Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации
Автор: Тенхунен Пентти Юхани, Елисеева Юлия Александровна
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Теория и методика обучения и воспитания
Статья в выпуске: 4 (81), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье выявляется специфика восприятия учебной информации современными студентами. Перцептивные трудности данного процесса объясняются через призму теории поколений (Н. Хоув, У. Штраус, Ю. А. Левада, Т. Шанин, Е. М. Шамис и др.). Преподаватели и студенты рассматриваются как представители разных поколений (соответственно X и Y), что обусловлено различиями их ментальных кодов. Они формировались в разных информационных средах, что необходимо учитывать в процессе модернизации высшей школы. Для поколения Y и идущего за ним поколения Z характерна принципиальная нелинейность восприятия мира, доминирование визуального канала получения информации, поэтому оптимальной стратегией создания и использования учебных текстов выступает визуальная концептуализация, опирающаяся на инструментарий визуального мышления (р. Арнхейм). Обосновывается эффективность визуальной концептуализации как базовой стратегии создания и использования учебных текстов в современном университете. На примере актуальной темы «Тайм-менеджмент в структуре научно-исследовательской работы студентов: принципы, методы, результаты» в рамках курса «Основы научно-исследовательской работы студентов» продемонстрированы основные дидактические принципы визуальной концептуализации учебного текста: его деление на смысловые блоки с целью структурирования ядерной информации; стратификация информационного пространства текста с выделением специального слоя, мотивирующего учащихся к развертыванию свернутой информации; моделирование ситуации, когда получаемые знания сразу используются на практике; проектирование визуальных опор усвоения вербальной информации.
Поколение, ментальный код, современное студенчество, учебный текст, визуальная концептуализация
Короткий адрес: https://sciup.org/147137136
IDR: 147137136 | DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.028
Текст научной статьи Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации
В настоящее время высшая школа находится в состоянии реформирования, которое нацелено на повышение качества подготовки специалистов с учетом требований рынка труда. Плюрализм оценок проводимых реформ не снимает вопроса об их необходимости, но актуализирует выбор отечественными и зарубежными вузами адекватного методолого-методического инструментария своей деятельности.
Практика работы с современными российскими и финскими студентами свидетельствует, что выбор передовых образовательных технологий сам по себе не обеспечивает высоких результатов. Модернизация образовательной деятельности эффективного университета должна строиться на прочном психолого-педагогическом фундаменте (именно с фундамента, а отнюдь не с крыши начинается строительство нового дома). Очевидно, что при его «закладке» необходимо проектировать субъект-субъ-ектное взаимодействие преподавателей и студентов на всех уровнях. Однако когда этот постулат начинает реализовываться на практике, субъектный паритет сторон образовательного процесса возникает не всегда.
Среди причин выделим, на наш взгляд, основную – ментальные (от лат. mens – рассудок, ум, мышление; поз.-лат. mentalis – умственный) различия преподавателей и студентов. Их можно образно сравнить с разными наречиями одного языка – похожими, но далеко не идентичными.
Интерес к ментальным мирам субъектов образовательного процесса – не дань моде, а атрибут взвешенной реформаторской деятельности, без которого планируемые изменения могут не достичь цели. Исследователи по-разному интерпретируют рассматриваемые различия, но в последние годы все большую популярность приобретает так называемая теория поколений, выдвинутая американскими учеными Н. Хоувом и У. Штраусом в начале 90-х гг. ХХ в. [10]. Понимая под поколением группу людей, рожденных в определенный временной период и испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, они предположили, что конфликт поколений – это прежде всего конфликт ценностей.
Теория поколений была поддержана рядом российских исследователей: Ю. А. Левадой, Т. Шаниным [5], Е. М. Ша-мисом [8] и др. Согласно их классификации, в современной России сосуществуют 6 поколений: поколение GI (1900–1923 г. р.), Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.), поколение беби-бумеров (1943–1963 г. р.), поколение Х (1963–1984 г. р.), поколение Миллениум, или Y (1984–2000 г. р.), поколение Z (c 2000 г. р.). В настоящее время доминирует поколение Х (самая активная страта вузовских преподавателей), а будущее принадлежит поколениям Y (современное студенчество) и Z (поколение, которое стоит уже на пороге вузов).
Не вдаваясь в детальный анализ рассматриваемой теории, отметим, что поколения Х и Y , тем более Z , являются носителями разных ментальных кодов , что, на наш взгляд, объясняется разными информационными средами , в которых эти коды формировались. Однако было бы упрощением полагать, что все дело в характерном для последних 10–15 лет резком нарастании объемов информации и стремительном развитии информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, это значимые факторы, но на проблему нужно смотреть шире. Очевидно, главная причина ментальных «мутаций» последних десятилетий, приведших к смене ментального кода, – принципиальная нелинейность восприятия мира , которая подкрепляется информационными технологиями, но не однозначно детерминируется ими [4].
По оценкам специалистов, «рождение постиндустриального общества, и главное – прорыв информационных технологий в науку и практически во все сферы деятельности, привел к переменам бытия, к появлению альтернативного типа рациональности, способа мышления, <…> к изменению миропонимания и мирови-дения. Возникает ощущение нестабильности состояния мира, “постмодернистская чувствительность” неустойчивого мира и, как следствие, изменение многовековой культурной традиции мышления, в которой главенствовали представления о стабильности и упорядоченности мира» [1].
По всей видимости, нелинейность – гораздо более эффективная стратегия ориентации в сложноорганизованной и быстро меняющейся системе и одновременно способ схватывания, интерпретации этой сложности. На наш взгляд, было бы методически опрометчиво отрицать когнитивную ценность нелинейных установок и не видеть путей интеграции «клипового» мышления современных студентов поколения Y с классическими академическими традициями предыдущих поколений, базирующимися на иерархизации универсума знаний, четких причинно-следственных связях и стройных теориях. В идеале столкновение различных ментальных кодов обработки учебной информации может даже пойти на пользу при условии, что в образовательном процессе будут проявлены достоинства и недостатки каждого подхода, а также продемонстрирована их комплементарность.
Так, существующая учебная и учебно-методическая литература тяготеет к ментальному коду поколений, взращенных на ценностях вербальной культуры. Поэтому закономерно, что в созданных их представителями учебных текстах преобладает вербальная информация, иногда слабо структурированная.
Подобная информация часто не может быть органично схематизирована в сознании адресатов – представителей поколений Y и Z , поскольку у большинства из них наличествует так называемое визуальное мышление (Р. Арнхейм), т. е. мышление посредством визуальных операций, которое тяготеет к нелинейности миромоделирования. В его русле визуальные образы не иллюстративны, а являются конечным проявлением самого мышления [2] и одним из важных культурогенных инструментов миромо-делирования [3] .
Поскольку ценности визуальной культуры упрочивают позиции в современном мире [6; 7; 9], наряду с традиционной подачей информации целесообразно практиковать инновационные формы, предпо- лагающие поддержку ментального кода обучаемых в процессе визуальной концептуализации учебного материала. В этом и заключается главная методическая сложность. С одной стороны, сам жанр требует четкости и линейности, упорядоченности, наличия логических связей и переходов между частями. В идеале обучаемый должен хорошо видеть эти связи, понимать, как «устроен» текст, вычленять его доминанту, и тогда визуальная концептуализация как стратегия работы с учебным текстом будет результативной. С другой стороны, для современных студентов подобная интеллектуальная деятельность часто оказывается непосильной, и учебный текст просто не «впускает» в себя читателя, тем самым не выполняя своих функций.
Если «клиповое», «аббревиатурное» сознание воспринимать не как «врага» (это тупиковый путь, приводящий к профессиональному выгоранию), а как «союзника», целесообразно попытаться визуализировать логический «костяк» учебного текста, разделив его на блоки. Хотя блочный способ представления информации известен достаточно давно, наша методическая инновация заключается в следующем.
-
1. Смысловые блоки содержат «ядер-ную» информацию, которая представляет наибольшую ценность для реципиента, т. е., по сути, операции ее извлечения из учебного текста и последующего структурирования уже выполнены. С одной стороны, это лишает учащихся возможности самостоятельно свернуть учебную информацию, а с другой – сокращает время на работу с текстом, делает его более обозримым, дает образцы свертывания, которые в дальнейшем могут использоваться студентами при работе с «классическими» текстами.
Проиллюстрируем данный тезис на примере фрагмента блочно структурированного учебного текста для студентов-гуманитариев в рамках дисциплины «Основы научно-исследовательской работы студентов» по актуальной теме «Тайм-менеджмент в структуре научно-исследовательской работы студентов: принципы, методы, результаты» (рис. 1).
Типичные ошибки восприятия и использования времени
-
• Отрицание реальности времени (время представляется как постоянно возобновляемый ресурс, не учитываются его ограниченность и необратимость).
-
• Непонимание значимости учета времени (не осознается необходимость выделения времени на составление планов, хотя они реально сокращают временные затраты в будущем).
-
• Спешка в делах (стремление вместить в ограниченное время как можно больше дел приводит к снижению качества работы, стратегическим ошибкам, потере сил и лишает удовольствия от процесса).
-
• Многозадачность (мозг может довольно быстро переключаться с одной задачи на другую, но в один момент времени он выполняет только одну задачу; попытка решать одновременно несколько задач энерго- и времязатратна, снижает эффективность труда примерно на 30 %)
Поучительная притча: когда лесорубу с тупым топором посоветовали наточить его, чтобы легче и быстрее работать, он отказался, заметив, что у него нет на это времени – надо рубить деревья
Задание
Придумайте свою притчу, иллюстрирующую нерациональное использование человеком времени своей жизни.
-
2. Чтобы предлагаемые студентам образцы свертывания «заработали», смысловые блоки необходимо «прошить», интегрировав в единое целое. Это достигается проектированием еще одного информационного уровня – второй степени. Его миссия – обеспечивать развер-
- тывание свернутой информации силами самих учащихся. Отдельные блоки посредством комментариев нанизываются на единый смысловой стержень, благодаря чему «аббревиатурное» мышление в пространстве учебного текста обретает глубину (рис. 2).
Р и с . 1 . Блочная структура организации учебного текста
F i g . 1 . Unit structure of the educational text layout
Основные принципы тайм-менеджмента в структуре НИР
-
• принцип заблаговременности (необходимо заранее планировать события, связанные с НИР; работа в авральном режиме сопровождается нервным напряжением и чревата большим количеством ошибок);
-
• принцип фиксации событий (целесообразно составлять планы работы и фиксировать их на носителях информации – в тетрадях, ежедневниках, планингах, онлайн-органайзерах и т. д.);
-
• принцип параллельности дел (реализуется в технике «сэндвича»: одновременно с не очень сложной работой можно выполнять еще один вид дел);
-
• принцип гибкости (исследователь должен быть гибким и своевременно реагировать на изменения в распорядке дня);
-
• принцип равновесия (важно установить сбалансированное соотношение количества времени, уделяемого работе и отдыху);
-
• принцип принудительной эффективности (управление временем предполагает сосредоточенность и целенаправленность действий; нужно решать задачи последовательно, т. е. что-то одно в определенный период времени);
-
• принцип «первое – вперед» (наиболее приоритетные задачи выполняются в первую очередь)
В 1956 г. психолог Дж. Миллер выяснил, сколько единиц информации может удерживать человек в своем сознании (7 ± 2). Если запланированных дел много, они забываются.
Удобный инструмент фиксации планов работы – ежедневник (в традиционном бумажном или электронном виде). Правила его ведения универсальны – в основе всегда лежат списки , помогающие освободить мозг для непосредственного решения задач. Даже сам факт разбиения задачи на части (пункты) ускоряет и облегчает работу
-
3. «Прошивка» блоков достигается и наличием практикума, задания которого предполагают комплексное использование полученных знаний. Знания «в действии» позволяют получить результат «здесь и сейчас»: то, что он не отложен во времени, важно для поколений Y и Z . В связи с этим один из дидактических приоритетов финской системы образования – привлечение нужных ресурсов к решению
-
4. Вербальная информация в блоках по возможности визуализируется. Визуальные опоры облегчают восприятие информации и способствуют ее запоминанию. Подобное двойное кодирование обеспечивает равномерную нагрузку на полушария головного мозга в процессе ее переработки (рис. 3).
Р и с . 2 . Информационный уровень второй степени в структуре смыслового блока
F i g . 2 . Information level of the second degree in the structure of the semantic unit
текущих проблем – целесообразно взять на вооружение отечественной высшей школе.
Базовые методы тайм-менеджмента

Матрица («окно») Эйзенхауэра
III срочные и не важные минимизировать |
I срочные и важные выполнять |
IV не срочные и не важные а нужно ли это? |
П не срочные и важные планировать |
Задание
Матрица – простой, но эффективный планировщик. Чаще представляйте или рисуйте ее и концентрируйтесь на делах I и II групп
Хронометраж
Ключевой метод тайм-менеджмента, предполагающий фиксацию расходов личного времени исследователя. Расходы времени фиксируются с точностью до 5 мин. Их анализ помогает найти существенные временные потери и выявить резервы времени. Достаточно провести хронометраж собственных временных затрат, чтобы обнаружить непродуктивные потери и выработать стратегию их уменьшения
Матрица Эйзенхауэра
Метод предложил в 1950-е годы генерал и 34-й президент США Д. Д. Эйзенхауэр. Матрица предусматривает 4 варианта комбинаций дел по параметрам срочности и важности. Все цели распределяются на 4 группы: Важное и Срочное; Важное, но НЕ Срочное; НЕ Важное, НО Срочное; НЕ Важное и НЕ Срочное:
-
• важные и срочные задания выполнятся немедленно и самостоятельно (или под личным контролем);
-
• важные, но не срочные задания выполняются самостоятельно и в определенный планом более поздний срок;
-
• срочные, но не важные задания перепоручаются другому лицу;
-
• не срочные и не важные задания откладываются и решаются постепенно
Р и с . 3 . Визуальные опоры восприятия учебной информации
F i g . 3 . Visual supports from perception of learning materials
Разумеется, подобное структурирование учебного материала – не единственный путь, учитывающий механизмы визуального мышления представителей поколений Y и Z. Однако его достоинством является относительная простота работы с учебными текстами как для студентов, так и для преподавателей. При этом традиционный дидактический принцип наглядности усложняется, позволяя проектировать образовательный процесс в соответствии с культурно обусловленной ментальной спецификой его субъектов. Представляется, что это один из результативных путей модернизации современного высшего образования, который значим для России и Финляндии – стран, уделяющих особое внимание качеству образовательного процесса.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
1. Алиева, Н. З. Постнеклассическое естественно-научное образование : концептуальные и философские основания / Н. З. Алиева. – Москва, 2008. – 512 с.
-
2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. – Душанбе, 1973. – С. 8–98.
-
3. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. – Москва, 1994. – 352 с.
-
4. Курдюмов, С. П. Синергетика : начала нелинейного мышления / С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева [Электронный ресурс]. – Москва, [200-]. – Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/what/sinergetika-nachala-nelinejnogo-myshleniya .
-
5. Отцы и дети : Поколенческий анализ современной России / сост.: Т. Шанин, Ю. А. Левада. – Москва, 2005. – 328 с.
-
6. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие : Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. – 5-е изд. – Москва, 2012. – 272 с.
-
7. Сальникова, Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры : дис. … д-ра культурологии / Е. В. Сальникова. – Москва, 2012. – 675 с.
-
8. Теория поколений в России [Электронный ресурс]. – Москва, 2009. – Режим доступа: http:// rugenerations.su.
-
9. Mirzoeff, N. Introduction to Visual Culture / N. Mirzoev. – London, N. Y., 1999. – 274 p .
-
10. Strauss, W. The Fourth Turning : An American Prophecy – What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny / W. Strauss, N. Howe. – N. Y., 1997. – 382 p.
Поступила 24.04.15.
Об авторах :
Список литературы Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации
- Алиева, Н. З. Постнеклассическое естественно-научное образование: концептуальные и философские основания/Н. З. Алиева. -Москва, 2008. -512 с.
- Арнхейм, Р. Визуальное мышление/Р. Арнхейм//Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. -Душанбе, 1973. -С. 8-98.
- Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства/Р. Арнхейм. -Москва, 1994. -352 с.
- Курдюмов, С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления/С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева . -Москва, . -Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/what/sinergetika-nachala-nelinejnogo-myshleniya.
- Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России/сост.: Т. Шанин, Ю. А. Левада. -Москва, 2005. -328 с.
- Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир/В. М. Розин. -5-е изд. -Москва, 2012. -272 с.
- Сальникова, Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: дис.. д-ра культурологии/Е. В. Сальникова. -Москва, 2012. -675 с.
- Теория поколений в России . -Москва, 2009. -Режим доступа: http://rugenerations.su.
- Mirzoeff, N. Introduction to Visual Culture/N. Mirzoev. -London, N. Y., 1999. -274 p.
- Strauss, W. The Fourth Turning: An American Prophecy -What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny/W. Strauss, N. Howe. -N. Y., 1997. -382 p.