От Шове до Ляско: 15 тысячелетий европейского пещерного искусства (изменение видения, выразительных средств и способов использования пространства)
Автор: Женест Ж.-М.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Искусство каменного века и эпохи палеометалла
Статья в выпуске: 3 т.45, 2017 года.
Бесплатный доступ
Первобытное искусство Западной Европы, представленное на разных археологических объектах, развивалось вместе с популяцией Homo sapiens в условиях ледникового периода в северном полушарии в течение всего верхнего палеолита (36-13 тыс. л.н.). Наиболее примечательные пещерные памятники наскального искусства, такие как Альтамира и Ла Гарма в Испании, Ляско, Нио, Кюссак и Шове во Франции, отражают социокультурное поведение и потребности анатомически современных людей. В настоящей статье предпринята попытка выявить некоторые изменения в символическом языке, способах художественной передачи образов животных и организации изобразительного пространства, которые произошли в течение 15 тыс. лет, разделяющих два канонических памятника с наиболее хорошо сохранившимися наскальными рисунками, - пещеры Шове (36 тыс. л.н.) и Ляско (21 тыс. л.н.). Первая, обнаруженная в 1994 г., расположена в долине р. Ардеш на юге Франции, рядом с побережьем Средиземного моря. В этой крупной пещере открыто множество новых видов наскальной живописи верхнего палеолита Европы. В настоящий момент на памятнике выделяются два этапа деятельности человека между 37 и 30 тыс. л.н. Наиболее древний - это ориньяк с его черными зооморфными изображениями, которые датируются 37 000 и 33 500 л.н. Пещера Ляско, обнаруженная в 1940 г., находится в долине р. Везер, в 120 км от побережья Атлантического океана, среди множества других памятников наскальной живописи в пещерах и под скальными навесами. Сегодня она закрыта для широкой публики, т.к. вследствие активных посещений туристами в течение долгих лет, начиная с открытия и до 1963 г., был нарушен микроклимат пещеры, что стало угрожать сохранности наскальных рисунков.
Западная европа, наскальное искусство, пещеры, верхний палеолит
Короткий адрес: https://sciup.org/145145821
IDR: 145145821 | DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.3.029-040
Список литературы От Шове до Ляско: 15 тысячелетий европейского пещерного искусства (изменение видения, выразительных средств и способов использования пространства)
- Aujoulat N. Lascaux: Le geste, l'espace et le temps. - P.: Editions du Seuil, 2004. - 274 p.
- Aujoulat N., Geneste J.-M., Archambeau Chr., Delluc M., Duday H., Gambier D. La grotte ornée de Cussac, Le Buisson-de-Cadouin: premières observations // Bull. Société Préhistorique Française, 2002. - T. 99, N 1. - P. 129-153.
- Bar-Yosef O. Symbolic expression in later prehistory of the Levant: why are there so few? // Beyond art: Pleistocene image and symbol / eds. M. Conke, O. Soffer, D. Stratmann, N.G. Jablonski. - San Francisco: California Acad. of the Sci., 1997. - P. 161-187.
- Bégouën R., Fritz C., Tosello G., Clottes J., Pastoors A., Faist F. Le Sanctuaire secret des bisons: il y a 14 000 ans, dans la caverne du Tuc d'Audoubert. - P.: Somogy Éditions d'Art,2009. - 416 p.
- Breuil H. Quatre cents siècles d'art pariétal: Les cavernes ornées de l'âge du renne. - Montignac: Centre d'Études et de Documentation Préhistoriques, 1952. - 419 p.