Патогенетические основы ремиелинизации при рассеянном склерозе

Автор: Кичерова О.А., Рейхерт лИ., Доян Ю.И., Рейхерт Л.В.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Медицина

Статья в выпуске: 1 (72) т.14, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье приведен краткий обзор нескольких теорий, объясняющих логику патологического процесса при рассеянном склерозе - аутоиммунная, теория мембрано-патологических изменений и современные представления о нейропластичности. Особый акцент авторы делают на серии собственных исследований, посвященных изучению мембрано-дестабилизирующих процессов в патогенезе рассеянного склероза и роли оксидантного стресса. Дальнейшие исследования должны объединить известные данные и новое направление в изучении заболеваний нервной системы - исследование нейротрофических факторов.

Рассеянный склероз, мембранопатологические процессы, оксидантный стресс, нейротрофические факторы

Короткий адрес: https://sciup.org/140225988

IDR: 140225988

Текст научной статьи Патогенетические основы ремиелинизации при рассеянном склерозе

Рассеянный склероз (РС) - это хроническое ди-зиммунно-нейродегенеративное заболевание центральной нервной системы, являющееся одной из наиболее частых причин инвалидизации у людей молодого возраста [14, 18]. Особенности течения этого тяжелого заболевания предопределены процессами демиелинизации и ремиелинизации, которые фазово сменяют друг друга. Работы по изучению патогенеза РС, которому в последние годы уделялось большое внимание, позволили установить роль иммунных механизмов в инициации патологического процесса и запуске процессов демиелинизации. В то же время вопрос обрыва аутоиммунного воспаления и наступление ремиссии с восстановлением миелина и проведения в центральной нервной системы по-прежнему остается не вполне изученным.

Много работ посвящено мембрано - патологическим процессам при рассеянном склерозе. Поводом для рассмотрения этой теория явилось представление о мультифакторности этого заболевания. Принято считать, что инициирующая роль принад- лежит вирусам в совокупности с некоторыми другими внешнесредовыми факторами, что в целом формирует определенный тип иммунопатологического и патометаболического процессов [19]. Согласно современному состоянию учения о патологии, в основе патогенеза различных дегенеративных, воспалительных, дистрофических, дисметабо-лических изменений в органах и тканях лежит теория первичной или вторичной структурнофункциональной дестабилизации клеточных мембран. При этом центральное место в патологическом каскаде метаболических изменений отводится нарушению интеграционных процессов в совокупности с активацией перекисного окисления липидов на фоне депрессии антиоксидантных систем [2, 15]. Исследования нашей научной школы позволили продемонстрировать, что подобные структурные перестройки клеточных мембран являются отражением закономерных патогенетических сдвигов при РС. Данное положение дополнительно подтверждалось при сравнении указанных параметров в стадию ремиссии и стадию обострения в группе больных с ремиттирующим течением заболевания. Так, в период экзацербации РС в мембранах наблюдалось значительное снижение всех основных фракций фосфолипидов, но в наибольшей степени это касалось содержания высоконенасыщенного фосфати-дилэтаноламина и сфингомиелина на фоне накопления в липидном бислое мембранодетергентной фракции лизофосфатидилхолина, свидетельствующего об активации фосфолипаз в условиях патологии [11]. В период ремиссии фосфолипидный состав эритроцитарных мембран не имел статистически достоверных различий с контрольной группой, что отражало нормализацию структуры липидной фазы клеточных мембран. Исключением являлась динамика показателей общего холестерина (ОХЛ) и лизофосфатидилхолина (ЛФХ). Несмотря на то, что в период ремиссии уровень ОХЛ повышался, а содержание ЛФХ понижалось (различия с периодом обострения статистически достоверны), эти показатели все же не достигали нормативных параметров. Выявленные закономерности позволили предположить, что биохимические маркеры более торпидны по сравнению с динамикой клинических проявлений заболевания [17]. При оценке активности антиоксидантной системы было выявлено, что в период экзацербации ремиттирующего рассеянного склероза (РРС) снижается активность ферментов антиоксидантной защиты и уменьшается содержание в мембранах альфа-токоферола, что является проявлением «окислительного стресса» в период активности заболевания. Срыв компенсации в системе антиоксидантной защиты совпадает с периодом обострения заболевания. Можно предположить, что изученные нами звенья системы антиоксидантной защиты обеспечивают продолжительность ремиссии при РРС. Вполне вероятно, что несостоятельность системы антиоксидантной защиты является одним из факторов, ведущих к обострению при РС [3, 9, 10].

Однако и мембранная теория не до конца объясняет логику патологического процесса при рассеянном склерозе. Так, например, известно, что процессы регенерации в ЦНС происходят параллельно с процессами демиелинизации и наблюдаются еще в стадии воспаления, в частности, восстановление миелина и ветвление аксонов с образованием новых синапсов, которые обеспечиваются регуляторными влияниями естественных нейротрофических факторов, в том числе мозговым нейротрофическим фактором (BDNF).

Изучение нейротрофических факторов положено в основу теории нейропластичности - удивительной способности нервной ткани к структурнофункциональной перестройке под действием различных влияний внешней среды, а также к восстановлению утраченных нейронных связей в случае их повреждения [5, 6, 7, 8]. Свойство пластичности нервных клеток широко освещается как в отечественной, так и зарубежной литературе, при этом одним из наиболее актуальных направлений является использование данного феномена в терапевтических и реабилитационных целях.

В ряде исследований было доказано, что у больных с рассеянным склерозом имеет место исходная недостаточность BDNF нейротрофической защиты в ЦНС, природа которой (первичная, вторичная) не установлена. Проявляется это в низкой по сравнению с популяционным уровнем концентрацией нейротрофина в сыворотке крови (среднее значение составило 14,68 нг/мл (7,14-21,95) нг/мл при контрольном популяционном значении 27,79 нг/мл) . При этом снижение не сопряженно ни с полом, ни с возрастом и ни с длительностью заболевания у больного [4, 13, 16]. По мнению авторов, такая недостаточность может обусловливать особую чувствительность нервной системы больных РС к повреждению - как воспалительному, так и дегенеративному, и низкую способность нервных структур к восстановлению. Это подтверждают материалы и других исследователей [20, 21, 22].

Также было доказано, что нейротрофическая недостаточность играет отрицательную роль в течении заболевания, поскольку коррелирует со стволовыми нарушениями, а также с одной из основных характеристик выраженности мозгового и спинального повреждения при рассеянном склерозе - амбулаторным индексом (Ambulatation Index): чем ниже была концентрация, тем более выраженными были неврологические симптомы.

Интересно также упомянуть об исследовании С.В. Лобзина, В.И. Головкина и соавт. в котором была замечена достоверная положительная связь уровней нейротрофика BDNFa и индуцированного противовоспалительного цитокина IL-10, что ука- зывает на возможный иммуномодулирующий механизм действия нейротрофина, как ингибитора воспалительной демиелинизации при рассеянном склерозе [1].

Таким образом, дальнейшее изучение роли нейротрофических факторов при рассеянном склерозе должно быть направлено не только на уточнение теоретических знаний о патогенезе заболевания, но и способствовать разработке новых подходов в диагностике и лечении с учетом явлений нейропластичности, а также созданию перспективных лекарственных препаратов направленного действия [12].

Список литературы Патогенетические основы ремиелинизации при рассеянном склерозе

  • Аляутдин Р.Н., Романов Б.К., Лепахин В.К., Халин И.В. Бу-нятян Н.Д., Меркулов В.А., Миронов А.Н., Рекомбинантный нейротрофический фактор головного мозга (brain derived nerve factor; BDNF): панацея для мозга? // Биопрепараты. 2014. № 2. С. 22.
  • Быченко С.М., Кичерова О.А., Маркина О.Л. Роль нарушений метаболизма в механизмах формирования демиелинизирующего процесса при рассеянном склерозе//Медицинская наука и образование Урала. -2012. -№ 1, вып. 1 (69). -С. 15-18.
  • Быченко С.М., Кичерова О.А., Рейхерт Л.И. Роль антиоксидантной системы в патогенезе рассеянного склероза//Медицинская наука и образование Урала. -Тюмень. -2011. -Т. 12, № 3-1. -С. 151-153.
  • Головкин, В.И., Давыдова Н.И. Кула И.И. Мозговой нейротрофический фактор (BDNF) у здоровых людей и больных рассеянным склерозом//Нейроиммунология. Рассеянный склероз, том XII, № 1-2, 2015. -СПб., 2015. -26 с.
  • Гомазков О.А. Нейротрофины: терапевтический потенциал и концепция «минипептидов»//Нейрохимия. -2012. -Т. 29, № 3. -С. 189-199.
  • Гомазков О.А. Нейрогенез как адаптивная функция мозга. -М.: НИИ Биомедицинской химии РАМН, 2014. -86 с.
  • Гомазков О.А., Нейротрофические факторы мозга. -М.: НИИ Биомедицинской химии РАМН, 2004. -311 с.
  • Живолупов С.А., Самарцев И.Н., Сыроежкин Ф.А., Современная концепция нейропластичности (теоретические аспекты и практическая значимость)//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, Санкт-Петербург. -2013. -№ 10.
  • Кичерова О.А. Патогенетическое значение мембрано-дестабилизирующих процессов и состояния системы антиоксидантной защиты при рассеянном склерозе и возможности их медикаментозной коррекции (проспективное исследование): Дисс.. докт. мед. наук. -ТГМУ, Пермь, 2013.
  • Кичерова О.А., Рейхерт Л.И. Механизмы формирования патологического процесса при рассеянном склерозе и способы их коррекции//Медицинская наука и образование Урала. -2017. -Т. 18, № 2 (90). -С. 147-150.
  • Кравцов Ю.И., Кичерова О.А. Мембранопротекторное действие глатирамера ацетата при рассеянном склерозе//Журнал Неврологии и Психиатрии им. С.С. Корсакова. -2013. -№ 3. -С. 69-71.
  • Лобзин С.В., Головкин В.И., Кула И.И., Мозговой нейротрофический фактор (BDNF) в качестве иммуномодулятора при рассеянном склерозе (РС)//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2015. -Т. 17, № 1 (3).
  • Медведева Е.Л. Нейротрофические факторы в сыворотке крови больных рассеянным склерозом при различных вариантах лечения препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза: Дисс. канд. мед. наук. -Пермь, 2015. -112 с.
  • Рассеянный склероз. Кичерова О.А., Рейхерт Л.И., Быченко С.М.: ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава. -Тюмень, 2007.
  • Рейхерт Л.И., Быченко С.М., Кичерова О.А., Подлузская И.Д., Тенина О.А., Соколова А.А. Роль окислительного стресса в механизмах формирования демиелинизирующего процесса при рассеянном склерозе//Неврологический вестник Журнал им. В.М. Бехтерева. -2006. -Том XXXVIII, № 3-4. -С. 40-45.
  • Сахарнова Т.А. Нейротропное и антигипоксическое действие нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) in vivo и in vitro: Автореф. дис.. канд. биол. наук, Санкт-Петербург, 2014. -21 с.
  • Соколова А.А., Рейхерт Л.И., Кичерова О.А. Значимость мембрано-патологических процессов в тяжести клинических проявлений и прогнозе рассеянного склероза//Тюменский медицинский журнал. -2015. -Т. 17, № 4. -С. 47-51.
  • Шмидт Т.Е. Рассеянный склероз/Т.Е. Шмидт, Н.Н. Яхно. -М.: МЕДпресс-информ 2010. -267 с.
  • Amon R., Aharoni R. Neuroprotection and neurodegeneration in MS and its animal model EAE effected by glatiramer acetate//J. Neurol. Transm. -2009. -V. 116. -P. 1443-1449.
  • Bathina S., N. Das U., Brain-derived neurotrophic factor and its clinical implications//State of the art paper, 2015. -P. 1165-1178.
  • Benarroch, E.E. Brain_derived neurotrophic factor: Regulation, effects, and potential clinical relevance//Neurology. -2015. -V. 84. -Р. 1693-1704.
  • Zeimssen, T. Glatiramer acetate specific T-helper 1-and 2-type produce BDNF: implication for MS therapy/T. Zeimssen, T. Kumpfel, W. Klinkert //In: Milestones in the first decade of intervention, Poster session abstract book. -Prague, 2005. -13 р.
Еще
Статья научная