Особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений с инвалидностью: теоретико-методологический аспект

Автор: Соломатина Елена Николаевна, Гурцкая Диана Гудаевна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 10, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье описываются особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений в условиях трансформации современного рынка труда. Особый акцент делается на рассмотрении сложностей поиска работы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, имеющие инвалидность или ограничения по здоровью. Актуальность данной темы обусловлена тем, что указанные лица в процессе интеграции в профессиональную среду вынуждены преодолевать многочисленные социальные барьеры. Это актуализирует исследовательский поиск, направленный на изучение закономерностей социального взаимодействия людей с инвалидностью либо со сложными заболеваниями без инвалидности и условно здоровых членов общества в условиях неравных ресурсов и статуса; на систематизацию барьеров социализации и социальной инклюзии в различных общественных процессах. Обозначаются основные теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы в социологическом знании. При этом акцент делается на методологических возможностях классической зарубежной и отечественной науки. В статье раскрываются особенности ролевой структуры участников социального взаимодействия. С опорой на конкретные социологические факты, статистические данные раскрываются причины возникновения социальных противоречий при трудоустройстве выпускников высшей школы, что составляет практическую значимость проведенного исследования.

Еще

Трудоустройство, инвалидность, социальные барьеры, профессия, рынок труда, методология исследования

Короткий адрес: https://sciup.org/149140895

IDR: 149140895   |   DOI: 10.24158/spp.2022.10.8

Текст научной статьи Особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений с инвалидностью: теоретико-методологический аспект

1,2Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия ,

1,2Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia ,

Труд всегда являлся неотъемлемой частью жизни общества, фактором социализации и способом социальной мобильности. В конце XIX – начале XX веков сформировалась отдельная отрасль научного знания – социология труда, предметом изучения которой является труд как общественное явление, а также те социальные отношения, в которые вступают участники трудового процесса1.

В 20–30-е гг. XX века проводились исследования, касающиеся не только эффективности труда и мотивации работников, но и отношения молодого поколения к выбору профессии. В середине 1960-х гг. отечественными учеными была предпринята попытка найти связь между содержанием труда и ценностными ориентациями работников2.

Труд как непосредственная деятельность участника рабочего процесса, направленная на то, чтобы обеспечить удовлетворение всех его потребностей3, соотносится с категорией «профессия». Последняя стала одним из главных предметов изучения в работах классика социологической мысли К. Маркса. Он определял профессию как единицу конкретной деятельности внутри производства в отличие от общего разделения труда на роды (земледелие, промышленность, торговля), с одной стороны, и единичного разделения труда внутри мастерской – с другой (Маркс, 1969). Тем самым К. Маркс четко разграничил понятия «профессия» и «специализация».

Профессия как социально-значимая категория выделялась и Г. Спенсером. Ученый придавал рассматриваемому понятию значимость социального института. В рамках теории органицизма Г. Спенсер понимал под профессиями органы общественного организма, которые делают возможным совместную жизнь и сотрудничество людей. Также в данную категорию он включал любые устойчивые надорганические формы деятельности, в которых несоциальный человек учится взаимодействовать с другими (Спенсер, 2013). Таким образом, профессии функционально важны для развития и существования как всего общества, так и каждого индивида.

Для раскрытия теоретико-методологических принципов исследования процесса трудоустройства современной молодежи следует обратиться к теоретикам человеческого капитала.

В социологии одним из первых мыслителей, использовавших понятие «капитал», стал французский ученый П. Бурдье. Он выдвигал идею о том, что поведение индивида зависит от его обладания специфическим капиталом, понимая под последним сумму накопленных благ в одном из четырех полей социального пространства. Социолог выделял следующие виды капиталов: экономический (материальные блага), культурный (культурный уровень, образование), социальный (семья, друзья, коллеги и т.д.) и символический как разновидность социального (авторитет, репутация) (Бурдье, 2005).

В рамках темы нашего исследования особый интерес представляют культурный и социальный капиталы. Первый из названных в своём инкорпорированном состоянии, по мнению П. Бурдье, складывается из знаний индивида, его интересов и убеждений. Создание и увеличение его происходит посредством социализации и образования, в процессе которых личность усваивает основные ценности и нормы, а также получает необходимые знания и практические навыки (Бурдье, 2005). Под социальным капиталом П. Бурдье понимает совокупность ресурсов, представляющих собой сеть связей с индивидами в обществе на основе взаимного признания как членов определенной социальной группы. Использование социального капитала даёт возможность получать доступ к ресурсам других индивидов, а также увеличивать свой культурный капитал посредством взаимодействия с людьми, имеющими необходимые субъекту знания или умения (Бурдье, 2005).

Таким образом, рассмотренные формы капитала определенно важны для процесса трудоустройства выпускников и во многом обуславливают их поведение во время поиска работы.

Исходя из вышеприведенных положений, легко убедиться, что профессия представляет собой совокупность необходимых для определенной деятельности ресурсов. Явно прослеживается значимость процесса накопления ресурсов, который начинается задолго до вхождения индивида на рынок труда. За время формирования капитала в личности развивается система ценностей и ориентаций, которыми она будет руководствоваться при выборе и осуществлении профессиональной деятельности. Именно социальные и профессиональные ориентации определяют направленность действий индивида в сфере труда, влияют на выбор профессиональной специальности и процесс трудоустройства в целом.

Для социологического осмысления данного процесса, по мнению исследователя М.В. Озымко, следует принять во внимание существование двух методологических подходов к определению трудоустройства (Озымко, 2015).

Первый – субъект-объектный – предполагает пассивную роль индивида или ее полное отсутствие в данном процессе. В рамках этого подхода трудоустройство рассматривают как процесс привлечения специалистов в сферу труда, обеспечение работой в соответствии с потребностями развития общества, где важную роль играет государство, в задачи которого входит обеспечение человека работой в соответствии с приобретенным им уровнем образования и квалификации (Озымко, 2015).

Второй подход можно обозначить как субъект-субъектный. Он более распространен в социологии и предполагает активную деятельность индивида в поиске работодателя или места, где он может применить свои профессиональные навыки. Этот процесс протекает через реализацию индивидом потребности в труде и подразумевает поиск работы в соответствии с полученной специальностью и уровнем образования, квалификацией, личными ориентациями и стремлениями, материальными ожиданиями и т.д. Представителями данного подхода можно считать ученых М. Йорке и П. Найта. По их мнению, трудоустройство можно рассматривать как набор достижений, навыков и личных качеств, способствующих наибольшей вероятности получить работу и быть успешным в выбранной профессии (Yorke, Knight, 2006).

Таким образом, активная деятельность субъекта в процессе трудоустройства базируется на методологическом принципе взаимообусловленности социальных действий индивида и общественных структур, причем общество как продукт такой взаимообусловленности является постоянно изменчивой реальностью. В рамках данной парадигмы специалисты на рынке труда рассматриваются как активные субъекты социальных и экономических преобразований, что выражается в их самостоятельном поиске работы, обеспечении самозанятости и в стремлении к индивидуальному предпринимательству, а также в других действиях по поводу социально-трудовых отношений, основанных на личных ресурсах (Озымко, 2015).

Другие западные исследователи (Б.Э. Эшфорт, Г.Э. Крайнер, М.А. Кларк, М. Фьюгейт) определяют трудоустройство как форму специфической адаптивной деятельности, в ходе которой индивид формирует свою профессиональную идентичность, а также реализовывает свои карьерные возможности (Ashforth et al., 2017) . Профессиональная, или карьерная, идентичность включает в себя осознание собственных целей, желаний, личностных характеристик индивида, ценностей, верований и норм. Адаптивная сторона процесса трудоустройства содержит в себе стремление индивида приращивать и накапливать знания, умения и навыки, отвечать потребностям в той или иной ситуации на рынке труда.

Такие ученые, как Б. Ван дер Хейден и др., применяют более широкий подход к определению понятия трудоустройства, учитывая большее количество факторов, которые влияют на индивида при поиске места осуществления трудовой деятельности. Вместе с такими определяющими факторами, как профессиональные навыки и знания, исследователи учитывают влияние на трудоустройство демографических характеристик (возраст, пол), состояния здоровья индивида, социального статуса его семьи и доступа к ресурсам. При этом индивидуальные факторы и обстоятельства зависят в полной мере от социальной среды рынка труда, в которой находится субъект (Van der Heijden et al., 2020).

Предложенный подход базируется на методологии современной социологии, разработанной британским социологом Э. Гидденсом. Им описана собственная теория структурации, в основе которой лежит идея об обществе, рассматриваемом как система взаимодействия агентов, создающих структуры, являющиеся объективными условиями – средствами и ограничениями – для дальнейших действий индивидов (Гидденс, 2005). Социальные практики членов общества, по мнению Э. Гидденса, детерминированы неким набором норм и ресурсов, благодаря чему и происходит воспроизводство социальных систем (Гидденс, 2005).

Используя такое понимание социального действия, мы рассматриваем индивида на рынке труда как актора, действующего самостоятельно, производящего трудовые места, новые виды и формы деятельности, выстраивающего траектории профессионального развития. Те участники трудовых отношений, которые в большей степени проявляют личную инициативу и готовность действовать и принимать решения, определяют векторы развития рынка труда и устанавливают новые рамки для деятельности, а значит, тем или иным образом способствуют не только структурации социальных систем, но и их трансформации.

Обобщая вышеизложенные подходы к определению трудоустройства, под данным термином мы понимаем процесс поиска и получения работы, при котором индивид использует свои профессиональные навыки, знания, личностные качества, положение в обществе и доступ к ресурсам и который также зависит от складывающихся социальных условий. В результате успешного завершения данного процесса человек обеспечивает себя деятельностью для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Трудоустройство выпускников высших учебных заведений представляет собой динамично развивающийся социальный процесс в условиях развития современной экономики и системы образования в России. Рынок труда выдвигает новые требования к подготовке и качеству образования будущих участников трудовых отношений. В связи с активным развитием предпринимательства, самозанятости, дистанционных форм работы многие категории выпускников оказываются неприспособленными и недостаточно подготовленными к новым социально-экономическим условиям. Особенно это касается инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Категория «инвалидность» закреплена в Конвенции ООН как «эволюционирующее понятие, являющиеся результатом взаимодействия, происходящего между людьми с нарушениями здоровья и средовыми барьерами, которые мешают полному и эффективному участию людей с ограниченными возможностями в жизни общества наравне с другими»1. Научный поиск изучения проблем инвалидности и барьеров социальной инклюзии актуализировался в разных научных сферах, в том числе в современной социологии. Такие исследователи, как К.Дж. Лю, Ф. Хао, отмечают, что в современном мире участие инвалидов в жизни общества по-прежнему остается неудовлетворительным и низким (Liu, Hao, 2015).

Действительно, исследуемые лица, в том числе выпускники вузов, имеющие ограниченные возможности здоровья, в процессе интеграции в профессиональную среду, сталкиваются с многочисленными социальными барьерами. Прежде всего эта ситуация обусловлена статусно-ролевым положением личности и социальных групп в существующей системе общественных отношений – политических, экономических, социальных, культурных. Кроме того, существование социальных барьеров может способствовать возникновению и развитию конфликтного взаимодействия между личностью и социальной группой, в основании которого находятся противоречия статусно-ролевых ожиданий, последствия возникновения новых социальных явлений, происходящих в обществе процессов, совместной деятельности людей, социальных групп, структур и организаций.

Следует отметить и тот факт, что готовность инвалидов к социальному взаимодействию с другими группами по-прежнему остается достаточно низкой. Эта ситуация усугубляется наличием следующего социального противоречия: с одной стороны, условно здоровые люди склонны демонстрировать негативное отношение (например, социальную стигматизацию) и поведение по отношению к инвалидам в повседневной жизни; с другой стороны, лица с ограниченными возможностями здоровья признают и принимают культурный стереотип среды, в которой живут, применяют его к себе и становятся носителями так называемых «социокультурных ярлыков» (Liu, Hao, 2015). Возникновение социальных барьеров может быть также обусловлено особенностями реализации системы высшего образования (Соломатина, 2021), в том числе инклюзивного (Байрамов, Бабанова, 2016).

В настоящее время реализуются попытки преодолеть возникшие противоречия и социальные барьеры: активизируется участие бизнеса в квотировании рабочих мест для инвалидов (Участие бизнеса в квотировании рабочих мест для инвалидов: проблемная область исследования …, 2021), расширяют сферу своей деятельности социально ориентированные некоммерческие организации, особенно в условиях их государственного регулирования и поддержки (Волкова, 2020). Также имеет место социальное сотрудничество в различных областях, например, при формировании доступной среды для маломобильных пассажиров на транспорте и т.п. (Рыкова, 2021). Однако проблемы инвалидов, их трудоустройства по-прежнему остаются недостаточно изученными.

Процесс поиска работы для инвалидов, закончивших вуз, усложняется из-за несоответствия между числом необходимых сотрудников в определенной трудовой сфере и количеством выпускников высших учебных заведений, получивших образование по этой специальности. Сильнее всего разница между спросом и предложением на рынке труда прослеживается в социально-гуманитарных сферах деятельности. По данным Росстата, больше половины трудоустроенных в период с 2018 по 2020 гг. выпускников некоторых социально-гуманитарных направлений работают не по профессии. Так, например, не продолжили путь по освоенной в университете специальности 52 % выпускников по направлению «Социология и социальная работа» и 57 % молодых специалистов, обучавшихся в вузе по направлениям «Политические науки» и «Регионоведение»2.

Согласно результатам специального мониторинга трудоустройства выпускников вузов с инвалидностью, проведенного в 2017–2018 гг. в рамках государственного задания Минобрнауки РФ группой исследователей, главные причины, препятствующие трудоустройству выпускников, – это наличие ограничений по состоянию здоровья и отсутствие подходящих вакансий (Кантор и др., 2019).

Приведенные данные демонстрируют отсутствие потребности современного рынка труда в большом количестве специалистов социально-гуманитарной сферы. Представители рассматриваемых направлений отодвигаются на второй план из-за резко возросшей востребованности IT-специалистов и работников смежных технических направлений, обусловленной прогрессивным развитием технологий во всех сферах жизнедеятельности общества. Такая ситуация вынуждает к переквалификации молодых специалистов и усложняет для них процесс поиска работы.

С проблемой трудоустройства тесно связаны вопросы ценностных и профессиональных ориентаций молодежи. Представители этой социально-демографической группы стремятся получить высокооплачиваемую позицию на рынке труда с возможностью самореализации и карьерного роста. Данный факт подтверждают и результаты исследования трудовых ценностей и ориентаций современной молодежи, предпринятого Л.В. Рожковой, С.А. Влазневой, О.В. Сальниковой, А.Ш. Дубиной. В ходе опроса 43,7 % участников исследования выразили желание заниматься интересной и творческой работой, 42,5 % – указали на важность занятия высокооплачиваемой должности и 38,3 % респондентов отметили приоритетность для себя работы с перспективами карьерного и профессионального роста (Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности…, 2019). Современный рынок труда не всегда способен удовлетворить все потребности выпускников вузов, что влечет за собой перепрофилирование молодых специалистов. Помимо этого увеличивается вероятность негативных настроений в обществе в среде молодежи, обусловленных недовольством ее представителей профессиональной невостребованностью и неудовлетворенностью личным трудовым статусом.

Общие тенденции на рынке труда затрагивают и выпускников вузов, имеющих инвалидность или иные ограниченные возможности здоровья. По данным социологических исследований, люди с инвалидностью не чувствуют себя нужными на рынке труда. Как отмечает О.В. Куч-маева, доля занятых (работающих) инвалидов в России составляет по состоянию на 2019 год всего 14,9 %. Показатель занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья дифференцирован по регионам и колеблется от 7,2 % до 29,2 %. При этом в 75 российских регионах доля работающих инвалидов не превышает 20 % от их численности (Кучмаева, 2020).

Все вышеперечисленное, несомненно, актуализирует исследовательский поиск в направлении установления закономерностей социального взаимодействия инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с остальными членами общества при решении проблемы трудоустройства. Кроме того, изучения требуют вопросы сохранения конкурентоспособности специалистов-инвалидов на рынке труда и их адаптации к меняющимся требованиям работодателей. Сказанное обозначает перспективные направления для дальнейших научных изысканий.

Статья научная