Ответственность и психологическое здоровье - важные факторы развития способности младшего школьника к самопроектированию
Автор: Шиловская Е.Н.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Образование и педагогика
Статья в выпуске: 2 (20), 2017 года.
Бесплатный доступ
Способность к самопроектированию у младших школьников тесно связана со способностью брать на себя ответственность при принятии решений и составляющими психологического здоровья. Она обусловлена социальным окружением ребёнка, что подтвердилось в результате согласованного исследования детей и их родителей.
Самопроектирование, психологическое здоровье, младший школьник, притча, ответственность
Короткий адрес: https://sciup.org/140270857
IDR: 140270857
Текст научной статьи Ответственность и психологическое здоровье - важные факторы развития способности младшего школьника к самопроектированию
Постановка проблемы. Младший школьный возраст - время, когда на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя. Приобретается опыт проживания и переживания. Формирование рефлексии, способствует осознанию ребёнком собственного «Я», «Я-концепции» (как одной из предпосылок способности к самопроектированию), своего жизненного опыта. Формирование идентичности может тормозиться за счёт зависимости ребёнка от внешних влияний. Ребёнок этого возраста зависим от социального окружения, открыт информации со стороны социума. Он формирует у ребёнка этого возраста осознание собственного «Я», наполняя это «Я» чертами, качествами, с которыми ребёнок не всегда соглашается, но часто вынужден принять. Но говорить о возможной способность ребёнка к самопроектированию можно в случае, его неполной зависимости от социума. Говоря о способности к самопроектированию следует обратить внимание на факторы риска в виде нарушения психологического здоровья у детей. Это объективные (социальные) факторы: 1) семейные - в виде дефицита общения с матерью (её повышенная тревожность; формальное общение с ребёнком); отсутствие самостоятельности и автономности ребёнка; подавление детской агрессии; недостаточное общение с отцом; различные стили воспитания у членов семьи. 2) негативный опыт общения со сверстниками и взрослыми в образовательных учреждениях. К субъективным (индивидуально-личностным) факторам, обуславливающим психологическое здоровье ребёнка, относят: темперамент, уровни тревожности, самооценки и т.д. [2]. Выделим отдельно стрессоустойчивость. Ещё одна из составляющих - гармония, как баланс между разными частями «Я»; между его физическими, эмоциональными, интеллектуальными и коммуникативными аспектами; между человеком и окружающим миром. Психологическое здоровье - это также открытость переживаниям, которое предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит и способность принимать свои чувства и мысли в качестве основы для выбора поведения. Именно уверенность в себе, осознание собственной самоценности, принятие себя, лежит в основе гармоничных отношений человека с окружающими. Психологически здоровый человек – это человек в разных проявлениях, это личность, которая способна брать ответственность за свою жизнь на себя. Открытая по отношению к людям, она в нужные моменты способна принимать мир как игру, театр, успешно выполняет различные социальные роли – по статусу и содержанию, не принимая патологических ролей, не позволяя манипулировать собой [2].
На наш взгляд, наличие у младшего школьника перечисленных качеств или же тенденция к их развитию, опять же, во многом, обусловлена социумом, является важной предпосылкой развития у ребёнка способности к самопроектированию. Таким образом, целью нашего исследования является определение уровня развития у ребёнка способности к самостоятельному принятию решений и способности преодолевать стрессовые ситуации, как необходимые предпосылки развития способности младшего школьника к самопроектированию.
Основное изложение. Личностный проект может воплощаться в различных дискурсивных формах, потому мы решили использовать в диагностической работе притчи. Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме содержащий нравственное поучение (мудрость) в иносказательной, аллегорической форме. Притча шире басни, она не изображает события, но сообщает о них. В них зафиксированы социокультурные нормы, различные варианты личностного развития, одобренные и принятые обществом. Наш многолетний опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что одним из эффективных методов работы с ними является именно метод рассказывания историй, в частности, работа с притчей. С их помощью можно получить новый диагностический материал, например, исследовать уровень зависимости ребёнка от социального окружения. В процессе исследования мы предлагали детям закончить притчу, принять самостоятельное решение.
Анализ экспериментальных данных. Вот текст одной притчи который мы предложили детям : «У одного человека в клетке жила птичка. Он ухаживал за ней, кормил, слушал её пение. Однажды, выйдя из дома, он забыл закрыть дверцу клетки …» [1]. Полученные в процессе исследования ответы были разделены по нескольким критериям: птичка использовала возможность и полетела (ответ, который дали 62% опрошенных); птичка улетела, но потом вернулась к своему хозяину (24%), птичка не вылетела из клетки (14%). Можно предположить, что дети ответившие, что птичка вернулась к хозяину или же совсем не вылетала из клетки, во многом зависят от окружения, от семьи. И поскольку только социальное окружение полностью обеспечивает им чувство безопасности, уверенности и комфорта, в любых своих планах они, прежде всего, опираются на мнение значимых взрослых. Однако не менее интересна группа детей, где «птичка всё же улетела». 8% сказали о том, что птичка вылетела из клетки, однако все окна в доме были закрыты, и она вернулась назад. В данном случае мы можем предположить, что у ребёнка может быть повышен уровень тревожности, страх перед неизвестным и опять же зависимость от ближайшего окружения, которое, возможно, определённым образом нивелирует детские страхи (но это ещё нуждается в проверке). 28% детских ответов опять же отражали наличие определенных страхов и тревог. В частности, дети данной группы говорили о том, что «птичке было очень сложно, потому что она до этого никогда не летала. Однако летать ее научили другие птицы». Снова видно, что ребёнок этого возраста полностью зависит от социума и новое, сложное и неизвестное в жизни, преодолевается с помощью других. Подтверждение нашему мнению мы находим и в том, что 11% опрошенных дописали окончание предложение, где фигурировал возврат птицы к хозяину по разным причинам: «стало холодно и нечего было есть», «подумала, что хозяин очень тосковал по ней», «нашла себе другого хозяина» и другие. 6% детей описывали опасность, которая ждала птичку, которая осмелилась вылететь из гнезда. 33% сказали, что, вылетев, птичка нашла себе новых друзей и была с ними счастлива. Как правило, такие окончания свойственны достигшим десятилетнего возраста. Несмотря на то, что это начало раннего подросткового возраста, можно говорить о том, что на смену значимым взрослым, которые во многом предопределяют выбор ребёнка, приходят сверстники и референтные группы. Одна зависимость сменяет другую. Только у 15% детей птичка, вылетевшая из клетки, была счастлива, получив свободу. Возможно, именно эти дети наиболее сенситивны для развития способности к самопроектированию.
Поскольку развитие способности к самопроектирования у младших школьников тесно связано с развитием способности брать на себя ответственность при принятии решений, то анализируя окончания детских рассказов, мы выделили несколько уровней готовности ребёнка к принятию решений: 1) неготовность младшего школьника к самостоятельному принятию решений; 2) принятие решения при помощи взрослых; 3) принятие решения связано с представляемыми трудностями, которые ребёнок рисует в своём воображении; 4) принятие решения возможно при поддержке друзей; 5) стремление ребёнка самостоятельно принимать решения.
Развитие способности младшего школьника брать на себя ответственность за принятие решений непосредственно связано с социальным окружением ребёнка, в частности с родителями. Поэтому мы предложили родителям оценить данное качество у своего ребёнка. В анкету внесли вопросы, отражающие уровни готовности ребёнка к принятию решений: «мой ребёнок не готов принимать самостоятельные решения 19%, «моему ребёнку можно принимать решения при моей помощи и поддержке» 38%, «моему ребёнку сложно принимать решения, т.к. он боится их последствий» 21%, «мой ребёнок принимает решения опираясь на мнение друзей» 8%, «мой ребёнок старается принимать решения самостоятельно» 14%. Вместе с влиянием социального окружения на развитие способности ребёнка брать на себя ответственность за принятие решений, на это влияют психологические особенности ребёнка, в частности, уровень тревожности. Проанализируем результаты, полученные в ходе исследования: 17,5% детей обнаружили слишком высокий уровень тревожности – данная категория детей является группой риска, поскольку любая сфера деятельности у ребёнка связана со страхом, тревогой, невозможностью самостоятельно разрешить ситуацию, неспособностью преодолевать стрессовые ситуации и жизненные трудности без ущерба для здоровья; существенно повышенный уровень тревожности показали 18,3% опрашиваемых. Дети этой группы могут испытывать состояние тревоги в любой ситуации и, как правило, рассчитывают на помощь со стороны взрослого; незначительно повышенный уровень тревожности - 22,7% детей, состояние тревоги которых связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни; нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности был у 22,3% .
Исследуя влияние социального окружения и уровня тревожности ребёнка на способность младшего школьника брать на себя ответственность при принятии решений при помощи процедуры корреляционного анализа по Пирсону. В результате была установлена прямая зависимость между показателем «неготовность младшего школьника к самостоятельному принятию решений» и «слишком высоким уровнем тревожности» (r= 0,51), ответами родителей «мой ребёнок не готов самостоятельно принимать решения» (r=0,49), «мой ребёнок может принимать решения с моей помощью и поддержкой» (r=0,47). Таким образом, неуверенность родителей в своём ребёнке, стремление решать все его проблемы и высокий уровень тревожности ребёнка закрывают пространство для развития способности ребёнка этого возраста брать на себя ответственность за принятие любых решений. Прямая зависимость установлена между показателем «принятие решения исключительно с помощью взрослых» и «существенно повышенным уровнем тревожности» (r=0,52), а также ответами родителей «мой ребёнок не готов самостоятельно принимать решения» (r=0,49) и «моему ребёнку сложно принять решение, поскольку он опасается их последствий » (r= 0,50). Т.е. при повышенном уровне тревожности ребёнок ориентируется на мнение взрослых и не может принимать решение без посторонней помощи. Это оправдывается и родителями, уверенных в том, что у того мало опыта и возможностей для принятия собственных решений. Установлена прямая зависимость между показателем «стремление ребёнка самостоятельно принимать решения» и «несущественно повышенным уровнем тревожности» (r=0,53) «нормальным уровнем тревожности» (r= 0,49), а также ответами родителей «мой ребёнок пытается самостоятельно принимать решения» (r= 0,48) и «мой ребёнок, принимая решение, ориентируется на мнение друзей» (r= 0,50). Полученные результаты свидетельствуют о том, что несущественная тревожность является нормальной реакцией ребёнка на любую незнакомую ситуацию, побуждает ребёнка действовать в данной ситуации, принимать определенные решения для её решения. Кроме того, уровень тревожности детей часто связан с особенностями общения с родителями, или же их стилем реагирования на жизненные ситуации. Младшие школьники, родители которых склонны драматизировать любую ситуацию, нагнетать страх, копируют это поведение родителей. Иногда, опасаясь за ребёнка, родители сознательно воспитывают его в духе чрезмерной тревожности, недоверия к социуму и тому подобное. Родители, которые предоставляют возможность ребёнку самостоятельно принимать решения, открывают для младшего школьника возможность самостоятельно принимать жизненные решения, неся за них ответственность. Это и есть одна из предпосылок развития способности к самопроектированию у ребёнка младшего школьного возраста, обеспечение его психологического здоровья. В отношении детей младшего школьного возраста рано говорить о самопроектировании, как осознанном и направленном процессе; рано говорить и об авторстве, предусматривающего создание проекта «Я». Если с помощью взрослого возможна интерпретация определенных жизненных событий, то реинтерпретация возможна у отдельных детей с высоким уровнем интеллектуального развития. У 15 % развиваются начала самопроектирования при активной развивающей роли родителей.
Исследование отношения детей к кризисным ситуациям проводились при помощи притчи «Рыбак и огонь». «Однажды рыбак с сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был очень хороший и к полудню они собирались вернуться домой. Но когда они начали вытаскивать сеть, налетел ураган, и берег линия исчез из вида. Между тем, их дом загорелся, и огонь сжёг дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег – их ждала заплаканная жена, которая рассказала им о несчастье. Однако рыбак даже бровью не повёл. Жена возмутилась: «Мы потеряли всё, что у нас было, а тебе всё равно?!» [1] Тогда муж ответил…». Полученные детские ответы мы разделили по темам: фатальность случившегося; наказание за то, что ловил много рыбы; выход: продать рыбу и заработать на новый дом; главное, что все живы и никто не пострадал; найдётся человек, который приютит нас с детьми; поживём у бабушки и дедушки; построим новое жильё; главное, что мы все вместе;
главное, что у нас есть сеть, будем жить у моря (в лесу) мы же богатые, купим себе ещё жильё. Обобщив ответы мы выделили стили реагирования детей на кризисные ситуации: кризисная ситуация является следствием определенной вины и изменить ничего нельзя; фатальность кризисной ситуации, менять которую нет смысла; надежды в ситуации на помощь от постороннего лица; активные перспективные действия, направленные на выход из кризисной ситуации; пассивность в ситуации; субъект находится над кризисной ситуацией, главное – жизненные ценности; кризисная ситуация разрешится с помощью материального обеспечения.
Учитывая то, что способность к самопроектированию наиболее проявляется именно в кризисные моменты жизни человека, в ситуации выбора, их часто воспринимают как «роковые», «наказание за вину», таких «что решатся с помощью финансов или чьей-либо помощи», что закрывает пространство для самопроектирования личности. Стили реагирования на кризисные ситуации формируются уже в младшем школьном возрасте, и предположительно они связаны со стилем реагирования значимых взрослых. Поэтому мы провели сравнительный анализ взрослых и детских ответов. Родителям мы предложили написать, какой, по их мнению, ответ мог дать муж жене в данной ситуации. И вот они: «Сама виновата, надо было лучше смотреть за домом»; «Не переживай, главное, что мы живы», «поживём у моих или твоих родственников», «это не проблема, дом старый, купим себе другой», «а почему бы тебе не поинтересоваться, как нам было в море в шторм, для тебя важен дом, а не человек и сыновья », «всё, что ни делается, делается к лучшему, справимся», «у нас уже взрослые сыновья, построим другой дом», «поживём в гостинице», «переедем от моря в город, там хоть работа есть», «не знаю, что делать, надо подумать», «возьмём кредит и построим другой дом», «у нас много родственников, может, помогут». Как и в случае детских рассказов, мы выделили стили реагирования родителей на кризисные ситуации:
обвинения другого, снятие с себя полной ответственности; кризисная ситуация разрешится с помощью материального обеспечения; надежды в ситуации на помощь от третьего лица; активные перспективные действия, направленные на выход из кризисной ситуации; пассивные действия в ситуации, помогающие выжить. Сравнение детских и родительских рассказов даёт совпадение стилей реагирования на кризисную ситуацию у 61% опрошенных. Более всего дети осознают и закрепляют такие стили реагирования родителей: кризисная ситуация разрешится с помощью материального обеспечения; надежды в ситуации на помощь от третьего лица и активные перспективные действия, направленные на выход из кризисной ситуации; фатальность кризисной ситуации, менять которую нет смысла, что проявляется у детей, связанных с родительскими стилями: обвинения другого, снятие с себя ответственности и пассивными действиями в ситуациях, помогающих человеку выжить.
Выводы. Способность к самопроектированию у младших школьников тесно связана со способностью брать на себя ответственность при принятии решений, и составляющими психологического здоровья, такие, как устойчивость к стрессу, принятие себя и окружающих, открытость переживаниям и владение хорошим ролевым развитием. Развитие этих свойств во многом обусловлено социальным окружением ребёнка, что подтвердилось в результате специально организованного согласованного исследования детей и их родителей.
Список литературы Ответственность и психологическое здоровье - важные факторы развития способности младшего школьника к самопроектированию
- Притчи / Под ред. Н.Е.Фомина. Харьков: Фолио, 2010. 221с.
- Тихонова М.I. Фактори ризику порушення психологiчного здоров'я учнiв початкової школи. URL: http://vuzlib.com/content/view/926/94
- Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 381-387.