Особенности социальных установок и ценностных ориентаций подростков, склонных к аутоагрессивному поведению

Автор: Андрианова О.В., Ощепков А.А.

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 1 (19), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования социальных установок и ценностных ориентаций подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, с целью проверки гипотезы о взаимосвязи системы социальных установок и ценностных ориентаций подростков как основы регуляции их поведения, влияющей на проявление аутоагрессивного поведения. В рамках выполнения поставленных перед исследованием задач было проведено сравнение систем ценностных ориентаций и социальных установок у не склонных и склонных к аутоагрессивному поведению подростков. Результаты сравнительного анализа различных выборок подростков приводятся в выводах, среди которых наиболее значимым представляется внутриличностная напряженность у подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, связанная с чувством заниженной общности с окружающими.

Еще

Аутоагрессивное поведение, подростковый возраст, социальные установки, ценностные ориентации, семантический дифференциал

Короткий адрес: https://sciup.org/14114059

IDR: 14114059

Текст научной статьи Особенности социальных установок и ценностных ориентаций подростков, склонных к аутоагрессивному поведению

Постановка проблемы

Подростковый возраст является переходным периодом развития человека, наполненным множеством противоречий, возрастных конфликтов, преломлением в самосознании. Социальная ситуация развития в этот период обусловливает не только динамику психического развития в подростковом возрасте, но и перестройку отношения подростка к миру и к себе, развитие процессов самосознания и самоопределения [2, 4]. Среди множества проблем, связанных с формированием психики подростка, одной из значимых и представляющих наибольшую опасность для жизни является аутоагрессивное поведение.

Специфически подростковым типом аутоагрессивного поведения является суицид с мотивацией самоустранения, для которого характерно отсутствие или крайняя непродолжитель- ность и нестойкость стремления к смерти. Чем меньше возраст подростков, тем ярче обнаруживается преобладание агрессивной направленности поведения над аутоагрессивной, особенно при демонстративно-шантажных суицидных попытках. Е. М. Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья и непереносимость тоски и одиночества. Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор [3]. В этом плане аутоагрессивные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к развитию аутоагрессивного поведения ведет деформация системы внутренней регуляции, в числе которой ценностно-норма- тивные представления. Это дает возможность предположить, что аутоагрессивное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Нарушения внешних социальных связей тесно связаны с деформацией внутренней поведенческой регуляции — ценностных ориентаций и социальных установок.

Проблема социальной установки остается в центре внимания психологии не один год, хотя этот интерес то возрастает, то убывает. Возможной причиной колебания интереса к данной проблеме является как сама природа феномена социальной установки (его способность проявляться в самых различных сферах психической организации человека), так и закономерности развития психологии как науки. Сегодня наряду с дифференциацией психологического знания происходит и систематизация психологических идей на философском уровне, что ведет к переосмыслению наработанного материала [5].

Проблема установки является стержневой в огромном количестве работ. Проведено множество эмпирических исследований — от глобальных исследований Ховланда в Йельском исследовательском центре [11] до изучения религиозных фанатиков Фестингером [10]. Известны работы по проблеме установки Г. Олпорта [9], М. Рокича [12] и многих других. П. Н. Шихирев предрекает проблеме социальной установки роль центрального объекта в будущих психологических исследованиях [8].

Не вдаваясь в анализ огромнейшего количества работ по изучению феномена социальной установки, хотелось бы акцентировать внимание на самых важных с точки зрения понимания аттитюда. Прежде всего, поворотным пунктом в понимании аттитюда с позиций социальной психологии является предложение конструкции аттитюда У. Томасом и Ф. Знанецким как «ценность» + «отношение к ценности». У. Томас и Ф. Знанецкий определили аттитюд как «психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями» [8, с. 100]. В свое время А. Г. Асмоловым было замечено, что социальная установка «обусловлена пониманием ценности как социального объекта, имеющего значение для индивида» [1, с. 145] или, иначе, социальная установка описывает взаимодействие индивида и общества, в котором общество представлено социальной ценностью, а индивид — отношением к этой ценности.

Данная позиция для нас существенна и позволяет, во-первых, рассматривать вопрос о двойственности природы социальной установки — со стороны окружающего мира и со стороны индивида и, во-вторых, вопрос об отношении, которое в каждом конкретном случае обосновано потребностями индивида, к ценностям общества. В этом смысле двойственность природы социальной установки позволяет ей быть регулятором социального поведения и деятельности индивида в обществе. На этой основе нами была выдвинута гипотеза о взаимосвязи системы социальных установок и ценностных ориентаций подростков как основы регуляции их поведения, влияющей на проявление тех или иных форм поведения, в т. ч. и аутоагрессивного.

Учитывая вышеcказанное, перед нашим исследованием были поставлены следующие задачи:

  • 1)    изучение значения социальных ценностей у не склонных и склонных к аутоагрессивному поведению подростков;

  • 2)    исследование количественных оценок системы социальных установок подростков, не склонных и склонных к аутоагрессивному поведению;

  • 3)    выявление взаимосвязей систем социальных установок и ценностных ориентаций подростков;

  • 4)    анализ различий ценностных ориентаций и социальных установок личности подростков, не склонных и склонных к аутоагрессивному поведению.

Методика

Эмпирическая часть исследования выполнена на базе Гуманитарно-экономического лицея г. Димитровграда Ульяновской области. В качестве респондентов выступали школьники 9-х классов 15—16 лет, всего 42 человека.

В исследовании использовался метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, направленный на выявление количественных оценок социальных установок личности [6]; ценностный опросник С. Шварца, ориентированный на измерение мотивационных доменов, определяющих наиболее значимые ценностные ориентиры жизнедеятельности человека [7]. Также была использована Шкала склонности к аутоагрессивному поведению методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор А. Н. Орел), являющаяся стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения, в т. ч. склонности к аутоагрессивному поведению [7].

Результаты и их обсуждение

С целью анализа систем ценностей подростков, не склонных к аутоагрессивному поведению (ПНАП), и подростков, склонных к аутоагрессивному поведению (ПСАП), нами было проведено сравнение среднегрупповых значений ценностей с использованием статистического t-критерия Стьюдента. При этом особое внимание уделялось значимым различиям ценностей в изучаемых группах подростков. В результате были обнаружены статистически значимые различия значений ценностей «достижения» (t эмп = 2,6732 при ρ ≤ 0,01) и «безопасность» (t эмп = 2,5721 при ρ ≤ 0,05) (табл. 1).

Более высокие оценки ценности достижения подростками, склонными к аутоагрессивному поведению, свидетельствуют о большей ориентированности на социальное признание, стремление к обладанию материальными благами, в то время как для подростков, не склонных к аутоагрессивному поведению, данная ценность связана с успешностью своей деятельности, выражаемой повышением личностной компетентности. В то же время значение ценности безопасности для подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, менее высокое по сравнению с подростками, не склонными к аутоагрессивному поведению, что характеризует подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, как менее ответственных, заслуживающих доверия, и в то же время подростки, склонные к аутоагрессивному поведению, меньше испытывают чувство принадлежности, заботы окружающих.

Дальнейший анализ был посвящен сравнению среднегрупповых значений социальных установок подростков, не склонных к аутоагрессивному поведению, и подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, с использованием статистического t-критерия Стьюдента. С использованием метода семантического дифференциала Ч. Осгуда измерялись социальные установки подростков на ценности, соответствующие типологии С. Шварца. В результате такого анализа были выявлены статистически значимые различия среди изучаемых групп подростков в социальных установках на «наслаждение» (t эмп = 2,7690 при ρ ≤ 0,01), «социальную справедливость» (t эмп = 2,6358 при ρ ≤ 0,01), «зрелость» (t эмп = 2,0503 при ρ ≤ 0,05) (табл. 2).

Данные различия свидетельствуют о том, что подростки, склонные к аутоагрессивному поведению, имеют менее выраженную установку на удовлетворение желаний, наслаждение жизнью.

Таблица 1

Сравнение среднегрупповых значений ценностей подростков, не склонных к аутоагрессивному поведению, и подростков, склонных к аутоагрессивному поведению

№ п/п

Ценности

Среднегрупповые значения

t эмп

ПНАП

ПСАП

1

Наслаждение

8,7273

8,2222

0,5007

2

Достижения

23,8180

26,0000

2,6732**

3

Социальная власть

14,9550

15,6670

0,2824

4

Самоопределение

29,0450

28,6670

0,2770

5

Стимуляция

13,7270

14,6670

0,9729

6

Конформизм

16,0450

16,6670

0,5960

7

Поддержка традиций

16,5910

17,6670

0,8207

8

Социальность

35,2730

34,1110

0,5398

9

Безопасность

30,0450

27,4440

2,5721*

10

Зрелость

32,6820

32,7780

0,0741

11

Социальная культура

25,7730

25,4440

0,1514

12

Духовность

21,0450

22,2220

0,8238

* значимые различия при ρ ≤ 0,05;

** значимые различия при ρ ≤ 0,01.

Таблица 2

Сравнение среднегрупповых значений социальных установок подростков, не склонных к аутоагрессивному поведению, и подростков, склонных к аутоагрессивному поведению

№ п/п

Социальные установки на:

Среднегрупповые значения

t эмп

ПНАП

ПСАП

1

Наслаждение

18,3182

10,3333

2,7690**

2

Достижения

27,7727

27,2222

0,2889

3

Социальную власть

18,1818

15,4444

0,8837

4

Самоопределение

24,4091

28,5556

1,3474

5

Стимуляцию

18,1364

17,3333

0,2498

6

Самоограничение (конформизм)

12,0909

16,2222

1,2531

7

Поддержку традиций

18,8636

17,8889

0,4788

8

Социальную справедливость (социальность)

26,2273

33,2222

2,6358**

9

Безопасность

27,5000

27,5556

0,0254

10

Зрелость

19,9545

28,3333

2,0503*

11

Социальную культуру

23,1364

24,5556

0,5054

12

Духовность

24,0000

23,7778

0,0926

* значимые различия при ρ ≤ 0,05;

** значимые различия при ρ ≤ 0,01.

В то же время для подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, более характерна установка на социальность, то есть социальную справедливость, равные возможности для всех, честные, искренние отношения, чего, видимо, им не достает в отношениях с окружающими. В этом же плане объясняется более выраженная установка на зрелость, связанная со зрелым пониманием жизни, глубокой эмоциональной и духовной связью с окружающими и пониманием своего предназначения в жизни.

Выводы

  • 1.    Проведенный теоретический анализ показал, что социальная установка выражает определенное отношение индивида к ценностям общества. Для подростков, у которых происходит формирование личности, это означает особое преломление общественных ценностей в сознании, выражающееся затем в определенной направленности поведения. В этом плане особого интереса заслуживают особенности социальных установок на ценности общества у подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, связанные с направленностью на аутоагрессивное поведение.

  • 2.    Проведенный эмпирический анализ показал, что подростки, склонные к аутоагрессивному поведению, придают большее значение ценности достижения и меньшее значение ценности безопасности. Возможно, это объясняется стремлением подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, к уважению со стороны окружающих, поиску взаимных отношений, в то время как чувство принадлежности, близости с окружающими у них занижено.

  • 3.    Стоит обратить внимание на особенности социальных установок на определенные ценности у подростков, склонных к аутоагрессивному поведению. Низкий уровень установки на наслаждение жизнью и более высокий уровень на социальную справедливость, зрелость свидетельствуют о более серьезном отношении к жизни. Подростки, склонные к аутоагрессивному

поведению, направлены на более искренние, глубокие взаимоотношения с окружающими, видят в этом смысл жизни. Вместе с тем именно этого недостает в отношениях с другими, что и ведет к внутриличностной напряженности и, видимо, повышает уровень склонности к аутоагрессивному поведению.

  • 1.    Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия социальная установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М. : Наука, 1977. 294 с.

  • 2.    Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

  • 3.    Вроно Е. М. Предотвращение самоубийства подростков. М. : Академический проспект, 2001. 40 с.

  • 4.    Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 114—123.

  • 5.    Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии XX века : моногр. Калининград : Ка-линингр. ун-т, 2000. 309 с.

  • 6.    Серкин В. П. Семантические дифференциалы // Методы психосемантики. М. : Аспект Пресс, 2004. С. 80—95.

  • 7.    Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 768 с.

  • 8.    Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М. : ИП РАН, 2000. 448 с.

  • 9.    Allport G. W . Attitudes / Handbook of Social Psychology. Worcester : Clark University Press, 1935. P. 798—884.

  • 10.    Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford, 1957.

  • 11.    Hovland C. I., Sherif M. Judgmental phenomena and scales of attitude measurement: item displacement in Thurstone scales // Journal of abnormal and social psychology. 1952. № 47. P. 822—832.

  • 12.    Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. San Francisco, 1968.

Список литературы Особенности социальных установок и ценностных ориентаций подростков, склонных к аутоагрессивному поведению

  • Асмолов А. Г, Ковальчук М. А. О соотношении понятия социальная установки в общей и социальной психологии//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1977. 294 с.
  • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  • Вроно Е. М. Предотвращение самоубийства подростков. М.: Академический проспект, 2001. 40 с.
  • Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития//Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 114-123.
  • Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии XX века: моногр. Калининград: Калинингр. ун-т, 2000. 309 с.
  • Серкин В. П. Семантические дифференциалы//Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 80-95.
  • Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 768 с.
  • Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2000. 448 с.
  • Allport G. W. Attitudes/Handbook of Social Psychology. Worcester: Clark University Press, 1935. P. 798-884.
  • Festinger L. A. theory of cognitive dissonance. Stanford, 1957.
  • Hovland C. I., Sherif M. Judgmental phenomena and scales of attitude measurement: item displacement in Thurstone scales//Journal of abnormal and social psychology. 1952. № 47. P. 822-832.
  • Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. San Francisco, 1968.
Еще
Статья научная