Парцеллографема и парцеллятная сетка: корпусное исследование
Автор: Богоявленская Юлия Валерьевна
Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal
Рубрика: Общие вопросы языкознания
Статья в выпуске: 1, 2019 года.
Бесплатный доступ
Настоящая статья посвящена проблеме парцелляции, рассматриваемой с позиций когнитивно-семиотического подхода. Автор сосредотачивает внимание на анализе функционирования парцеллографем, под которыми понимает финальные синграфемы, используемые для операции парцелляции. Выделяются две модели парцеллятной графики: единая и комбинированная парцеллятные сетки. Сопоставительный анализ французско-русского корпуса позволяет установить, что из четырёх типов единой парцеллятной сетки во французском корпусе представлены только два типа.
Парцелляция, парцеллографема, парцеллятная сетка, сопоставительная лингвистика, корпусная лингвистика
Короткий адрес: https://sciup.org/147229822
IDR: 147229822
Текст научной статьи Парцеллографема и парцеллятная сетка: корпусное исследование
Исследование, представленное в данной статье, выполнено на материале французско-русского объектно-ориентированного корпуса2 газетных статей, построенного и аннотированного при помощи компьютерной программы Linguistica (Свидетельство о государственной регистрации № 2014660349 в Роспатенте от 06.10.2014).
Основная часть
В научных работах по проблеме парцелляции для обозначения расчленённых на части предложений используются конкурирующие термины «парцеллированные высказывания (предложения)», «парцеллированные структуры», «парцелляции» или «парцеллированные конструкции», каждый из которых акцентирует внимание на структурном или структурно-семантическом аспекте явления. Исследуя парцелляцию с позиций когнитивно-семиотического подхода, мы не можем не признать, что данные термины не имеют достаточной объяснительной силы и не отражают тех специфических смыслов, которые проявляются при рассмотрении парцелляции с когнитивно-семиотической позиции. В связи с этим предлагается использовать термин «парцел-лема», под которой понимается сложный гибридный знак, план выражения которого сплетён из элементов вербальной (словесной) и невербальной семиотической систем (парцеллографемы), взаимодействующих друг с другом в вербальной коммуникации и взаимодополняющих. Переплетение двух семиотических систем, смешение свойств их знаков позволяет адресанту передавать сообщение в компактной форме, а адресату - распознавать широкий диапазон контекстуально-обусловленных смыслов. Парцеллема содержит в своем составе особый элемент, который и делает её парцеллемой - парцеллографему, то есть финальную синграфему, используемую для операции парцелляции.
Введение данного термина оправдано, на наш взгляд, как с точки зрения упорядочения лингвистической терминологии, используемой в работе, так и в связи с необходимостью функционального разграничения финальных синграфем, выступающих в своей первичной функции, и парцеллографем как операторов парцелляции.
Как было установлено, парцеллографема является знаком, значение которого в языке можно сформулировать как «наиболее важное, новое в текущем выражении». Это - стабильная часть семантики данного знака. Попадая в «когнитивный котел»1 - дискурс, где и происходит смыслообразование, лингвосемиозис, парцеллографема приобретает конкретные дискурсивные смыслы (переменная часть семантики знака), связанные с актуализацией её языкового значения и дискурсивной интерпретацией. Дискурсивные смыслы - бесконечное множество интерпретаций, которые невозможно каталогизировать, в каждом конкретном случае, содержание этих смыслов и возможность их выявления зависят от интерпретатора, его фоновых знаний, опыта, компетенции и т.д.
Материально-графическое воплощение парцеллема получает благодаря парцелляции - специальной визуально-графической операции, расчленяющей единую структуру предложения на кон-ституенты. Результатом парцелляции является трехчастная структура, включающая основу парцеллемы, парцеллографему, создающую визуальный разрыв между основой и третьим кон-ституентом - парцеллятом, начинающимся с заглавной буквы. Финальная синграфема в роли парцеллографемы и заглавная буква являются устойчивыми маркерами предложения и в данной конфигурации становятся экзогенным фактором (внешним стимулом), управляющим распределением внимания адресата посредством смещения фокуса на парцеллят.
Используемая в письменной речи, парцеллографема вступает в отношения интеграции с графическими вербальными знаками, что позволяет ей участвовать в организации пространственносмыслового континуума текста. «Поведение» финальных синграфем в функции парцеллографем в действительности выглядит вполне предсказуемым и связано со спецификой пунктуационной системы, к которой они относятся, её функционально-адаптивным характером, то есть способностью к самонастраиванию, под которым Н.Л. Шубина понимает приспособление системы к условиям функционирования путём изменения самой своей структуры [Шубина, 2006, с. 38].
Парцеллятная конфигурация текста максимально приспособлена к конкретной коммуникативной ситуации и намерениям отправителя текста. Устранение парцеллографемы или замена её на другую синграфему неизбежно сокращает информационный объём сообщения и приводит к смещению фокуса внимания.
Инвентарь парцеллографем включает знаки - символы конца предложения: точку, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие и допускает их комбинации. В конструировании парцеллемы участвуют, как минимум, два знака: левосторонний знак после основы (парцеллографема) и правосторонний, постпарцеллятный знак. В случае двухпарцел-лятных и полипарцеллятных построений, соответственно, количество знаков увеличивается. Парцеллографемы вкупе с постпарцеллятными знаками образуют парцеллятную сетку, накладывающуюся на вербальные знаки, влияющую на их иерархизацию и регулирующую их восприятие.
Анализ корпуса позволил выявить различные типы парцеллятной графики, которые можно объединить в две группы:
-
1) случаи функционирования парцелл ем с единой парцеллятной сеткой (далее ЕПС): 4 типа;
-
2) случаи с комбинированной парцеллятной сеткой: 7 типов.
Выделенные типы были аннотированы во французско-русском корпусе. Анализ показал, что в обоих подкорпусах доминирует единая парцеллятная сетка: 90,92 % и 87,55 % от общего числа парцеллем (см.: Таблицу 1). В настоящей статье рассмотрим особенности функционирования именно этой группы в сопоставительном аспекте.
Отличительной чертой группы парцеллем с единой парцеллятной сеткой (далее ЕПС) является единообразная, бесконфликтная с точки зрения целевого назначения и эмоциональной окраски аранжировка парцеллемы (точками, многоточиями, восклицательными или вопросительными знаками).
Тип 1. ЕПС с синграфемой «точка». Как и следовало ожидать, данный тип является наиболее частотным типом. Приведем примеры:
Реже встречаются пунктуационные парцеллятные сетки восклицательных или вопросительных знаков, многоточий, которые маркируют коммуникативные перспективы частей парцеллемы. К языковому значению парцеллографемы «наиболее важное, новое в текущем выражении» добавляются значения, кодируемые этими знаками. Назовём их «специализированными», поскольку каждый из них является носителем дополнительной информации об определённом спектре значений, которые в дискурсе «разворачиваются» во множество смыслов. Восклицательный знак кодирует эмоциональную окраску предложения, «выливающуюся» в восклицательную интонацию, свидетельствующую о непосредственно переживаемой и сопровождающей конкретное высказывание яркой эмоции. Диапазон кодируемых эмоций широк, и их декодирование напрямую зависит от контекста и поддерживается другими кодами: лексическими, синтаксическими и метаграфическими. Сказанное во многом справедливо для вопросительного знака и многоточия, с той лишь разницей, что вопросительный знак кодирует целевое назначение предложения - вопрос, в случае парцелляции чаще всего риторический, нередко сопровождающийся теми или иными эмоциями. Код многоточия несёт информацию о недосказанности или переживаниях субъекта.
Специализированные синграфемы создают определённый, нетипичный графический «рельеф», что не может пройти незамеченным для реципиента. Их использование должно быть уместным, то есть знаки действительно должны соответствовать кодируемой информации, иначе они вызовут сбой в восприятии.
Применение ЕПС данного типа, как и комбинированных ПС, ещё более явно очерчивают присутствие субъекта конструирования, его отношения к описываемому объекту/ положению дел и высокую степень вовлечённости в ситуацию. Полагаем, что тот эмоционально-экспрессивный заряд, который несут подобные парцеллятные сетки, направлен на создание эффекта непосредственной, спонтанной «живой разговорной речи», а значит, выполняют фатическую функцию, успешность реализации которой обеспечивает в итоге более высокий перлокутивний эффект, столь востребованный в массмедиа.
Перейдём к анализу типов ЕПС со специализированными синграфемами.
Тип 2. ЕПС с синграфемой «вопросительный знак». Данный тип ЕПС накладывается на достаточно разнородные парцеллемы, часто встречается в вопросах риторических, дели-беративных, оформляет авторские размышления, но также может передавать богатую палитру разнообразных эмоций: неудовольствие, возмущение, растерянность, раздражение, иронию, удивление, пренебрежение и т.д., что способно оказывать эмоциональнопсихологическое воздействие на получателя сообщения.
В следующем примере автор возлагает ответственность за военные действия в Турции сначала на общество и его руководителей, но затем корректирует свою позицию в парцелля-те: ответственность переносится на самих жителей Турции, постоянно провоцирующих внутренние военные конфликты: C’est la faute a la soci6t6, a ses dirigeants ? Ou a eux-memes ? (Le Monde, 26.06.2013)
Аналогичный механизм запускается и в следующем примере: Что за этим снижением стоит: удобство для поражения цели? Или это потребовалось, чтобы развести его с каким-то другим бортом, который в тот момент шнырял рядом? (Московский комсомолец, 21.07.2014)
В двух- и полипарцеллятных конструкциях происходит расщепление фокуса внимания, что может привести к некоторой модификации назначения вопросительной парцеллятной сетки. В нижеследующем примере вопросительная парцеллятная сетка призвана объединением ряда парцеллятов подчеркнуть значимость каждого из них. Вопросительная интонация сопровождает каждый сегмент, отмеченный этим знаком: Va-t-il ёспге un roman? Des Memoires? De la science-fiction? (Le Monde, 25.07.2013)
Автор гадает, что же именно будет создавать писатель, и вовлекает в процесс выдвижения гипотез адресата. Совсем не обязательно, что это будет «science-fiction», размещённый в последнем парцелляте. Здесь автору важно равномерно распределить внимание адресата «наведением» фокуса на все три предположения. Таким образом создается эффект интриги, которая утрачивается при депарцелляции: * Va-t-il dcrire un roman, des Mdmoires, de la sciencefiction?
Элиминация парцеллографемы изменяет ритм и интонацию высказывания: из прерывистой, повышающейся в конце каждого отрезка, она переходит в плавную, перечислительную. Повышение тона касается только конечной части высказывания. Значимость сегментов ип roman? Des Memoires? снижается. Вопрос в депарцеллятной аранжировке задаётся ко всему высказыванию. Основной фокус сдвигается к «va-t-il ёспге». Таковы последствия снятия вопросительной парцеллографемы.
Аналогичные эффекты наблюдается в следующих примерах: Я воевал? Вынес командира из-под огня? Подорвал вражеский танк подручными средствами? (АиФ, 06.05.2014)
Риторические вопросы часто становятся проводниками тех или иных эмоций, например:
- растерянность по поводу дальнейших действий:
-
• Что же делать нашим соотечественникам-католикам, которые разбросаны по всей нашей необъятной родине? Переходить в православие? Или в протестантизм? (Московский комсомолец, 09.05.2002)
- возмущение:
-
• Неужели лидеры еврогосударств хотя бы из любопытства, а не по должности не заглянули ни разу в хранилища ядерных зарядов? Не ужаснулись возможному? (АиФ, 17.09.2014)
Довольно частотны парцелляты, сужающие, уточняющие или (реже) расширяющие семантику лексем, на которые первоначально наводится фокус внимания в основе:
-
• Est-ce la France qui etait visde? Ou tout simplement un lieu de liberte de creation tres prise d’une frange de la jeunesse? (Le Monde, 12.12.2014)
-
• А своих детей вы видите в будущем музыкантами? Готовите к профессиональной музыкальной карьере? (АиФ, 26.04.2013)
Как и во всех остальных случаях, интерпретация каждого конкретного случая опирается как минимум на локальный контекст, но часто захватывает и глобальный контекст, дающий более полную информацию для декодирования.
Тип 3. ЕПС с синграфемой «восклицательный знак». Выявленный вариант парцеллят-ной графики обнаружен только в русском корпусе:
-
(1) Его создала сама любовь! И архитектор Анатолий Андреев! (Российская газета, 06.09.2003)
-
(2) Государство вам поручило! Доверило! (АиФ, 09.07.2014)
-
(3) Теперь на Земле ты будешь сидеть в психушке! Или даже в тюрьме! Будешь сидеть! (АиФ, 06.03.2014)
-
(4) А он сам скоро туда придёт! Потому что даже у него терпение лопнет! (АиФ, 13.11.2013)
Восклицательная парцеллятная сетка кодирует сильный эмоционально-экспрессивный заряд. На первый план выводится эмоциональное возбуждение говорящего. В приведённых примерах кодируются такие эмоции как восхищение (1), негодование (2), гнев, сопровождающийся угрозой (3), возмущение (4). Дублирующийся восклицательный знак способствует передаче и других разнообразных ярких эмоций, чаще негативных, нежели позитивных: радости, сомнения, удивления, недоумения, осуждения, в том числе иронического, возмущения, ярости и т.д. Замечено, что довольно часто проявление эмоций, кодируемое восклицательной парцеллятной сеткой, сопровождается восходящей градацией в парцелляте (примеры 2 и 3).
Тип 4. ЕПС с синграфемой «многоточие». Данный тип, как и предыдущий, является специфической чертой русского корпуса; во французском корпусе не представлен.
Парцеллемы, построенные с использованием многоточий, обогащаются рядом разнообразных смыслов, чаще всего эмоциональных. Н.С. Валгина справедливо называет многоточие знаком эмоционального, психологического напряжения, «позволяющим скрыть мысль, не дать её обнажённо, и вместе с тем наметить перспективы в восприятии и осмыслении текста» [Валгина, 2003, с. 128]. Многоточия способны передавать недосказанность мысли, указывают на эмоциональное состояние говорящего, а также на многозначительность сказанного, на контраст, на другой - скрытый - смысл, о котором нужно догадаться и т.д. В нашем корпусе эта модель встречается довольно редко. Имеющиеся примеры реализуют значения эмоционального состояния «горе по поводу утраты близкого человека» и другие. Например: Умер... В реанимации... Словно сама жизнь противилась его уходу. Но его не стало (Российская газета, 04.02.2014). В данном примере парцеллографема «многоточие» создаёт прерывистый характер речи, эксплицирует её затруднённость, вызванную эмоциональными переживаниями по поводу смерти известного композитора.
В следующем примере парцеллятная сетка с многоточиями передаёт те смыслы, которые говорящему уже трудно выразить словами:
-
• Я стараюсь жить так же... Но до силы духа бабушки мне карабкаться и карабкаться... (АиФ, 09.05.2013)
Результаты аннотирования корпуса обобщены в следующей сводной таблице 1.
Таблица 1
Частотность парцеллем с различными парцеллятными сетками во французском и русском подкорпусах
Типы парцеллятных сеток |
Французский подкорпус, % |
Русский подкорпус, % |
||
по отношению к родительской ветке |
от общего кол-ва (100%) |
по отношению к родительской ветке |
от общего кол-ва (100%) |
|
Единая парцеллятная сетка (ЕПС) |
90,92 |
87,55 |
||
ЕПС с синграфемой «точка» |
98,44 |
89,5 |
96,54 |
84,52 |
ЕПС с синграфемой «вопросительный знак» |
1,56 |
1,42 |
1,64 |
1,44 |
ЕПС с синграфемой «восклицательный знак» |
0 |
0 |
1,55 |
1,36 |
ЕПС с синграфемой «многоточие» |
0 |
0 |
0,27 |
0,24 |
Комбинированная парцеллятная сетка (КПС) |
9,08 |
12,45 |
Анализ корпусных данных позволяют заключить следующее: 1) преобладающим типом ЕПС в обоих корпусах является ЕПС с синграфемой «точка» (89,5 % и 84,52 % от общего количества парцеллем; 98,44 % и 96,54 % в рамках ЕПС); 2) ЕПС с синграфемой «точка» в обоих корпусах представлены примерно в равной степени (98,44 % и 96,54 %); 3) тот же вывод релевантен и для ЕПС с синграфемой «вопросительный знак» (1,56 % и 1,64 %); 4) в зоне ЕПС с восклицательными знаками и многоточиями наблюдаем значимые расхождения между языками и их специфику: французский язык не допускает подобные ЕПС, в русском - количество ЕПС с восклицательными знаками соотносимо с ЕПС с вопросительными знаками (1,55 % и 1,64 %), а случаи ЕПС с многоточиями составляют самую малую подгруппу в группе ЕПС.
Заключение
В данной статье были рассмотрены типы единой парцеллятной сетки, включающей парцел-лографему и постпарцеллятную финальную синграфему. Данная модель парцеллятной графики характеризуется единообразной, бесконфликтной с точки зрения целевого назначения и эмоциональной окраски аранжировкой парцеллемы точками, многоточиями, восклицательными или вопросительными знаками. Под парцеллографемой нами понимается финальная синграфема, используемая для операции парцелляции. Корпусный анализ позволил выявить четыре типа ЕПС. Наиболее представленным в обоих подкорпусах, как и можно было предсказать, оказался тип ЕПС с синграфемой «точка», наиболее распространённой синграфемой в обоих языках.
Выявлено, что специализированные синграфемы в составе ЕПС кодируют речь эмоциональную, напряжённую, динамичную, и их использование связано с авторским намерением сохранить аналогичный непротиворечивый интонационно-ритмический рисунок во всех частях парцеллемы. Зафиксированы значимые различия: во французском корпусе отсутствуют ЕПС третьего и четвертого типа (с синграфемами «восклицательный знак» и «многоточие»). Объяснить этот факт можно различиями в пунктуационных системах французского и русского языков, строящихся на основе различных принципов и имеющих разные прагматические и дискурсивные возможности. Интерес представляет анализ комбинированной парцеллятной сетки в двух языковых корпусах, в которых, как представляется, также можно обнаружить сходства и различия в функционировании различных комбинаций синграфем. Подобное исследование позволит глубже осмыслить потенциал обеих пунктуационных систем, их роль в конструировании имплицитных смыслов.
Список литературы Парцеллографема и парцеллятная сетка: корпусное исследование
- Алефиренко Н.Ф. Когнитивная лингвистика: предпосылки, предмет, категории // Вестник Вятский государственный гуманитарный университет. 2008. № 2 (1). С. 75-78.
- Богоявленская Ю.В. Проблема парцелляции во французской лингвистике: этапы и направления исследований // Политическая лингвистика. 2018. № 1(67). С. 202-212.
- Богоявленская Ю.В. Объектно-ориентированный корпус в сопоставительных исследованиях // Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления: Материалы международной научной конференции (Екатеринбург, 26-30.09.2016). Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2016. С. 37-38.
- Валгина Н.С. Теория текста. Москва: Логос, 2003. 280 с.
- Ванников Ю.В. Явление парцелляции в современном русском языке. Дис.... к. филол. н. Москва, 1965. 529 с.