Памятные знаки как новая традиция казахов Омского Прииртышья
Автор: Ахметова Ш.К., Толпеко И.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522004
IDR: 14522004
Текст статьи Памятные знаки как новая традиция казахов Омского Прииртышья
После принятия в 1959–1968 гг. ряда постановлений Совета Министров РСФСР и Верховного Совета РСФСР [Систематическое собрание…, 1968, с. 208, 315–328], предусматривающих укрупнение центральных усадеб колхозов и совхозов, было ликвидировано множество неперспективных населенных пунктов. В их числе оказалось много казахских аулов. К примеру, Буденовский сельсовет (нынешние Пришибский и Цветнопольский сельские советы) Азовского района Омской области включал 11 аулов: Кутумбет, Бакзе, Булюкбай, Кожан, Даргер, Жолбарыс, Борсык, Каратал, Рысбай, Пшембай, Сагнай. В 1950–1960-х гг. все они, за исключением Кутумбета и Бакзе, были ликвидированы. Жителей Жолбарыса переселили в Цветнополье, Даригера – в Кудук-Чилик, Кожан-Бекена – в Воронково, Рысбая – в Пришиб. По воспоминаниям старожилов, сначала на новые центральные усадьбы переводили скот, технику и школу. Потом уезжали семьи, где взрослым нужна была работа, а их детям – школа. Затем из опустевших аулов забирали стариков. Так исчезли населенные пункты, история которых насчитывала не одну сотню лет [Научно-вспомогательный фонд…, 1950–1960].
Полвека спустя уроженцы некоторых аулов решили увековечить память о своей малой родине. В результате с начала XXI в. среди казахов Омского Прииртышья широкое распространение получила традиция устанавливать памятные знаки на местах исчезнувших аулов и старых кладбищ. По данным этнографо-археологических исследований Омского филиала ИАЭТ СО РАН такие мероприятия активно проводятся в Азовском, Одесском, Таврическом, Шербакульском, Исилькульском и Мос-каленском районах Омской области.
История возникновения этой традиции восходит к 2001 г. Первый памятник был поставлен на месте исчезнувшего аула Кожан-Бекен Таврического района (рис. 1). Инициаторами стали его уроженцы – М.Е. Аятов, М.З. Буланов и К.К. Хусаинов. Памятный знак выполнен из большого серо-розового гранита и установлен на массивный кирпичный постамент. Надпись лаконична – название аула и годы его существования.
В 2003 г. в Азовском районе установили общий памятник одиннадцати аулам Буденовского сельсовета на месте их бывшего центра – исчезнув- 396
Рис. 1. Памятный знак возле аула Кожан-Бекен (Таврический район Омской области). Установлен в 2001 г.
шего аула Жолбарыс. Как удалось выяснить в ходе полевых исследований 2013 г., именно появление этих памятных знаков положило начало новой традиции, получившей распространение на территории не только Азовского и Таврического, но и других районов Омской области. С 2003 по 2012 гг. появились памятники на местах бывших аулов Каржас и Кок-терек Одесского района, Амре – Таврического района, Ақ Жигит и Шот-пай – Москаленского района, на кладбище аула Тумба и Дюсембай Шер-бакульского района, на кладбищах и территории исчезнувших аулов Му-куш (Жана Жол), Атығай и Торат Исилькульского района и др. Памятные знаки ставят как на действующих мемориальных комплексах существующих аулов (например, два кладбища аула Тумба), так и на тех, которые располагаются у исчезнувших аулов. Традиционно казахское население Омской области активно использует родовые кладбища для захоронений даже спустя многие десятилетия после ликвидации населенного пункта. На некрополе памятный знак устанавливается в пределах огороженной территории, рядом с воротами.
Одним из последних поставлен памятник на месте бывшего аула Бибатыр в Азовском районе. Это стела из серого с прожилками мрамора на бетонном постаменте (рис. 2).
Мероприятие по установке памятника тщательно готовится и проходит в несколько этапов. Выбирается место и закладывается фундамент. Затем оформляется сам памятник. На открытие собирается большое количество представителей рода, приезжают уроженцы аула и их потомки из разных уголков России, Казахстана и дальнего зарубежья. Это событие сопровождают определенные религиозные ритуалы: коллективное чтение молитв и обряд жертвоприношения с поминовением всех предков рода.

Рис. 2. Памятный знак возле аула Бибатыр (Азовский район Омской области). Установлен в 2013 г.
В народе такие действия называют дұға – «молитва». После всего дают ас – угощение с мясом и чаепитием.
Как правило, после установки памятника традиция собираться один раз в год продолжает соблюдаться выходцами из этих аулов. Они ежегодно съезжаются для проведения обряда жертвоприношения и поминовения предков. Так, уроженцы аула Кожан-Бекен встречаются во вторые выходные дни июля. Этот населенный пункт основали двоюродные братья Кожан, Бекен и Итен. Их потомки по очереди проводят дұға для своих непосредственных предков. Сначала на кладбище, которое находится через дорогу, проводят коллективный намаз. Потом у памятника дают ас . В 2008 г. отмечали юбилей односельчанина, живущего много лет в г. Омске, – акына Амангельды Жусупова. В 1913 г. поминальные мероприятия устраивали потомки Итена.
Подобные мероприятия проводились бывшими жителями исчезнувших аулов и без установки памятников. Так, бывшие жители аула То-рат Исилькульского района, прекратившего существование в 1980-х гг., с 2001 г. собирались между посевной и уборочной на месте своего аула для коллективной молитвы предкам (дұға). Приглашали муллу, резали лошадь, привозили с собой бауырсаки, масло и сладости. В 2004 г. на месте бывшего аула и кладбища установили памятный знак. Однако территория аула Торат распахана фермерами, поэтому в последние годы дұға проводят по очереди определенные семьи по месту своего проживания. В 2010 г. всех принимала в Кудряевке Исилькульского района семья Куж-бановых, в 2011 г. – семья Сатемировых в мечети г. Петропавловска.
Помимо религиозной части, согласно написанному сценарию, проводится торжественное открытие памятника с участием местной и районной власти, российской и казахской прессы, национально-культурных и других общественных организаций, художественной самодеятельности. Приглашаются представители акиматов приграничных районов Казахстана.
На сегодняшний день памятные знаки представляют собой отдельный пласт культуры и определенное направление творчества казахского населения Омской области. Похожих памятников нет. Встречаются как довольно монументальные сооружения, иногда с весьма своеобразной архитектурой, так и небольшие стелы. Как правило, это – кирпичный или бетонный постамент, на который установлен камень или стела с надписью. Текст выполнен в основном на казахском языке, но встречаются вставки на русском и арабском языках. Надпись может быть как очень короткой (название аула и годы его существования), так и длинной: с обращением к потомкам помнить родину и предков, перечислением родов, датой установки. Иногда указываются фамилии организаторов. Могут присутствовать строки из Корана и рисунок мечети (рис. 2). Надпись на стеле у аула Бибатыр сделана в стихотворной форме:
«Бибатырскому аульному поселению посвящен памятник.
Словно взгляд предков
Как сама мать
Как непорочная чистота младенца
Священная Родная земля как ты мне дорога!
От потомков Бибатыра и родственников 17.08.2013 г.».
Установка памятников на местах исчезнувших аулов и кладбищах – инициативное добровольное начинание казахского населения Омской области. По сути это – новая традиция, призванная сохранить историческую память народа, родовую принадлежность отдельных (локальных) групп населения. Интересен тот факт, что на приграничных территориях Республики Казахстан тоже много оставленных аулов и кладбищ. Однако, несмотря на активные контакты с населением Омского Прииртышья, пока эта традиция там не нашла продолжения.