Отграничение преступного деяния от непреступного: каким должен быть критерий (исторический контекст)

Бесплатный доступ

Вопрос об отграничении преступного деяния от непреступного является дискуссионным уже длительное время. Об этом свидетельствуют законодательные уголовно-правовые нормы. В статье дается сравнительный анализ основных полноценных уголовных законов в российской правовой истории в части, касающейся предмета данного исследования, а также соответствующие научные труды. Обосновывается позиция, согласно которой целесообразно ввести в действующий УК РФ норму о малозначительности деяния как критерий, отграничивающий преступление от непреступления.

Критерий малозначительности деяния, уголовный закон, формальный подход, критерий, общественная опасность

Короткий адрес: https://sciup.org/170205503

IDR: 170205503   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-6-4-183-186

Текст научной статьи Отграничение преступного деяния от непреступного: каким должен быть критерий (исторический контекст)

Полиция как неотъемлемый элемент обеспечения внутренней безопасности государства в связи с непосредственностью работы с населением в большей части от него же зависимо. Данная работа складывается не только в рамках профессиональной деятельности, направленной на защиту жизни и здоровья, прав и свобод населения страны. Деятельность правоохранительных органов в лице полиции многогранна, и тем самым определяется ее сложность.

Население страны деятельности полиции выступает не только объектом защиты, но также и является помощником в разрешении поставленных задач.

Постоянно в борьбе с преступностью сотрудники полиции обращаются за помощью к населению, будь то по вопросам свидетельствования, оказания помощи в качестве понятого, для обеспечения законности проводимых процессуальных действия. Также население активно способствует при выявлении, предупреждении и даже пресечении преступлений. Только при тесном взаимодействии, основывающемся на полном доверии, данная работа принесет пользу обеим сторонам и покажет положительные результаты.

До момента перехода милиции в полицию работа с населением была очень тесной. Считалось уважительным помогать милиции, и уровень доверия к ней был высок. Сама служба считалась «народной», действительно не только физически, а душой приближена к народу.

Перемены в структуре МВД были запланированы с целью повышения ее эффективности, для обеспечения высокого уровня профессионализма личного состава, также для определения четкого вектора работы, а именно жестких законодательных рамок в деятельности полиции и неукоснительного их соблюдения для обеспечения полноценной защиты жизни и здоровья, прав и свобод населения.

С приходом изменений в систему Министерства внутренних дел, а именно переходом от милиции в полицию, ситуация кардинально изменилась. С одной стороны, действительно, как и было запланировано, деятельность полиции была подвержена более тщательному правовому регулированию, которая направлена на полноценную защиту прав и интересов граждан. С другой стороны, связь с населением утратила былую силу. Сотрудники стали больше подвержены бумажной волоките.

С учетом того, что и преступность становится более сложно организованной, также растет в количественном эквиваленте, сотрудникам полиции становится тяжелее поддерживать былую связь с населением. Кроме того, изменения пришли и в структурную часть службы. К примеру, оперативная служба во времена функционирования милиции осуществлялась по участкам, как это происходит на данный момент у службы участковых уполномоченных. Однако с переходом в полицию оперативные сотрудники стали реализовывать свои полномочия по конкретным направлениями, в зависимости от категории преступлений [1].

В таких изменениях есть и плюсы, однако из минусов стоит отметить, что стало тяжелее собирать информацию от населения, т.к. оперативники работают на слишком обширных территориях, тем самым не имеют тесной связи со всеми группами граждан.

Конечно, деление на участки осталось у службы участковых уполномоченных полиции, однако в силу той же загруженности, а участковые уполномоченные в настоящий момент имеют слишком много линий работы, из-за чего даже они не владеют всей информацией о своем участке, также затрудняется процесс взаимодействия между службами из-за загруженности. По этой же причине часто можно услышать от населения о том, что они даже не знают своего участкового уполномоченного.

Практика показывает, что участковые уполномоченные в настоящее время в большей степени заняты работой с документами, материалами, которые нужно отписать, а количество их велико, так как с недавних пор вызовы службы осуществляются по общему номеру «112», а не как раньше, когда граждане звонили напрямую нужной службе. Такая практика приводит к накоплению за сутки значительного количества материалов, которые необходимо передавать в иные службы, а передавать материалов обязательно должна сопровождаться заполнением определенных форм за подписью руководителя, что занимает часть рабочего времени сотрудника, который мог бы заниматься практически более значимой деятельностью, а именно, непосредственно работать с населением [2].

Таким образом, бумажная волокита приводит к повышенной нагрузке на со- трудников, к сокращению времени для реализации первостепенных, непосредственных задач службы, к поверхностному отношению к поступающим материалам, к разрыву связи с населением, к снижению эффективности общей работы, к ухудшению показателей деятельности, а именно непосредственной борьбы с преступностью.

Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить то, что отношение граждан к сотрудникам также меняется, так как меняется качество их работы, теряется внимание к проблемам населения.

При этом стоит выделить особую важность должного уровня взаимодействия с гражданами. В актах нормативноправового регулирования деятельности сотрудников полиции прямо указано на вовлечение населения к борьбе с преступностью, на прямое взаимодействие с ними в рамках сбора информации, выявления правонарушений.

Научный деятельно Т.А. Бондаренко в своих трудах отмечает, что демографические характеристики не имеют никакого значения при формировании мнения о сотруднике полиции. Совершенно обратный эффект имеют профессиональнопсихологические качества сотрудника. Данные показатели прямо зависимы от уровня образования и профессионального воспитания. Из этих рассуждений получается, что от уровня образования прямо зависит культурная составляющая личности, морально-нравственные качества, дисциплинированность [3].

Стоит отметить важную проблему в рамках взаимодействия сотрудников полиции с гражданами при выполнении своих обязанностей. Зачастую сотрудники полиции в силу профессиональной деформации, высокой загруженности бумажной волокитой также неполного штата, могут относиться грубо, невнимательно, и даже предвзято к заявителям и потерпевшим, тогда как эти граждане нуждаются в понимании и сопереживании. Последняя их надежда возлагается на сотрудников полиции. Подобный «холодный» прием со стороны полиции не только способствует уга- санию доверия, но и зарождается ненависть.

Обратим также внимание на факт о том, что сотрудники полиции такие же люди с эмоциями, чувствами, склонностями и изъянами. Естественно к сотрудникам имеются конкретные требования, по типу сдержанность, непредвзятость, объективность. К сожалению, условия службы в настоящее время становятся все тяжелее и тяжелее, тем самым влияя на личность сотрудников негативно. Работа по оптимизации деятельности сотрудников полиции ведется недостаточно эффективно.

Сотрудники полиции обеспечены помощью психолога, однако работа ведется условная. Сотрудник не открывается психологу полностью чтобы избежать проблем в службе. Психологи же имеют обязанность докладывать о любом отклонении в состоянии сотрудника, тем самым огранивая его доступ к профессиональной деятельности до исключения всех имеющихся проблем. По очевидным причинам до психологов не доходит вся правда о состоянии сотрудника. Тем самым об эффективности работы психологический службы судить трудно [4].

Говоря об уровне образования сотрудников полиции стоит отметить то актуальной в программе является лишь информация правового и исторического характера. Как известно, сотрудник полиции в рамках профессиональной подготовки должен владеть знаниями в области психологии, в области криминального мира. К сожалению, программы профессиональной подготовки в рамках изучения психологии также скорее изучают ее историю, недели

При обучении сотрудник полиции не получает достаточных знаний, которые он мог бы эффективно применять при взаимодействии с гражданами для достижения контакта, также для внедрения в доверие, для недопущения формирования негативного мнения о полиции у обычных граждан. Также психологические знания необходимы при непосредственном контакте с преступными личностями [5].

Как известно, с каждым годом правонарушители становятся более образованными, подкованными в психологических и юридических науках. Сотрудники полиции в свою очередь, из-за большого разрыва в теоретической оснащенности, зачастую ощущают трудности в борьбе с преступностью.

Исходя из проведенного анализа, можно судить о том, что повысить доверие к сотрудникам полиции возможно и необходимо, для этого нужно заострить работу по направлению повышения сознательного и неукоснительного соблюдения нормативных актов, регулирующих непосредственную деятельность полиции, повышения образованности сотрудников, в том числе в рамках психологических знаний.

Повышение культурнопсихологической составляющей каждого сотрудника. Оптимизировать взаимодействие с населением. Повышать открытый и прозрачный характер деятельности сотрудников полиции. Однозначно стоит иметь в виду, что полиция должна тесно взаимодействовать с населением. Только в этом случае можно говорить о положительном прогнозе в достижении задач, стоящих перед полицией.

практически важные знания.

Список литературы Отграничение преступного деяния от непреступного: каким должен быть критерий (исторический контекст)

  • Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15.08. 1845 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание № 2. № 19283.
  • Уголовное уложение от 22.03.1903 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание № 3. № 22704.
  • Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право. Пг., 1914.
  • Уголовный кодекс РСФСР (утвержд. Постановлением Всеросс. центральн. исполнительного комитета от 01.06.1922 г.) // Собрание узаконений РСФСР. 1922 г. № 15. Ст. 153.
  • Уголовный кодекс РСФСР (утвержд. Постановлением Всеросс. центральн. исполнительного комитета от 22.11.1926 г.) // Собрание узаконений РСФСР. 1926 г. № 80. Ст. 600.
  • Закон РСФСР от 27.10.1960 "Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР" (вместе с "Уголовным кодексом РСФСР") // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 51.
  • "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения - 27.05.2024).
  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения - 27.05.2024).
  • Хамтаху Р.Ш. Общественная опасность и малозначительность деяния в уголовном праве: проблемы толкования и юридического закрепления // Общество и право. - 2015. - № 2. - С. 117-119.
Еще
Статья научная