Партнёрство креативных индустрий и некоммерческих организаций в контексте территориального развития

Бесплатный доступ

В настоящей статье автор концептуализирует проблемное поле, связанное с формированием партнерств некоммерческих организаций и компаний, ведущих свою деятельность в сфере творческих индустрий. На сегодняшний день в культурной политике развитых стран мира отчётливо прослеживается тренд на поддержку и развитие креативных индустрий. Во многом это связано с тем, что они являются наивысшим проявлением развития человеческого капитала, что подчеркивается в докладах ООН «Креативная экономика». В статье показано, что деятельность организаций сферы креативных индустрий основывается на взаимодействии разных субъектов социальной жизни, некоммерческих организаций. Такое сотрудничество позволяет как креативным индустриям, так и учреждениям культуры привлечь новую аудиторию, в коллаборациях создать новые продукты (от сувениров до мобильных приложений), включить в орбиту своей деятельности новые смыслы.

Еще

Творческие (культурные) индустрии, идентичность, партнёрства

Короткий адрес: https://sciup.org/144162485

IDR: 144162485   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-4108-96-101

Текст научной статьи Партнёрство креативных индустрий и некоммерческих организаций в контексте территориального развития

На сегодняшний день в культурной политике развитых стран мира наблюдается тренд на развитие и поддержку креативных индустрий, стимулирование деятельности творческих бизнесов и их взаимодействия с некоммерческими организациями. В разных государствах формируется нормативная база, закрепляющая креативные индустрии в качестве одних из главных инструментов территориального развития и социального благополучия. Пионером в исследовании творческих индустрий и провозглашении их как приоритетного направления развития государства стала Великобритания в 1998 году [5]. В Австралии с 2011 года действует государственная программа «Creative Industries, a Strategy for 21st Century Australia», нацеленная на поддержку креативных индустрий как видов деятельности, генерирующих интеллектуальную собственность творческого характера с перспективой коммерциализации [6]. В Юго-Восточной Азии выделяется Китай, где в октябре 2000 года на съезде Коммунистической партии было решено включить поддержку креативных индустрий в число рекомендаций к пятилетнему плану государственного развития. При этом список стран, политика которых ориентирована на развитие креативной экономики, этими примерами не ограничивается и показывает глобальность интереса к творческим индустриям и их признания как инструмента повышения конкурентоспособности страны.

Что касается России, то в сентябре 2021 года была принята «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» – единственный утверждённый документ федерального уровня на сегодняшний день. Но он позволяет сделать деятельность учреждений культуры – таких, как музеи, библиотеки, театры, концертные залы и т. д.– более заметной за счёт тех направлений, которые сегодня мы ещё не привыкли включать в сферу культуры. Однако что собой представляют эти виды деятельности и насколько широк этот список?

Творческие (креативные) индустрии включают в себя самые разные виды деятельности, отличающиеся по способу производства, возможностям капитализации, занятости и т. п., начиная от кино, телевидения, исполнительских искусств и заканчивая компьютерными играми, модой, гастрономией. При этом перечень отраслей и сфер творческой активности социума, входящих в креативные индустрии, не является единым и незыблемым для всех стран. Он формируется каждым государством, регионом, областью и т. д. самостоятельно в зависимости от локальной социально-культурной специфики: традиций и обрядов, национально-этнических и религиозных особенностей населения, ремёсел, устоявшегося уклада жизни и т. д.

Иными словами, какие виды деятельности относятся к креативным индустриям, зависит от политики конкретной страны в области поддержки и развития креативной экономики. Так, например, Великобритания не включает в перечень творческих индустрий ремёсла, поскольку считает, что в их страновой ситуации они представляют собой исключительно предметы дизайна и коммерческого потенциала у них нет. Таиланд же относит к творческим индустриям медицину, т. к. медицинский туризм – значимый сегмент экономики государства [2], а Финляндия делает упор на ландшафтные парки.

В целом креативные индустрии состоят из очень разных элементов. Во-первых, это отрасль экономики. В то же время это важный социально-культурный ресурс, область социально-культурных практик. Это связано с тем, что часто творческие бизнесы начинаются с некоммерческих инициатив и за счёт человекоцентричности творческих индустрий становятся важным элементом социальной политики и ресурсом для развития брендов городов и территорий. И, наконец, это инструмент развития человеческого капитала: в докладах ООН, посвящённых развитию креативной экономики в двухстах странах мира, отдельно подчёркивается, что отрасль креативных индустрий – это наивысшее качество человеческого капитала [7]. Причём в креативные индустрии не просто попадают высокообразованные творческие люди; креативные индустрии формируют этих самых творческих, креативных людей, помогая в их самореализации, и служат, таким образом, некоторым ориентиром для их человеческого развития и самообразования.

Кроме того (и это особо отмечается в российской Концепции), креативные индустрии служат источником профессиональной самореализации и занятости для большого количества людей, в том числе, речь идёт и о так называемой альтернативной занятости: «Сектор творческих (креативных) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молоде- жи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике» [1]. Иначе говоря, креативные индустрии предоставляют возможность вовлечь в созидательную, творческую, трудовую деятельность тех людей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности трудиться полный день, или не имеют возможности работать на традиционном производстве, или в большей степени заинтересованы в самореализации и творчестве, нежели в однообразном труде.

Многообразие сфер деятельности, входящих в круг творческих индустрий, формирует инновационный потенциал данной территории, её туристическую привлекательность, вектор культурного и социального развития. Хотя креативность сама по себе, по сути, свободна, создание ценности того или иного продукта в современной экономике тесно связано с местом, что очевидно в таких видах деятельности, как музыкальный туризм, кинотуризм, гастрономический туризм, fashion-туризм, архитектурный туризм. По мысли Энн Никодимус, актуализация креативного потенциала территории оживляет общественные пространства, способствует обновлению уличных ландшафтов, повышает жизнеспособность местного бизнеса, а также консолидирует социум [8]. Главным актором этого процесса выступают организации, ведущие свою деятельность в сфере креативных индустрий, креативные предприниматели, заинтересованные в создании и использовании творческого или интеллектуального капитала. Как подчёркивает Т. Н. Суминова, «творческое предпринимательство, творческие бизнесы представляют собой колоссальный ресурс модернизационного развития социальноэкономического потенциала региона, отрасль экономики конкретной территории, фактор конкурентоспособности» [4, с. 107].

Важно подчеркнуть, что особый социальный, культурный и экономический эффект деятельность творческих бизнесов приобретает, когда начинается их сотрудничество с бюджетными учреждениями культуры, искусства и образования, некоммерческими организациями. Ведь партнёрство – это, в первую очередь, смысловая кооперация, направленная на совместное создание тех или иных культурных продуктов: от сувенирной продукции до экскурсий и фестивалей; экономический эффект при таком взаимодействии, безусловно, важен, однако не он является ключевым. Такие партнёрства способны не только привлечь новую аудиторию к деятельности учреждений культуры и коммерческих организаций, за счёт этого приобретая экономические выгоды, но и «оживить» местную культуру, привлечь население к сотворчеству, тем самым формируя у него активную гражданскую позицию.

Примеров такого партнёрства и смысловой кооперации на сегодняшний день становится всё больше, причём не только в крупнейших городах, но и в регионах. В частности, это и проект «Koko.kokoshnik», переосмысливающий культурное наследие в современном дизайне, и проект «Алтай традиция», рассказывающий всему миру про Алтай через его историю и культуру крестьянства, используя в дизайне посуду, домашний текстиль и сувениры, мотивы росписи крестьянских домов конца XIX века.

Однако, несмотря на многообразие примеров, важно подчеркнуть, что кроссколлаборации некоммерческих организаций с креативными индустриями – это ответ на современные тренды общественного развития и поиск актуальных направлений.

Однако создание такого рода культурных партнёрств имеет некоторые сложности, связанные, во-первых, с целеполаганием (учреждения культуры зачастую ошибочно считают, что взаимодействие с творческими индустриями предполагает только финансовые выгоды, хотя в действительности это всегда смысловая кооперация); во-вторых, с анализом среды: некоммерческим организациям (музеям, домам культуры, театрам, галереям…) бывает сложно выделить, какие коммерческие компании в сфере творческих индустрий наиболее заметны в их регионе; в-третьих, эти трудно- сти обусловлены непосредственным взаимодействием с выбранными творческими бизнесами (сюда входит и телефонное общение, и другие способы налаживания контактов); в-четвёртых, важны форматы тестирования возможных партнёрств, которые могут быть самыми разными (арт-резиденции, проектные лаборатории, конкурсы идей, совместные мероприятия, ярмарки и др.).

Чтобы помочь компаниям и учреждениям «построить мосты» и создать совместный культурный продукт, обладающий позитивным потенциалом как для общества, так и для экономики той или иной территории, проводятся специализированные конкурсы. Яркий тому пример – конкурс Благотворительного фонда Владимира Потанина «Креативный музей», который ставит перед собой следующие цели: «Содействие консолидации творческих сил в регионах для производства культурного контента и креативных продуктов нового качества; создание благоприятной среды для успешного развития новых направлений музейной деятельности и привлечения в музеи новых аудиторий и партнеров; укрепление позитивного имиджа регионов России благодаря формированию или укреплению их идентичности» [3]. Такие конкурсы позволяют поддержать на методическом, организационном и финансовом уровнях региональные культурные инициативы некоммерческих организаций, что сегодня является серьёзным вкладом в социальное и культурное развитие территорий.

У ресурсных центров в разных субъектах России есть запрос на развитие креативных индустрий «на местах», а также – на создание в партнёрстве с творческими бизнесами культурных продуктов, которые бы способствовали формированию позитивного имиджа территории, консолидации местного сообщества, укреплению коллективной идентичности населения и его духовно-культурной связи с Родиной.

Таким образом, креативные индустрии сегодня позитивно влияют на решение социальных, экономических и культурных актуальных проблем, среди которых особое место занимает необходимость вовлечения в общественную жизнь социально незащищённых категорий населения, актуализация историко-культурного наследия, развитие человеческого капитала и образования, ответственное экологическое потребление и т. д. В связи с этим деятельность креативных индустрий основывается на взаимодействии разных субъектов социальной жизни, некоммерческих организаций. Такое сотрудничество позволяет как креативным индустриям, так и некоммерческим организациям привлечь новую аудиторию, в сотрудничестве создать новые продукты (от сувениров до мобильных приложений) и включить в орбиту своей деятельности новые смыслы.

Список литературы Партнёрство креативных индустрий и некоммерческих организаций в контексте территориального развития

  • Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства. Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtA-ya8FAVDUfP.pdf.
  • Ковалева И.П. Современные тенденции развития медицинского туризма: опыт Таиланда // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 32. С. 177-184.
  • Официальный сайт Благотворительного фонда Владимира Потанина. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fondpotanin.ru/competitions/kreativnyy-muzey/.
  • Суминова Т.Н. Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 1 (12). С. 103-109.
  • Creative Industries Mapping Document. L.: Department for Culture, Media and Sport, 1998. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998.
  • Creative Industries, a Strategy for 21st Century Australia. URL: http://ict-industry-reports.com.au/wp-con-tent/uploads/sites/4/2013/07/2011-Creative-Industries-A-Strategy-for-21st-Century-DIISR-Spet-2011.pdf.
  • Creative Economy Outlook 2022. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_en.pdf.
  • Gadwa Nicodemus, A. Fuzzy vibrancy: Creative placemaking as ascendant US cultural policy // Cultural Trends. 2013. № 22(3-4). Р. 213-222. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/.
Еще
Статья научная