последствий такого поведения, отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также может применить иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Следует выделить следующие функции принципа добросовестности в договорных отношениях.

  • 1.    Восполнение пробелов в законе и договоре (ст.6 ГК РФ). Если не нет обычая и нет подходящей для применения аналогии закона и условий для применения аналогии права, суд разрешает спор на основе принципов разумности, справедливости и добросовестности.

  • 2.    Расширение пределов договорного обязательства (п.3 ст.1 и п.3 ст.307 ГК РФ). По сути, в свете данных норм можно говорить, что сторона обязана делать не только то, что предписано законом, договором или обычаями, но и то, что ей следует делать в силу принципа добросовестности. Что же это конкретно, решают суды при разрешении конкретного спора.

  • 3.    Обоснование ответственности за некорректные методы ведения переговоров (преддоговорная ответственность по ст.434.1 ГК РФ). Еще до заключения дого-

  • вора потенциальные контрагенты обязаны вести себя добросовестно при вступлении в переговоры, проведении их и прекращении переговоров. Недобросовестность на этой стадии карается взысканием убытков.
  • 4.    Добросовестность на стадии после прекращения договора (п.3 ст.307 ГК РФ). За нечестное поведение после прекращения договорных обязательств возможно взыскание убытков.

Отметим, что список этих функций принципа добросовестности не является исчерпывающим и расширяется исходя из растущей правоприменительной практики. Проблемы, возникающие в правоприменительной практике при реализации принципа добросовестности, также имеют место в договорных отношениях.

Во-первых, принцип добросовестности, толкования применения и доказывания добросовестности участников гражданских правоотношений.

В-третьих, принцип добросовестности имеет ряд механизмов, которые часто ошибочно принимают за самостоятельные явления и даже сравнивают с принципом добросовестности – запрет на злоупотребление правом, обход закона и эстоппель.

Для решения обозначенных проблем необходимо закрепление следующих правил:

  • –    прежде всего, это единообразная судебная практика;

  • –    с целью исключения бесконтрольного применения принципа добросовестности, не нужно использовать ссылки на нормы о

нем там, где спор вполне возможно адекватно разрешить с опорой на нормы зако- хотя и является очень мощным инструмен- на;

том в достижении справедливости, в то же время очень абстрактен и неконкретен.

– применение иных механизмов, помимо обозначенного принципа необходимо для наиболее эффективного регулирования гражданских правоотношений.

Во-вторых, в продолжение к первой проблеме – нет однозначного судебного

Список литературы Особенности реализации принципа добросовестности в гражданских отношениях

  • Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Часть вторая (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 295-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2023).
  • Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2023).
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" // Официальный сайт Верховного Суда РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.supcourt.ru/documents/own/27540/ (дата обращения: 25.05.2023).
  • Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. - 2006. - № 1. - С. 124-181.
  • Малиновский А.А. Усмотрение в праве // Государство и право. - 2006. - № 4. - С. 102-104.
  • Скловский К.И. Применение норм о доброй совести в гражданском праве России // Хозяйство и право. - 2002. - № 9. - С. 79-94.
Еще
Статья научная