Отдельные аспекты исследования региональных особенностей коррупционной преступности (на примере Республики Крым и города Севастополя)

Бесплатный доступ

Цель работы - исследование отдельных аспектов региональных особенностей выявления и расследования преступлений коррупционной направленности в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Использованы методы: аналитический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологических замеров, анализа и оценок коррупции в регионах Крыма, экспертных оценок в области противодействия коррупции, контент-анализ публикаций в периодических изданиях и в Интернете. Проанализировано состояние законности и уровень борьбы с коррупционной преступностью. Определены способы выявления характерных признаков региональной коррупционной преступности. Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть вопросы борьбы с коррупционными преступлениями на региональном уровне, определить наиболее коррупциогенные сферы общественной и государственной деятельности в границах конкретного региона с целью последующей разработки эффективного комплекса мер по профилактике, выявлению и раскрытию коррупционных преступлений.

Еще

Коррупция, взяточничество, региональная коррупционная преступность, региональные особенности противодействия коррупции

Короткий адрес: https://sciup.org/140310526

IDR: 140310526   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2025_72_1_113

Текст научной статьи Отдельные аспекты исследования региональных особенностей коррупционной преступности (на примере Республики Крым и города Севастополя)

Борьба со взяточничеством в Российской Федерации является одним из ключевых направлений государственной политики. Республика Крым и г. Севастополь, вошедшие в состав Российской Федерации в 2014 году, к настоящему времени восприняли не только российское законодательство, но и всеобъемлющий опыт его реализации.

Актуальность исследования региональных особенностей преступности в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь обусловлена необходимостью усиления борьбы с коррупцией и ее проявлениями, а также выработкой эффективных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных деяний, выявление региональных тенденций и их использование в дальнейшем при формировании региональных программ развития полуострова, а также координации всех правоохранительных органов.

Формирующаяся правоприменительная практика в указанных выше регионах показала, что существующие проблемы и закономерности криминальной преступности, связанные со взяточничеством и иными коррупционными преступлениями на территории этих регионов, напрямую зависят от степени и уровня интеграции новых субъектов России, их экономической, финансовой, кредитной и правовой систем, менталитета и иных факторов.

По мнению О.В. Филипповой, специфика региональных исследований заключается в комплексном изучении территориальных особенностей преступности, а также сложившихся демографических, экономических, социальных, культурных, организационных, национальных, экологических, правовых и иных условий региона, способствующих развитию криминогенных процессов [4, с. 75–83].

Именно в переходный период становления Республика Крым и город Севастополь столкнулись с рядом социально-экономических проблем, которые существенно повлияли на совершение экономических и коррупционных преступлений, а именно: низкий социальный уровень жизни граждан (бедность, безработица, высокие цены на приобретение или аренду жилья и др.); проблемы в признании имущественных прав юридических и физических лиц бывшего государства Украины и перерегистрация собственности по законам российского законодательства; использование значительного количества фиктивных документов при осуществлении незаконных сделок с недвижимым имуществом; отсутствие собственников объектов недвижимости на территории полуострова, которые могли бы подтвердить или опровергнуть законность совершения сделки; назначение на руководящие должности чиновников, не имеющих практического опыта работы в сфере управления в различных отраслях экономики, и многие иные негативные факторы.

Несмотря на то, что в последние годы статистика, касающаяся результатов борьбы со взяточничеством, в том числе в Республике Крым и городе Севастополе, незначительно растет, коэффициент латентности этих посягательств остается крайне высоким.

С целью изучения региональных особенностей коррупционной преступности в Крымском регионе автором проведено анкетирование 420 граждан, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя, которые отметили, что наиболее коррумпированными являются должностные лица органов государственной и исполнительной власти, должностные лица органов местного самоуправления, а также работники правоохранительных органов [2, с. 83–85].

В научных трудах профессор Ю.П. Гармаев особо подчеркивает, что для криминалистики имеет важное значение выделение верхушечной и низовой коррупции, а также приоритезация борьбы со взяточничеством и иными коррупционными преступлениями, которая должна исходить из методологии приоритета выявления верхушечных или высокоуровневых коррупционных преступлений [1, с. 52–55; 3, с. 82–87].

Автор полностью согласен с мнением Ю.П. Гармаева и считает, что такая условная

Диаграмма № 1

Количество зарегистрированных преступлений, квалифицированных по статьям 290 и 291 УК РФ в

Российской Федерации за период 2017-2023 гг.

На основании сведений о состоянии преступности, публикуемых МВД Российской Федерации

Диаграмма № 2

Количество зарегистрированных преступлений, квалифицированных по статьям 290 и 291 УК РФ в Республике Крым и г. Севастополе за период 2017-2023 гг.

На основании полученных сведений по запросам автора в структурные подразделения МВД Российской Федерации

приоритезация борьбы с коррупцией не является преднамеренным ущемлением прав и дискриминацией высоких должностных лиц органов государственной и исполнительной власти, должностных лиц органов местного самоуправления по той простой причине, что эта условная приоритезация в десятки раз компенсируется сложностью выявления и раскрытия преступлений коррупционного характера и активным квалифицированным противодействием со стороны возможно коррумпированных чиновников и их сообщников. Поэтому мы полагаем, что дискриминация в отношении данной категории должностных лиц отсутствует, а присутствует дисбаланс сложности выявления и расследования коррупционных и сопутствующих им преступлений.

Методика расследования коррупционных преступлений в Республике Крым и городе Се- вастополе содержит научные положения и прикладные рекомендации по выявлению и расследованию не всех преступлений данной категории в регионе, а в основном тех, что характеризуются повышенной правовой и криминалистической сложностью. Расследование несложных преступлений, таких как мелкое взяточничество, единичные факты мнимого коррупционного посредничества, мошенничества и т. п., не нуждается в создании отдельной криминалистической методики. Достаточно уже имеющихся без региональной специфики рассматриваемых нами регионов.

Следует также отметить, что выявление резонансных «верхушечных» коррупционных преступлений и уголовное преследование фигурантов уголовных дел – должностных лиц, занимающих высокие должности в органах власти и местного самоуправления в регионах Крыма, как правило, реализуются в основном оперативными службами УФСБ Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю.

По итогам изучения автором более 300 архивных уголовных дел, возбужденных по фактам совершения коррупционных преступлений на территории Республики Крым и города Севастополя за период с 2017 по 2023 год, применения метода экспертных оценок (анкетирование и интервьюирование 587 работников прокуратуры, следователей и сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел) установлено, что более 85 % уголовных дел составляют уголовные дела, не относящиеся к категории верхнеуровневой коррупции.

Это свидетельствует о явно недостаточной борьбе правоохранительных органов с верхушечной коррупцией, для чего, по мнению автора, необходимо сосредоточить больше внимания на их выявлении и раскрытии.

Безусловно, незначительные, «низовые» коррупционные деяния вредны и весьма опасны, так как они создают благоприятный фон для существования других уровней и форм коррупции, а также формируют «коррупционный менталитет» у реальных и потенциальных участников коррупционных преступлений. Однако следует признать, что «низовая» криминальная коррупция не представляет большой общественной опасности и, что очень важно, особой сложности в расследовании по сравнению с «верхнеуровневой» коррупцией.

Изучение региональных особенностей регионов Крыма в вопросе распространения коррупционных преступлений, в том числе взяточничества, позволило определить основные коррупциоген-ные сферы общественной и государственной деятельности в границах конкретного региона, а именно:

– бюджетная сфера, связанная с хищением бюджетных средств при реализации мероприятий в рамках государственных программ, национальных проектов, соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджетов иных субъектов Российской Федерации;

– сфера земельных отношений, обусловленная выделением и перераспределением земельных участков и рекреационных комплексов на территории Крыма, который по праву считается одним из основных российских курортных регионов;

– сфера развития водохозяйственного комплекса Республики Крым и города Севастополя (только за последние три года объем инвестиций составляет более 800 млрд рублей);

– сфера градостроительных, промышленных, социальных и индустриальных объектов;

– сфера заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов на закупку товаров, работ и услуг и др.

За последние годы на территории данных регионов были возведены такие объекты, как Крымский мост, автомобильная трасса «Таврида», национальный историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический», новый аэровокзальный комплекс в Симферополе, многопрофильный медицинский центр Крымской республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко, гидротехническое сооружение водозабор на реке Бельбек и многие другие объекты, проведена реконструкция аэропорта в Севастополе.

В то же время правоохранительными органами за исследуемый период в отношении бывших высших должностных лиц и высокопоставленных государственных и муниципальных чиновников регионов Крыма за совершение взяточничества, коррупционных и иных сопутствующих им преступлений возбужден ряд уголовных дел, в частности, в отношении трех бывших вице-премьеров Республики Крым, министров, глав администраций городов и районов, а также многих других высокопоставленных чиновников Крыма и города Севастополя при исполнении федеральной целевой (государственной) программы по социальноэкономическому развитию и национальных проектов.

Практика выявления и расследования коррупционных преступлений в Республике Крым и г. Севастополе демонстрирует несколько важных и практически значимых закономерностей:

  • 1)    коррупционные деяния, как правило, совершаются серийно и в составе преступной группы или организованных преступных групп;

  • 2)    при квалификации они часто подпадают под признаки различных, порой сложнейших совокупностей (реальных и идеальных) составов преступлений, предусмотренных УК РФ.

Проведенное исследование позволяет использовать апробированные на практике способы выявления региональных особенностей совершения и раскрытия преступлений коррупционной направленности в других регионах Российской Федерации, в том числе исторических, вошедших за последнее время в состав Российской Федерации.

Статья научная