Парк в системе современной культуры

Бесплатный доступ

В статье представлен философско-культурологический анализ парка как сложного организма урбосферы в контексте системы современной культуры. Раскрывается сущность и специфика культуры, городов и культуры городов в условиях рыночной экономики впечатлений, развития креативных индустрий. Обозначается социальная миссия Культуры, состоящая в трансляции сегодняшним и последующим поколениям классических ценностей - Истины, Добра, Красоты, Любви, Гармонии, что находит воплощение в образах городов. Отражается позитивное и негативное влияние урбанизма на психосоматическое состояние горожанина в условиях культуры повседневности. Констатируется значимость антропологического подхода при ревитализации общественных пространств в целях рекреации, в том числе сознания реципиентов/горожан, посредством генерации новых смыслов/символов/кодов. Например, Парк «Зарядье» трактуется как значимая часть культурного семиотического/информационного пространства города, образец гармоничного синтеза природы и человека, креативный кластер с образовательной составляющей, способствующей продвижению природного урбанизма, выставочной деятельности и реализации эстетической, экологической и культурно-просветительской функций.

Еще

Парк, урбосфера, культура города, культура повседневности, рыночная экономика впечатлений, креативные индустрии, смысловое пространство, символический капитал, менеджмент ресурсов культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/144161351

IDR: 144161351   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10214

Текст научной статьи Парк в системе современной культуры

В контексте инновационного развития социально-культурной реальности, рыночной экономики впечатлений, креативных индустрий значимым видится рассмотрение парка как уникального явления системы современной культуры.

Парк – это составляющая культуры повседневности, объект менеджмента, урбанистики, драйвер развития экономики города, сферы культуры и искусства, социально-культурной сферы.

Различные парки (собственно парк, многофункциональный, специализированный с разновидностями – детский, спортивный мемориальный, развлечений, исторический памятник садово-паркового искусства) и парки в структуре населённого пункта (городской парк, городской сад, парк жилого района, поселковый парк, парк сельского населённого пункта, сквер, лесопарк) – это уникальные историко-культурные, природные феномены, элементы инфраструктуры конкретной территории, ландшафтного дизайна, институты организованного досуга населения, центры развития индустрии развлечений, ресурсы здорового образа жизни.

Спектр функций парка как социокультурного феномена и объекта управления (просветительская, воспитательная, ин- формационная, гедонистическая, развлекательная, духовно-нравственная, физкультурно-оздоровительная, художественная, экологическая, идеологическая/мировоз-зренческая, прогностическая и т.д.) [20] ориентирован на реализацию одной из целей государственной политики в сфере культуры и искусства, а именно – формирование гармонично развитой, в том числе нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей творческой личности.

Синергия науки, образования и искусства привела к осознанию социальной миссии Культуры, состоящей в трансляции сегодняшним и последующим поколениям классических ценностей, таких как Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония.

Культура – это система ценностей, источник вдохновения, креативности, форма самоактуализации, ресурс генерации культурного пространства, креативных индустрий, реализации государственной политики в сфере культуры и искусства, составляющая экономического успеха, драйвер трансформации сознания реципиентов, способ структурирования пространства.

Культура – это «память Мира», интеллектуальная составляющая реальности, искусственно созданного мира человеком разумным в процессе динамики бытия.

Культура как синтез впечатлений/эмо-ций/знаний/информации/символов представителей социума с различными идентичностями, религиозными предпочтениями, языками и т.д. становится мозаичной, трудно воспринимаемой и трактуемой, но в своей эклектичности стремящейся к Гармонии как системообразующей составляющей Мироздания.

Культура отражается в «зеркале» «образа мира» конкретного потребителя информации, с синтезом бэкграунда, компетенций, восприятий, интерпретаций реальности, собственного стиля, эстетики жизни и возможностей самореализации.

От уровня «образа мира», «оснащённости» разума, индустрии культуры и сознания человека зависит его либо многогранность, либо «одномерность» (Герберт Маркузе) [12]. Последняя является результатом управления/манипулирования человеком как «социальным животным» (Аристотель), приводит к потере смысла жизни, прав, свободы, собственных вкусов, эстетики восприятия, делает его безразличным, угнетённым, вед о мым и агрессивным.

«Общество изобилия» (Джон Кеннет Гэлбрейт) [2] с неограниченным количеством поливариативной продукции и индустрия культуры пагубно воздействуют как на собственно человека, делая из него «про-изтребителя» (Элвин Тоффлер) [16], так и на культуру такового, уничтожая аксиологическую и гуманистическую составляющую.

Культура – это универсальная и уникальная энциклопедия динамичного мира социума и многочисленных жителей конкретного населённого пункта, например города.

Культуру среды/пространства/террито-рии отражает город, который является результатом творческой деятельности представителей разных профессий.

Города, фундаментом которых является культура, имеют собственную душу (Освальд Шпенглер) [21], «звучащую» в каждом из созданных объектов (дом, театр и т.д.) и пространств (парки, кварталы, улицы и т.д.).

Современные города создают синер-гийный ураган смыслов/информации/ко-дов/символов/эмоций, важных для дешифровки Homo Socialis, то есть общественного человека, жизнь которого детерминируется определёнными коммуникациями и интересами.

В контексте креативной экономики именно культурные ресурсы, или ресурсы сферы культуры и искусства, – это значимые после угля, стали и золота (Чарльз Лэндри) [8] источники генерации знаковых ценностей города.

Ключевые участники современной креативной экономики (Джон Хокинс) [19] – это бизнес, учреждения сферы культуры и искусства (библиотеки, театры, музеи и т.д.) и посреднические структуры (агентства, которые поддерживают творческие/креатив-ные индустрии, оказывают консультирование и поддержку стартапов [17]).

Культура города отражает материальный аспект культурного производства и культурных репрезентаций. Драйвером и двигателем переустройства города является искусство как таковое. Художественные мастерские, лофты – это стимулы рынка недвижимости и первый шаг к джентрифика-ции (Рут Гласс) [24].

В качестве примеров влияния деятельности художников как творческих личностей на джентрификацию и политику «креативного города» назовём, например, такие районы городов США, как SoMa (South of Market, San Francisco, California), SoHo (South of Houston Street, Lower Manhattan, New York City) и другие.

Город – это синтез/синергия культур, художественной культуры, культурных идентичностей, институций культуры, культуры архитекторов/дизайне-ров/урбанистов, элемент/ресурс культуры повседневности.

Города – это ключевые «места силы» принятия решений, генерации коммуникативного пространства информационного общества (Мануэль Кастельс) [7], способствующие раскрытию творческого потенциала человека.

Человек, воспринимающий себя в качестве значимого элемента ноосферы, имеет право и способен генерировать значимую для сообщества информацию/симво-лы/смыслы/коды, легендаризировать современный ему Мир.

Города – это котлы, в которых не только кипят новые экономические идеи и теории, но и выплавляется совершенно новая политика, в том числе в сфере культуры и искусства, парковой деятельности.

Количество учреждений культуры, например, музеев, парков, выставочных залов и т.д., влияет на уровень культуры как горожан/жителей – потребителей художественной информации, так и собственно конкретных городов.

Вот почему сегодня важен осознанный/ разумный подход урбанистов, позволяющий воспринимать город, в том числе пространство такового, как целостную экосистему, воздействие на которую может иметь различные как негативные, так и позитивные последствия.

Пребывая в повседневности и поглощаясь культурой таковой, горожанин подвергается спектру психофизических проблем (агрессия, депрессия, аллергия, лишний вес и т.д.), объединяющихся под названием «эпидемия стресса». Без этих многочисленных негативных проблем не- возможно рассматривать и воспринимать город/мегаполис.

Решить подобные проблемы может профессиональная деятельность проектировщиков городского пространства, на основе учёта системы духовных ценностей, историко-культурного контекста территории, создания и развития «зелёных» пространств, частью которых являются парки, а в целом – совпадения менталитета/ДНК горожанина с менталитетом/ДНК города (Адли Мазда) [9].

Территория, например, паркового пространства, когда таковую как микропространство (Уильям Вайт) [26; 27] создают горожане, позволяет активизировать те участки их мозга, которые способствуют контролю стрессовых ситуаций.

Город отражает повседневность и культуру повседневности горожанина, то есть «реальную жизнь», «здесь и сейчас», пункт столкновений социокультурного контекста, истории и человека (Анри Лефевр) [25].

Культура выступает сегодня в качестве посредника капитализма – основы частной собственности, формального юридического равенства и свободы предпринимательской деятельности.

Капитализм «производит» для потребителя «абстрактную» реальность посредством создания спектра поправок/рема-рок пульсации повседневности, диктуя собственные ценности/смыслы/коды.

Человек становится «заложником» по-ливариативных технологий и знаний, значимых и генерируемых в условиях рыночной свободной экономики (Зигмунд Бауман) [1].

Города и их инфраструктура влияют на мысли, поведение и «образ мира» человека/ гражданина, создавая «счастливый город» (Чарльз Монтгомери) [14].

На счастливое бытие человека в современном мегаполисе, на сохранение его индивидуальности позитивное влияние ока- зывают открытые общественные пространства с развитой медийностью, диджиталь-ными сетями, коммуникациями, рекламной информацией, генерирующими стиль жизни, моду архитектурных решений планировки городских территорий [см.: 10; 11; 13].

В контексте рассмотрения культуры города и культуры индивида важно обратить внимание на дилемму «окружающая среда и я» (Георг Зиммель) [3].

Город – это «масса кристаллизованного, обезличенного духа» [3]. Вот почему закономерен конфликт, связанный с культурой города, которая предлагает и диктует видение существования и культуры горожанина, и тем, какой могла бы быть его жизнь, согласно собственным предпочтениям и желаниям.

В контексте экономики культуры как научной дисциплины (Уильям Баумоль, Уильям Боуэн) [22] именно капитал/деньги, а не эстетическая составляющая отражает ценность материального носителя текста произведения, в данном случае – парка. Современная экономика не стремится решить проблему качества в культуре и результатов интеллектуальной деятельности творцов. О качестве конкретного продукта сферы культуры и искусства свидетельствует количество эмоционально потраченных потребителем денег (стоимость билета и т.д.).

В условиях массовой коммерческой культуры с развлечением в центре таковой, или «кокакультурализма» (Генри Льюис Гейтс-младший) [23], не платят за качество продукции, поскольку если создать качественный продукт, то это означает уйти от массового вкуса реципиентов. Качество продукции в сфере культуры и искусства не равно и даже не может быть тождественно количеству, например, купленных билетов. Ценность, полезность и наслаждение/ удовольствие, получаемые от того или ино- го текста произведения, не только не поддаются подсчёту, но и всегда различны.

В рыночной экономике впечатлений сфера культуры равна супермаркету (Джон Сибрук) [15], переполненному массой товаров на любой вкус и достаток реципиента.

Естественно, что потребитель должен платить и получать удовольствие от покупки художественной/символической информации и траты собственного значимого ресурса для расходования, то есть свободного времени/досуга равного капиталу/деньгам.

Сфера культуры и искусства, в том числе парковая деятельность, генерирует качественно проведённое свободное время / досуг потребителя. Вследствие этого цель управленцев данной сферы состоит в приращении символического капитала, создателем и носителем которого является творец/художник.

В диджитальной эпохе и современной экономике впечатлений сфера культуры и искусства – это информация/смысл/символ/ код/симулякр/сила влияния/воздействия на психику мобильного реципиента для пробуждения желания получить определённый заряд экспрессии. Это отражается на культуре города, трансформации и транспонировании конструкции такового в иную «тональность» архитектуры, ландшафтного дизайна и т.д.

Культура – это искусственный мир, синтез языков различных видов искусства, мифов, религий. Искусство и наука являются символическими формами, способствующими упорядочению окружающего хаоса и созданию Хаосмоса.

Культура – это гармоничная система символов как неких образов предметов с конкретным контентом и глубинным смыслом. Цель символа как многослойного элемента семиосферы заключается в обнаружении неявного, непредсказуемого смысла, который не столько дан, сколько задан автором для расшифровки в процессе коммуникации для создания и постижения реально-сти/образа мира.

В сфере культуры и искусства символ является универсальной эстетической категорией, которую создаёт человек (Эрнст Кассирер) [6].

Культура как власть и инструмент власти оказывает существенное влияние/воз-действие на создание конкретной территории / пространства города и т.д.

Власть и «сексапильность» культуры (Шарон Зукин) [4] как драйвера экономического развития/роста, например, городов проявляется в привлекательности «звёзд», их образах/стилях жизни как ярчайших представителей креативной индустрии.

В общественных пространствах именно культура наполняет, концептуализирует и контролирует парки, музеи, улицы городов – магниты впечатлений/восприятий/ эмоций/смыслов /идей/энергии/креатива/ финансов.

«Park Fiction» в Гамбурге – это яркий пример синтеза волонтёрства, совместных действий сообщества, создания пространства для регулярных контактов с носителями различных культур и практик с участием художников, местных жителей и их семей. Сообщество вокруг защиты сквера на берегу гавани разработало концепцию парка, которая была легализована со стороны города в ходе выставки современного искусства «Documenta 11». Небольшой парк – это место отдыха, коммуникаций, релакса и, естественно, часть бренда города [18].

В связи с тем, что именно человек генерирует культуру в общественных пространствах, жители конкретного города, например Москвы, могут с уверенностью сказать: «Это НАШ город!».

Развитие московских парков – это воля властей города, усилия предпринимателей (прокат велосипедов, детские развивающие центры, выставки, организация музыкальных фестивалей и т.д.) для реализации антропологического подхода с учётом того, что для горожанина важна ревита-лизация пространств с новыми смыслами/ символами/кодами.

Парк – это сложный организм урбосфе-ры [5], значимая часть культурного семиотического пространства, например, города, генерирующий и отражающий смыслы сферы культуры и искусства, потребителя информации / реципиента. Ярким образцом гармоничного синтеза природы и человека является парк «Зарядье» в центре Москвы – оазис и объект культурного наследия, в котором, как в мощнейшем креативном кластере с образовательными программами по продвижению природного урбанизма, выставочной деятельности, успешно реализуются эстетическая, экологическая и культурно-просветительская функции.

Список литературы Парк в системе современной культуры

  • Бауман 3. Мыслить социологически / пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. Москва : Аспект Пресс, 1996. 255 с.
  • Гэлбрейт Дж. К. Общество изобилия : пер. с англ. Москва : Олимп-Бизнес, 2018. 404 с.
  • Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь : пер. с нем. Москва : Strelka Press, 2018. 112 с.
  • Зукин Ш. Культуры городов / [пер. с англ. Д. Симановского]. 2-е издание. Москва : Новое литературное обозрение, 2018. 420 с. : ил. (Studia urbanica).
  • Касаткина С. С. Урбосфера: системно-семиотический анализ : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук : 09.00.11 / Касаткина Светлана Сергеевна. Архангельск, 2019. 37 с.
  • Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 томах : пер. с нем. Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2002.
  • Кастельс М. Информационная эпоха : Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана ; Государственный университет «Высшая школа экономики». Москва, 2000. 606, [1] с. : ил., табл.
  • Лэндри Ч. Креативный город / [пер. с англ. В. Гнедовский, М. Хрусталева, М. Гнедовский]. Москва : Классика-XXI : Институт культурной политики, 2006. 397, [2] с.
  • Мазда А. Стресс в большом городе. Москва : МФК Точка Опоры, 2019. 392 с.
  • Маккуайр С. Геомедиа. Сетевые города и будущее общественного пространства : пер. с англ. Москва : Strelka Press, 2018. 268 с.
  • Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство : пер. с англ. Москва : Strelka Press, 2012. 440 с.
  • Маркузе Г. Одномерный человек : пер. с англ. Москва : АСТ, 2009. 331 с.
  • Митчелл У. Дж. Я++: Человек, город, сети : пер. с англ. Москва : Strelka Press, 2012. 370 с.
  • Монтгомери Ч. Счастливый город: как городское планирование меняет нашу жизнь / научный редактор Лев Гордон ; перевод с английского Юлии Константиновой. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 366 с. : ил.
  • СибрукДж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры : пер. с англ. Москва : Ad Marginem, 2005. 304 с.
  • Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. Москва : АСТ, 2010. 784 с.
  • Флорида Р. Креативный класс : Люди, которые меняют будущее : пер.с англ. Москва : Классика-XXI, 2011. 419 с.
  • Фрейдин Е. Капитализируя доверие // Urban Agenda. 2018. Лето. С. 43.
  • ХокинсДж. Креативная экономика : как превратить идеи в деньги / [пер. с англ. И. Щербаковой]. Москва : Финансовая корпорация Открытие : Классика-XXI, 2011. 255 с. : ил.
  • Шарковская Н. В. Культуротворческие смыслы парка как общественного пространства активного досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 104-110.
  • Шпенглер О. Закат Европы : пер.с нем. Москва : Искусство, 1993. 298 с.
  • Baumol W. J., Bowen W. G. (1966) Performing Arts: The Economic Dilemma; a Study of Problems Common to Theater, Opera, Music, and Dance. New York: Twentieth Century Fund. 582 p. (In English)
  • Gates H. L. Jr. (1993) Culture of Complaint: The Fraying of America. The New Yorker, April 19: pp. 113-117. (In English)
  • Glass R. L. (1964) London: Aspects of Change. London: UK: MacGibbon & Kee. 342 p. (In English)
  • Lefebvre H. (1971) Everyday Life in the Modern World. New York, etc.: Harper & Row. 206 p. (In English)
  • Whyte W. H. (1988) The City: Rediscovering the Center. New York: Doubleday: pp. 119-123. (In English)
  • Whyte W. H. (1980) The Social Life of Small Urban Spaces. Washington, DC: Conservation Foundation. 125 p. (In English)
Еще
Статья научная