Пасхальный канон в рассказе М. А. Кучерской «Кукуша»
Автор: Кавацца А.
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 3 т.21, 2023 года.
Бесплатный доступ
Жанр пасхального рассказа, сложившийся во второй половине XIX в., возродился в постсоветское время, в конце XX - начале XXI в. В статье приведены результаты наблюдений над постмодернистским рассказом М. А. Кучерской «Кукуша» и показано, как в современной российской прозе проявляется канон пасхального рассказа. Помимо некоторых традиционных составляющих (идейное содержание - с акцентом на раскрытии человеческих ценностей и делах милосердия; преображение жизни главного героя - в рассказе вместо этого происходит изменение внутреннего состояния героини) чертами канона выступает также поиск главной героиней рассказа Кучерской собственной идентичности. Данный мотив выражен двояко: как через христианский символ (крест), так и с помощью фольклорного образа кукушки, - передавая сохранившийся в некоторых слоях современного общества синкретизм фольклора и религии, когда христианская и языческая вера сосуществуют во внутреннем мире человека. Сопоставление рассказа «Кукуша» с двумя другими современными произведениями в данном жанре: «Пасхальным рассказом со срывом» Б. П. Екимова (2002) и рассказом «Однажды на Пасху» А. Б. Торика (2023) - позволило обобщить приведенные наблюдения, сделав вывод, что, возродившись, пасхальный канон в начале XXI в. вместе с тем и расширился, вместив в себя экзистенциальный статус человека в состоянии кризиса.
Майя кучерская, кукуша, постмодернизм, пасхальный канон, пасха, крест, пасхальная жертва христа, гентский алтарь ван эйка, достоевский, бедная религия, поиск идентичности
Короткий адрес: https://sciup.org/147241103
IDR: 147241103 | DOI: 10.15393/j9.art.2023.12602