Отношение к ереси в свете понимания церкви как анти-полиса

Бесплатный доступ

В статье предпринимается попытка теоретически разрешить противоречие между негативным и позитивным отношением к гонениям в христианстве, частным случаем которых является гонение на еретиков. В новозаветных текстах, конституирующих христианство, выявляются основания как для осуждения, так и для оправдания гонений. Критически рассмотрены два способа выхода из обозначенного противоречия. Первый способ - разграничение справедливых и несправедливых гонений. Показано, что евангельские тексты содержат сильный антигонительский потенциал, связанный с деятельностью Иисуса Христа и в первую очередь с его насильственной смертью. Также критике подвергнута асоциальная, эскапистская позиция сторонников индивидуалистического понимания религиозного спасения. В качестве альтернативы обоим решениям предложено понимание Церкви как анти-полиса, то есть такого социального порядка, который основан не на насилии и идеологической манипуляции. Идейные основы такого понимания обнаружены в «политической философии» канонических евангелий, где «начальства и власти» ассоциируются с фигурой «князя мира сего», а он, в свою очередь, с Дьяволом или Сатаной - «человекоубийцей» и «отцом лжи». Евангельская «политическая философия» противопоставляет власти «князя мира сего» идеал Царства Божия, где возможно сосуществование людей в любви, то есть без насилия и лжи. Этот идеал дан христианам не как готовая модель вместе с алгоритмом реализации, а как творческая задача. В таком случае социальная история христианства может быть представлена, с одной стороны, как поиск исторической формы Церкви как анти-полиса, а с другой стороны, как отступление от этого идеала и политизация церкви. В итоге показано, что в современной христианской мысли вопрос о месте гонений в церковной жизни снова становится открытым, как открытым оказывается вопрос об отношении к ересям: воспринимать их как «отходы догматического производства» или как ценное богословское и философское наследие христианской традиции.

Еще

Ересь, христианство, гонение, политика, церковь

Короткий адрес: https://sciup.org/149145060

IDR: 149145060   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.3.9

Список литературы Отношение к ереси в свете понимания церкви как анти-полиса

  • Августин 1994 – Августин. О Граде Божьем. В 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
  • Аристотель 1983 – Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
  • Беседа преподобного Серафима web – Беседа преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым. О цели христианской жизни [Азбука веры] // https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/besed a-p r epod obn ogo-ser afim a-s -n - amotovilovym/#source
  • Достоевский 1976 – Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1976.
  • Жирар 2010 – Жирар Р. Козел отпущения. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.
  • Жирар 2015 – Жирар Р. Я видел Сатану, падающего, как молния. М.: Изд-во ББИ, 2015.
  • Жирар 2016 – Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. М.: Изд-во ББИ, 2016.
  • Иоанн Кронштадтский 2005 – Иоанн Кронштадтский. Дневник. В 26 т. Т. 2. 1857–1858 гг. М.: Булат, 2005.
  • Милбанк 2022 – Милбанк Дж. Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума. М.: Теоэстетика, 2022.
  • Митрополит Иларион (Алфеев) web – Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение. Нагорная проповедь. Кн. 2 [Азбука веры] // https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/iisus-hristos-zhizn-i-uchenienagornaja-propoved-kniga-2/
  • Платон 1994 – Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994.
  • Св. Ириней Лионский 1996 – Св. Ириней Лионский. Творения. М.: Паломник: Благовест, 1996.
  • Соловьев 1988 – Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.
  • Социально-политическое измерение христианства… 1994 – Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты ХХ в.: (Переводы). М.: Наука: Вост. лит., 1994.
  • Шмитт 2000 – Шмитт К. Политическая теология. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.
Еще
Статья научная