Парки культуры и отдыха 1920-1930-х годов в политическом и художественном пространстве советской эпохи
Автор: Лупина Е.А.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 6 (116), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье отмечено, что с первых лет советской власти в нашей стране разрабатывались новые формы массовой работы, одной из которых становится создание учреждений, где политико просветительская работа соединена с культурно идеологической. К этому типу и относились парки культуры и отдыха, создаваемые в 1920 1930 е годы в СССР. Помещенные в политизированный контекст эпохи визуальные артефакты (парки культуры и отдыха, произведения искусства и пр.) способствовали возникновению специфического символического образа, «визуального лексикона». В статье подчеркивается, что основной целью проводимой властью пропаганды становится формирование из отдельных личностей не только единого советского народа, «коллективного человека», но и «коллективного автора». Делается вывод, что формирование идеи парка культуры и отдыха в советской культуре 1920 1930 х годов характеризовалось укорененностью в традиции отечественной культуры, почвенностью, а также имело прямое отношение к концепции города сада, возникшей в отечественной градостроительной практике в начале ХХ века.
Парк культуры и отдыха, город-сад, социалистический город, советская культура, символ
Короткий адрес: https://sciup.org/144162979
IDR: 144162979 | DOI: 10.24412/1997-0803-2023-6116-47-52
Список литературы Парки культуры и отдыха 1920-1930-х годов в политическом и художественном пространстве советской эпохи
- Бакулов В. Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского. университета, 2003. 352 с.
- Добренко Е. Политэкономия соцреализма. Москва: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с.
- Долганов И. Зеленые насаждения советского города // Проблемы садово-парковой архитектуры. Москва: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. С. 1-24.
- Лавренова О. А. Садово-парковое искусство и метаязык города // География искусства: новые ракурсы. Сборник статей. Москва: ГИТР, 2020. С. 52-59.
- Лосев А. Ф. Самое само: Сочинения. Москва: ЭКСМО-Пресс, 1999. 1024 с.
- Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. Москва-Жуковский: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле. 2003. 464 с.
- Мамардашвили М. Лекции по античной философии. Москва: Аграф, 1997. 320 с.
- Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. Санкт-Петербург: Журнал «Нева», 2000. 416 с.
- Подорога В. А. Пространство и власть. Геополитика русского авангарда. А. Платонов и В. Шаламов. Москва: Культурная революция, 2022. 296 с.
- Синявина Н. В. Концепт «устремленность в будущее» как элемент концептосферы русской культуры: монография. Москва: МГИК, 2022. 365 с.
- Советская власть и медиа: Сборник статей под общей ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсген. Санкт-Петербург: Академический проект, 2006. 614 с.
- Ставицкий А. В. Современный миф: его природа и предназначение. Севастополь: Рибэст, 2013. 156 с.
- Угрехелидзе Е. А. Культура городского парка в 1920-1950-е годы (на примере Нескучного сада) // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 3. С. 89-95.