Отдельные вопросы использования особенностей личности потерпевшей в процессе расследования насильственных преступлений против женщин
Автор: Тимкова Татьяна Александровна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Главная тема номера
Статья в выпуске: 2 (31), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются статистические показатели насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере в отношении женщин, возможные причины домашнего насилия: виктимное поведение потерпевшей, восприятие насилия как традиционной модели семейных взаимоотношений, зависимое положение - и их влияние на производство предварительного расследования. На основе изучения материалов следственной и судебной практики автор приходит к выводу о необходимости совершенствования тактики проведения отдельных следственных действий, способов преодоления противодействия расследованию, приемов и средств криминалистического исследования личности женщины, подвергшейся домашнему насилию, ее индивидуальных психологических и физиологических черт.
Домашнее насилие, латентность, женщина - жертва преступления, производство следственных действий, криминалистическое исследование личности
Короткий адрес: https://sciup.org/14973310
IDR: 14973310
Текст научной статьи Отдельные вопросы использования особенностей личности потерпевшей в процессе расследования насильственных преступлений против женщин
Основополагающим положением Конституции РФ является принцип всеобщего равенства перед законом и судом и недопущения дискриминации по половому признаку. Отражение его в нормах российского уголовного законодательства не предусматривает отдельных составов, а также не устанавливает в качестве квалифицирующего признака либо обстоятельства, отягчающего уголовную ответственность, преступное посягательство в отношении женщин, за исключением женщин, заведомо для виновного находящихся в состоянии беременности. На международном уровне неоднократно подчеркивалась необходимость особой охраны прав женщин, а 2016 г. в рамках Европейского союза признан Годом защиты женщин.
В нашей стране количество женщин – жертв преступлений против жизни и здоровья ежегодно достигает 36 % от общего числа указанных преступных посягательств [3, с. 26]. В работе круглого стола «Социально-правовая защита женщин и детей от насилия в семье» отмечалось, что в каждой четвертой российской семье совершается насилие и ежегодно около 14 тыс. женщин погибают от рук мужа или сожителя [5]. Причем случаи домашнего насилия зачастую становятся очевидными лишь в рамках иного уголовно-процессуального производства. Так, например, при расследовании уголовного дела в отношении гражданина К., подозреваемого в нанесении тяжких телесных повреждений своему малолетнему сыну, стали известными обстоятельства неоднократного избиения данным гражданином своей супруги. В дальнейшем гражданка К. пояснила, что простила супруга и не желает привлекать его к ответственнос- ти, поскольку обида за причинение побоев прошла [1, с. 118].
С учетом анализа поведения подозреваемого, способа совершения преступления (например, с особой жестокостью), уязвимости лица – жертвы (исследование психического и физического компонента) следователь способен оценить реальность исходящей угрозы для потерпевшей, целесообразность применения меры безопасности и построить соответствующий алгоритм действий на первоначальном этапе расследования. Основу его составит позиция потерпевшей по расследуемому делу, характер взаимоотношений жертва-преступник, основные формы противодействия и пути их нейтрализации.
Проведенное нами исследование 12 уголовных дел по факту семейно-бытового насилия в г. Саратове и Саратовской области показало, что активное участие потерпевшей наблюдается при проведении таких следственных действий, как осмотр места происшествия, проверка показаний на месте и допрос потерпевшей. При этом основными формами противодействия со стороны потерпевшей, подвергшейся семейному насилию, являются: умышленное уклонение от явки по вызову следователя, дознавателя, изменение первоначальных показаний, дача ложных показаний, отказ от дачи показаний, оговор иных лиц в совершении преступления. Однако до принятия соответствующих мер по преодолению противодействия лицу, ведущему расследование и заинтересованному в обеспечении безопасности жертвы, важно выяснить его причины. Это может быть виктимное поведение потерпевшей, страх, зависимое положение, опасение мести со стороны друзей супруга либо сожителя, правовой нигилизм и т. д. Причиной противодействия может быть и длительный психический дискомфорт пострадавшей, поскольку не только событие преступления травмирует женщину, но и сам факт обращения в правоохранительные органы за помощью. Учитывая психологическое состояние жертвы преступления, с допросом иногда следует повременить, ограничившись беседой в неформальной обстановке. В целях обеспечения прав и законных интересов пострадавшей женщины допрос следует производить с соблюдением этических норм и с учетом инди- видуальных особенностей допрашиваемой, не допуская возникновения каких-либо «гендерных барьеров» [4, с. 159].
Противодействие может выражаться и в пассивной форме: умалчивание, безынициативность и т. п. Некоторые авторы считают, что пострадавший от преступления без собственного на то волеизъявления не должен наделяться процессуальным статусом потерпевшего [2, с. 278]. Однако, на наш взгляд, это напрямую противоречит целям и задачам уголовного судопроизводства.
Выход из сложившейся ситуации может выражаться в дальнейшем совершенствовании приемов и средств криминалистического изучения личности потерпевшей, ее индивидуальных психологических и физиологических черт, а также определение границ компетенции следователя (дознавателя), в рамках которой может быть реализована деятельность по защите женщин от домашнего насилия.
Список литературы Отдельные вопросы использования особенностей личности потерпевшей в процессе расследования насильственных преступлений против женщин
- Архив Следственного комитета Заводского района Саратовской области. -2014. -Уголов. дело № 13687. -Т. 1. -Л. д. 117-119.
- Баев, М. О. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него/М. О. Баев, О. Я. Баев. -М.: Экзамен, 2005. -320 с.
- Мусатова, Е. Е. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений против жизни и здоровья женщин: автореф. дис.. канд. юрид. наук/Мусатова Екатерина Евгеньевна. -Рязань, 2011. -26 с.
- Соловьева, Н. А. Соотношение тактического риска и конфликтной ситуации при расследовании насильственных преступлений, совершенных женщинами/Н. А. Соловьева//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. -2011. -№ 2 (15). -С. 159-162.
- Социально-правовая защита женщин и детей от насилия в семье. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://vologdazso.ru/analitic/220815 (дата обращения: 27.02.2016). -Загл. с экрана.