Особенности репрезентации образа Китая в современном лирическом цикле путешествий

Автор: Гудкова С.П., Осьмухина О.Ю., Самойленко В.А.

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 9 т.21, 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - изучить специфику функционирования лирического цикла путешествий в творчестве О. Седаковой, А. Кушнера, А. Уланова, предлагающих различные стратегии осмысления «чужих» реалий. Задачи: обозначить ключевые вехи формирования «китайского текста» в отечественной словесности; изучить особенности репрезентации образа Поднебесной современными поэтами. Научная новизна определяется тем, что впервые современный цикл путешествий о Китае анализируется в рамках специальной работы. Методы исследования: историко-функциональный, типологический, метод целостного анализа. Было установлено, что современные авторы, опираясь на поэтическую концепцию Н. Гумилева в «Фарфоровом павильоне», в лирических циклах путешествий, посвященных Поднебесной, воспроизводят не столько конкретное географическое пространство, сколько духовную «составляющую» восточной страны, передают особенности «чужой» культуры и мировосприятия.

Еще

Современная поэзия, цикл, лирический цикл путешествий, о. седакова, а. кушнер, а. уланов

Короткий адрес: https://sciup.org/147239025

IDR: 147239025   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-9-118-127

Список литературы Особенности репрезентации образа Китая в современном лирическом цикле путешествий

  • Варакина М. И. Идеи единства природы и человека в даосизме // Учен. зап. Забайкальского гос. гум.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. 2009. № 4. С. 75-80.
  • Зейферт Е. Китайское в новейшей русской поэзии: синхронная многомерность, идеограмма и взаимообогащение художественных элементов // НЛО. 2018. № 6. C. 45-50.
  • Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: В 4 т. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). С. 467-493.
  • Кондаков В. Б. Китайский текст и китайский контекст в русской литературе XIX века (к постановке проблемы) // Евразийский гуманитарный журнал. 2017. № 3. С. 123-127.
  • Красноярова А. А. «Китайский текст» русской литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2019. 23 с.
  • Ляпина Л. Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-1860-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1977. 22 с.
  • Ляпина Л. Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. 1998. № 1. С. 170-178.
  • Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. 281 с.
  • Медведева Н. Г. Образ Китая в русской поэтической традиции (Н. Гумилев, О. Седакова, И. Бродский) // Вестник Удмурт. ун-та. 2008. № 1. С. 53-72.
  • Пороль П. В. Китай в рецепции поэтов Серебряного века (поэтика и эстетика): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2020. 25 с.
  • Раскина Е. Ю. Образы китайской культуры в творчестве Н. С. Гумилева // Вестник Вят. гос. ун-та. Серия Лингвистика. 2008. № 4. С. 93-98.
  • Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: ТГУ, 1992. 124 с.
Еще
Статья научная