Памяти профессора Б.Б. Танганова

Бесплатный доступ

Удивительно прекрасный феномен – человеческая жизнь. Это воистину бесценный божественный дар. При этом одно из важнейших предназначений, данных человеку от бога, состоит в том, чтобы его жизнь так или иначе, но беспрестанно была устремлена ввысь, на покорение многочисленных высот (возрастных, познавательно-практических, профессиональных, интеллектуальных, нравственных и т. д.). И многое здесь, конечно, задано самой личностью человека (особенно, если речь идет о людях науки и искусства), ее мыслительно-творческим потенциалом, работоспособностью, талантом, креативностью, упорством и настойчивостью в достижении высоких целей в жизни. Но не меньшее значение в этом жизненном движении должны иметь другие человеческие качества, причем качества прежде всего нравственного порядка: принципиальность и порядочность, честность и обязательность. И, разумеется, щедрость души, проявляющаяся в ее открытости, отзывчивости, человечности, бескорыстии… И все это, взятое в совокупности, способно сделать жизненный путь человека чище и богаче, содержательно емким и многообразным.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/142230520

IDR: 142230520

Текст статьи Памяти профессора Б.Б. Танганова

Удивительно прекрасный феномен - человеческая жизнь. Это воистину бесценный божественный дар. При этом одно из важнейших предназначений, данных человеку от бога, состоит в том, чтобы его жизнь так или иначе, но беспрестанно была устремлена ввысь, на покорение многочисленных высот (возрастных, познавательно-практических, профессиональных, интеллектуальных, нравственных и т. д.). И многое здесь, конечно, задано самой личностью человека (особенно, если речь идет о людях науки и искусства), ее мыслительно-творческим потенциалом, работоспособностью, талантом, креативностью, упорством и настойчивостью в достижении высоких целей в жизни. Но не меньшее значение в этом жизненном движении должны иметь другие человеческие качества, причем качества прежде всего нравственного порядка: принципиальность и порядочность, честность и обязательность. И, разумеется, щед- рость души, проявляющаяся в ее открытости, отзывчивости, человечности, бескорыстии... И все это, взятое в совокупности, способно сделать жизненный путь человека чище и богаче, содержательно емким и многообразным.

Сказанное невольно хочется экстраполировать на человеческий и научно-творческий образ известного российского ученого-химика, талантливого педагога, доктора химических наук, профессора ВСГУТУ Бориса Бадмаевича Танганова, увы, недавно ушедшего из жизни, будучи на седой вершине своего 81-летия. На вершине, которая олицетворяла собой подлинный знак его большой мудрости, в то же время его беспрестанной интеллектуальной и креативно-поисковой деятельности. За этим знаком, имевшим глубинный смысл, был сокрыт индивидуально очень богатый, интересный и многогранный, в конкретно-творческом отношении интенсивный, напряженный и весьма насыщенный жизненный путь ученого и человека.

О личностных кодах образа ученого

Именно поэтому непросто дать жизненный и научно-творческий портрет профессора Б.Б. Танганова во всей полноте. Тем более это трудно осуществить в рамках одной статьи. Но, несмотря на такое обстоятельство, все же сформулируем некоторые ключевые слова-обороты как основные коды, позволяющие последовательно дешифровать творческий образ ученого и педагога.

Борис Бадмаевич Танганов являлся ярко одаренной натурой. Был ученым от бога, ибо в нем изначально, самой природой был заложен неистребимый исследовательский дух, постоянно ищущая мысль. Он всегда отличался одержимостью творческой работой, новыми научными идеями и достижениями. Видимо, действительно, ему сверху была предначертана миссия истинного интеллектуала и настоящего трудоголика.

Профессор Танганов в памяти коллег остался в незабываемом образе талантливого педагога. И этот талант многоопытным преподавателем методически и психологически был отточен до совершенства и во всей красе проявлялся в общении со студентами и аспирантами, на лекциях и лабораторных занятиях. Автору этих строк не один раз доводилось видеть, как он умел мгновенно преображаться на своих лекционных занятиях, когда начинал просто и доходчиво говорить о труднейших разделах любимой науки – физической и аналитической химии. Буквально на глазах зажигался, горел и светился неиссякаемой энергией и разумом, невольно заставляя студентов и аспирантов внимать всему тому, что он говорил, показывал на доске, демонстрировал на лабораторном столе или на экране.

Профессор Танганов был действительно светлой личностью . От него всегда исходил свет душевной доброты. Любой, кто с ним общался, мог ощутить светлую ауру мужского и вообще человеческого радушия. А благородство его души, его добросердечие? Об этом тоже известно многим. Он всегда искренне откликался на человеческие проблемы. Проявлял себя как надежный товарищ, когда возникали трудности, критические моменты в жизни людей. У друзей и коллег он заслужил однозначную характеристику: человек всегда обязательный, в любой ситуации верен обещанному слову. О нем говорили, что точность, строгость, пунктуальность у него в крови. Он являл собой настоящего интеллигента. Ему была присуща высокая культура межличностной коммуникации. В общении он отличался необычайным тактом, корректностью и дружелюбием. Вместе с тем в нем всегда чувствовался нескрываемый дух справедливости. Никогда не поступался во имя каких-то конъюнктурных соображений своими – выверенными многолетним жизненным опытом – принципами, понятиями, особенно если это касалось моральной, нравственной стороны дела. К последнему, как к важнейшему жизненному принципу, подобно категорическому императиву, он относился с наибольшей ответственностью и требовательностью. Но, соизмеряясь с ним, профессор Танганов был требователен более всего к самому себе.

Да, Борис Бадмаевич Танганов являлся личностью неординарной . В нем сидел ученый универсального толка, человек с поистине энциклопедической широтой познания. Об этом свидетельствует даже тот факт, что его докторская диссертация была подготовлена и блестяще защищена на стыке трех фундаментальных наук – химии, физики и математики. Как настоящий ученый он умел ярко демонстрировать не только математически точные, не только глубоко насыщенные и многообразные в физико-химическом аспекте формулы, он мог поразить окружающих филологически грамотным и стилистически совершенным слогом. Профессор Танганов, кроме того, свободно владел французским языком. В качестве подтверждения сказанного можно привести один интересный пример. В начале 2000-х гг. в Бурятию, в гости к автору данной статьи приезжал известный немецкий ученый-социолог, дважды доктор наук, профессор Хайнц Абельс, который в совершенстве владел английским и французским языками. Во время пребывания в нашей республике, в частности в ВСГТУ (ныне - ВСГУТУ), он познакомился и довольно-таки плотно общался с профессором Б.Б. Тангановым. Немецкий профессор тогда был приятно удивлен и обрадован фактом глубокого знания и практически безупречного владения Борисом Бадмаевичем французским языком.

Но он столь же крепко любил свой родной - бурятский - язык. Профессор Танганов особую любовь питал к произведениям известных бурятских писателей. Он как-то признавался, что одно из значимых произведений Хоца Намсараева «Y Y рэй толон» («На утренней заре») прочитал еще в 9 классе. Кроме того, Борис Бадмаевич хорошо знал старинные бурятские песни и любил их петь в кругу друзей.

Строки из жизненной биографии

Борис Бадмаевич Танганов родился в удивительном месте: селе Усть-Хайга Осинского района Иркутской области. Это – та самая Обусинская долина, которая знаменита своими легендами, сказаниями и улигерами. Там же он, еще даже не будучи школьником, получил свои первые трудовые навыки и, кстати, первую в жизни денежную премию от руководства колхоза «За примерное поведение и упорный труд». И эти деньги маленький Боря, посоветовавшись с любимой мамой Феодосьей Матвеевной, потратил на покупку учебников для первого класса. Факт очень незаметный по меркам взрослой жизни, но глубоко символичный для детского возраста, говорящий об очень многом. Простой сельский мальчишка уже тогда, в голодное послевоенное время, всерьез задумывался об учебе и понимал, сколь важна она для жизни.

Борис своего отца, участника Великой Отечественной войны Бадмы Васильевича, лишился чрезвычайно рано, когда ему едва исполнилось пять лет. Сказались последствия военных ран. Такой поворот в судьбе маленького Бори не сломил волю мальчика к жизни. Наобо- рот, он упорно учился всему. С ранних лет ему приходилось многого в жизни добиваться самому. При этом рассчитывал только на свои собственные силы и способности. Уже в школьные годы Борис заметно выделялся среди своих сверстников настойчивостью, познавательной активностью, стремлением самостоятельно постичь, понять новое и неизведанное.

Окончание Борисом Бильчирской средней школы совпало с известным призывом ЦК ВЛКСМ. И он остался работать в колхозе им. Ленина Осинского района. Надо сказать, что двухлетний трудовой стаж стал не просто «проходным баллом» для поступления в вуз. Борис за два года получил серьезную трудовую закалку, которая, несомненно, пригодилась в его дальнейшей жизни, став важной исходной базой для нее, – в студенческой и аспирантской учебе, а затем и в научно-педагогической деятельности.

В 1959 г. Борис Танганов поступает в Бурятский зооветеринарный институт на технологический факультет. И в институте его целиком поглощает интересная и увлекательная учеба. Те предметы, которые обычно вызывали затруднения у многих студентов, Борису давались легко, подтверждая его большие умственные способности. Неудивительно, что он учился только на «отлично» по таким очень непростым учебным дисциплинам, как высшая математика, химия, физика, инженерная графика, сопротивление материалов, теоретическая механика и т. д. По воспоминаниям некоторых однокурсников, перед учебными сессиями обычно выстраивались очереди из желающих получить у него консультативную помощь по наиболее трудным экзаменационным вопросам.

В 1964 г., успешно окончив уже Восточно-Сибирский технологический институт, образованный двумя годами ранее, Борис Танганов с дипломом инженера-технолога по коже и меху был направлен на работу в г. Уссурийск. Здесь он проработал около двух лет в качестве старшего колориста и начальника смены. Затем молодой специалист решил вернуться в Улан-Удэ, в родной институт, ибо его со дня окончания вуза не оставляла сокровенная мысль испробовать себя на ниве преподавания и всерьез заняться научной деятельностью. Так, он в 1966 г., пройдя соответствующий конкурс, становится ассистентом кафедры «Неорганическая и аналитическая химия» ВСТИ. А спустя еще один год Борис Танганов, блестяще сдав вступительные экзамены, уже поступает в целевую аспирантуру одного из ведущих вузов страны – Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева (МХТИ). Его научными руководителями становятся ученый с мировым именем, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор химических наук, профессор А.П. Крешков и старший научный сотрудник, кандидат химических наук Н.Ш. Алдарова, первая заведующая кафедрой «Аналитическая химия» ВСТИ, позднее тоже ставшая доктором химических наук.

Творческие высоты ученого и педагога

Благодаря своим несомненным творческим способностям, внутренне заложенной жесткой дисциплине труда, особому притяжению к опытно-исследовательским разработкам и вообще неослабевающему интересу к выбранной и каждодневно выполняемой теме диссертации Борис Танганов быстро и органично вписался в напряженный ритм аспирантской работы в МХТИ. И итог его методичной, целенаправленной и системной научно-исследовательской деятельности в аспирантские годы, внешне иногда казавшаяся рутинной, скучной, не заставил себя долго ждать. В результате Борис Танганов сумел подготовить и успешно, причем досрочно, защитить кандидатскую диссертацию на тему «Потенциометрическое определение серосодержащих органических соединений в неводных растворителях».

Борис Бадмаевич Танганов вернулся в ВСТИ уже подающим надежды на большое научное будущее молодым кандидатом наук. В октябре 1970 г. был избран старшим преподавателем кафедры «Аналитическая химия» ВСТИ. Так была поставлена новая точка отсчета в его жизнедеятельности. Незаметно пролетели десять лет. Но, разумеется, незаметно было только извне, с внешней стороны. На самом же деле эти годы для Бориса Бадмаевича прошли в напря- женном труде, в процессе постоянного научно-творческого самосовершенствования, что закономерно подкреплялось соответствующим научно-квалификационным и должностным ростом. Б.Б. Танганов получил ученое звание доцента, был избран заведующим кафедрой.

Затем в его жизни происходит новый и интересный поворот. Пройдя в 1980/81 учебном году акселерированное обучение в Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза для выезда за рубеж, Б.Б. Танганов по направлению Министерства высшего и среднего специального образования СССР уезжает в Алжирскую Народно-Демократическую Республику. С 1981 по 1985 г. преподает на французском языке в Национальном институте легкой промышленности (НИЛП) в г. Бумердесе. Несмотря на большую учебную нагрузку на новом месте, Б.Б. Танганов продолжает серьезно заниматься научно-методической и научно-исследовательской работой, публикуя ежегодно по 7-10 статей в журналах Академии наук СССР и в трудах НИЛПа на французском языке.

Вернувшись на родину с международным опытом научно-педагогической деятельности, он вновь с головой окунулся в работу. С учетом этого опыта Борис Бадмаевич стремится качественно перестроить и совершенствовать весь учебный процесс по профилю своих дисциплин. И это ему во многом удается. Но главным стержневым моментом его научно-педагогической деятельности становятся теоретические исследования по теме докторской диссертации «Проблемы вязкости, диффузии и электропроводности электролитов в различных средах в приближении ионной плазмы». Диссертация с высококлассным использованием современного математического аппарата была блестяще защищена в Российском государственном химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева (РГХТУ) в 1996 г. Но прежде она прошла серьезную апробацию на научных семинарах с участием ведущих ученых -теоретиков (физиков, физико-химиков и электрохимиков) из Института общей и неорганической химии РАН им. Курнакова, Института физической химии РАН, Института электрохимии РАН им. Фрумкина, РГХТУ им. Менделеева. Спустя год после защиты Б.Б. Танганов был утвержден в ученом звании профессора.

Вся научно-педагогическая деятельность профессора Танганова в ВСТИ - ВСГТУ - ВСГУТУ прошла под знаком интенсивного и плодотворного творческого труда. Если оценить многолетнюю научную работу профессора Танганова в целом, то она характеризуется глубоким вкладом в теоретическую разработку проблем химических технологий, физической и аналитической химии, в особенности теории растворов. Он был признанным авторитетом в российском научном сообществе, включающем в себя большой отряд физико-химиков, электрохимиков, химиков-аналитиков. Борис Бадмаевич - руководитель научной школы, один из основателей плазменно-гидродинамической теории водных и неводных растворов, сильных и слабых электролитов, автор концепции термодинамики и равновесий в растворах полиэлектролитов, а также основатель теории и практики многоуровневого моделирования химических, биологических, медицинских систем.

Профессором Тангановым опубликовано более 550 научных работ и учебных пособий, в том числе 32 патента России и авторских свидетельств СССР на изобретения. Результаты научных исследований им внедрены на многих предприятиях химической промышленности страны и доложены более чем на 200 международных, всесоюзных, российских и региональных научных конференциях, симпозиумах, съездах. На его научные публикации ввиду их новизны и актуальности поступало множество запросов из США, Израиля, Японии, Канады, Польши, Болгарии, Чехии, Словакии и т. д.

Творчески напряженная, на редкость плодотворная научно-педагогическая деятельность профессора Танганова была по достоинству оценена многими наградами и званиями. Он - заслуженный изобретатель Бурятской АССР, заслуженный деятель науки Бурятской АССР, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области образования. Ему наряду с республиканскими званиями и наградами присвоены следующие звания «Изобретатель СССР», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Заслуженный работник высшей школы РФ», «Основатель научной школы», «Заслуженный деятель науки и образования Российской академии естествознания» и т. д. Он награжден тремя орденами европейских научно-промышленных консорциумов, медалями Международной инженерной академии, им. Альфреда Нобеля, им. Д.И. Менделеева, им. В.И. Вернадского и другими нагрудными знаками. Профессор Танганов избран академиком четырех общественных академий: двух российских, Европейской и Международной. Его имя включено в ряд российских и международных энциклопедий.

Он успешно занимался научно-редакционной деятельностью. В течение продолжительного времени являлся заместителем главного редактора журнала «Вестник ВСГУТУ». Также был членом редколлегии московского научного журнала «Успехи современного естествознания».

У него была большая и дружная семья. В ней он видел надежный и крепкий тыл. Борис Бадмаевич жил в любви и согласии со своей замечательной супругой, безмерно гордился своими прекрасными детьми и внуками.

Таков был профессор Танганов при жизни. Ученый-ас, ярко и убедительно представлявший своей творческой деятельностью в ВСГУТУ лицо современной химии на арене фундаментальных наук. Многоопытный и высококлассный преподаватель, талантливый педагог, авторитетный руководитель и признанный наставник научной молодежи ВСГУТУ. Креативно мыслящая, неординарная личность, светлая и добрая натура.

Улан-Удэ, 10 ноября 2021 г.

Владимир Антонов, профессор ВСГУТУ, заслуженный деятель науки России

Статья