Патоморфологические и функциональные изменения в ишемизированном спинном мозге крыс после применения рекомбинантного эритропоэтина
Автор: Гиниатуллин Равиль Усманович, Володченко Алексей Михайлович, Козель Арнольд Израилевич, Попов Геннадий Константинович, Астахова Людмила Витальевна
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Проблемы здравоохранения
Статья в выпуске: 4 т.13, 2013 года.
Бесплатный доступ
Результаты морфометрического исследования препаратов спинного мозга показали, что при применении рекомбинантного эритропоэтина увеличивалось содержание нормальных нейронов и кровеносных сосудов, а число нейронов с хроматолизом, клеток-теней уменьшалось на всех сроках экспериментов по сравнению с 1-й серией опыта. У всех животных, которым вводился рекомбинантный эритропоэтин, наблюдалась ранняя активизация поведения. Через 36 ч после моделирования ишемии спинного мозга и в последующие сроки наблюдения у них отсутствовали неврологические расстройства и они активно обращались к пище и воде.
Спинной мозг, экспериментальная ишемия, патоморфологические и функциональные нарушения, рекомбинантный эритропоэтин
Короткий адрес: https://sciup.org/147153165
IDR: 147153165
Текст научной статьи Патоморфологические и функциональные изменения в ишемизированном спинном мозге крыс после применения рекомбинантного эритропоэтина
Введение. Рядом авторов показано, что развитие некроза в зоне ишемии спинного мозга (СМ) можно избежать с помощью реперфузии и применения нейропротективных препаратов, в частности под воздействием альфа-GPC, церебролизина, пи-роцетама, винпоцетина [1]. В то же время эффективность нейромедиаторной терапии ишемических повреждений ЦНС после введения указанных препаратов является различной и остаётся невысокой, что диктует необходимость поиска новых методов лечения данной патологии.
В связи с этим, в последние годы большой интерес вызывает рекомбинантный эритропоэтин (РЭП), как средство базисной терапии хронической почечной недостаточности, плейотропные эффекты которого являются объектом пристального внимания исследователей различных специальностей. В частности, установлены нейропротек-торные свойства рекомбинантного эритропоэтина, связанные с антиапоптотическим и антигипокси-ческим действиями [4, 6–8]. Показано, что плейо-тропные эффекты РЭП реализуются за счёт наличия специфических рецепторов на различных клетках, в том числе на нейронах [5]. Поэтому выяснение возможной патогенетической роли РЭП в коррекции ишемических нарушений в СМ представляется весьма перспективным и актуальным исследованием.
Цель работы : исследование динамики пато-морфологических и функциональных изменений в ишемизированной области СМ крыс под воздействием РЭП.
Материалы и методы. Работа выполнена на 40 беспородных половозрелых крысах обоего пола линии «Вистар» массой 220–250 г. Животные содержались в условиях вивария, регламентируемых приказом МЗ СССР № 1179 от 10.10.1983 г. Опыты проводили в соответствии с приказами МЗ СССР № 755 от 12.09.1977 г. и № 701 от 27.07.1978 г. об обеспечении принципов гуманного обращения с животными. Все оперативные вмешательства проводились в экспериментальной операционной с соблюдением правил асептики и антисептики под внутримышечным обезболиванием препаратом золитил (2 мг/кг массы тела животного). Выведение животных из эксперимента осуществлялось путём внутрисердечного введения 3 мл 7,5 % раствора хлористого калия. Все животные были разделены на 2 серии опытов.
В первой серии экспериментов на 20 животных (группа сравнения) моделировали ишемию СМ по методике, предложенной Г.З. Суфиановой и др. [3]. Транзиторную ишемию поясничного отдела СМ создавали путём тотальной интравазаль-ной окклюзии и последующим клипированием бедренных артерий. С этой целью в обе бедренные артерии по направлению к сердцу вводили окклю-деры (стерильную нить из хромированного кетгута 3.0), глубину введения которых определяли расстоянием от мечевидного отростка до основания хвоста. Через 45 мин окклюдеры извлекали, а бедренные артерии затем клипировали. Животных выводили из эксперимента на 3, 7, 14, 30-е сут после моделирования ишемии. На каждом сроке наблюдения исследовано 5 крыс.
Во второй серии эксперимента на 20 животных моделировали ишемию СМ, по методике описанной выше (1-я серия эксперимента). Через 3 ч после операции каждому животному вводили внутрибрюшинно 1000 МЕ РЭП («ЭПОКРИН 2000 МЕ») из расчёта 5000 МЕ на 1 кг массы тела животного по международному протоколу. Затем введение препарата повторяли через 24 и 48 ч по 1000 МЕ после создания ишемии. Выведение животных из опыта осуществляли на 3, 7, 14, 30-е сут после моделирования ишемии. На каждом сроке наблюдения исследовано 5 крыс.
После выведения животных из экспериментов СМ извлекали и фиксировали в 10 % растворе нейтрального формалина, обезвоживали в спиртах с возрастающей концентрацией и заливали в парафины. С парафиновых блоков готовили серийные фронтальные срезы толщиной 3–5 мкм. Серийные срезы СМ окрашивали гематоксилином и эозином, по методу Бильшовского для выявления миелиновых волокон, по методу Ниссля для верификации-тигроидного вещества Ниссля, глиальных клеток. Морфометрические исследования проводили с помощью компьютерной программы анализа цветового изображения «ДиаМорфCito-W» (Россия) при увеличении микроскопа ×400 в десяти случайно отобранных полях зрения. Подсчитывали на условной единице площади количество нормальных нейронов, нейронов с хроматолизом, клеток-теней, мелких кровеносных сосудов (капилляров, артериол).
с признаками их гипертрофии, наблюдалась активизация микроглии, появлялись макрофаги.
Результаты количественного исследования препаратов СМ показали, что число нормальных нейронов на 7-е сут опыта существенно уменьшилось, а нейронов с хроматолизом, клеток-теней и глиальных клеток – увеличилось по сравнению с предыдущим сроком наблюдения. На 14-е сут количество нормальных нейронов, а также содержание глиальных клеток и кровеносных сосудов на 30-е сут достоверно увеличилось по отношению к предыдущим срокам эксперимента (табл. 2).
При исследовании гистологических препаратов СМ животных на 3-и и 7-е сут опыта, а также в последующие сроки наблюдения (14-е, 30-е сут) отмечалась хорошая сохранность нейронов, среди
Таблица 1
Шкала оценки поведенческих реакций у крыс по интегральному показателю в баллах [2]
Критерий оценки |
Балл |
Отсутствие двигательной активности и рефлекса позы Отсутствие двигательной активности и реакции на раздражитель задних конечностей и хвоста, но сохранение рефлекса позы Двигательная активность только за счет передних конечностей, слабая реакция на раздражитель задних конечностей и хвоста Имитация восстановления функции одной из задних конечностей Имитация восстановления функции обеих конечностей Восстановление функции задних конечностей, но сниженная реакция на тепловой раздражитель (более 8 с) Восстановление скорости реакции на тепловой раздражитель (8 с и менее) |
0 1 2 3 4 5 6 |
Количественную оценку состояния и поведения животных проводили по интегральному показателю в баллах (табл. 1), предложенному С.С. Пашиным и И.В. Викторовым [2].
Полученные результаты обрабатывали с помощью лицензионного пакета прикладных программ Statistica 6.0 (StatSoftIns, USA). Применялись методы вариационной статистики. Статистическая значимость различий сравниваемых признаков в группах оценивалась с использованием непараметрического U-теста Манна–Уитни. Различия считали статистически значимыми при уровне P < 0,05.
Результаты исследований и их обсуждение. При гистологическом исследовании препаратов поясничного утолщения СМ у крыс 1-й серии опытов на третьи сутки наиболее выраженные изменения отмечались в передних рогах – хроматолиз цитоплазмы, пикноз ядер, растворение глы-бокбазофильного вещества Ниссля в нейронах с превращением их в клетки-тени. Встречались неизменённые и гиперхромные нейроны, отмечалась нейронофагия, перицеллюлярный и периваскулярный отёк в белом веществе.
Морфологические изменения в тканях СМ на 7, 14, 30-е сутки опытов были сходными. В центральной зоне ишемического очага определялись деструктивные изменения в нейронах, а в перифокальной зоне отмечались также неповреждённые нейроны. Увеличивалось содержание астроцитов которых встречались отдельные гиперхромные клетки и лишь единичные были с признаками набухания и сморщивания. Определялась активная пролиферация глиоцитов и эндотелиоцитов капилляров, артериол. Это свидетельствовало о слабо выраженных ишемических повреждениях, без формирования зоны некроза в тканях СМ.
Результаты морфометрического исследования препаратов СМ показали (табл. 2), что содержание нормальных нейронов, в зависимости от предыдущих сроков наблюдения увеличивалось незначительно, за исключением 7-х сут, а число нейронов с хроматолизом на 7, 14, 30-е сут существенно уменьшалось. Наряду с этим, число клеток-теней достоверно уменьшалось, начиная с 7-х сут. Коли-чествоглальных клеток и кровеносных сосудов значительно увеличивалось на 7-е и 30-е сут. Кроме того, содержание нормальных нейронов, глиальных клеток и кровеносных сосудов было значительно больше, а число нейронов с хроматолизом и клеток-теней – меньше на всех сроках экспериментов по сравнению с 1-й серией опыта (группа сравнения).
Результаты исследования показали, что ишемическое повреждение поясничного утолщения СМ приводит к выраженным нарушениям моторных функций, о чем наглядно свидетельствует динамика изменений интегрального показателя поведенческих реакций в разные сроки наблюдения
Проблемы здравоохранения
Таблица 2
Динамика количественных изменений клеточных элементов и мелких кровеносных сосудов в ишемизированных тканях СМ крыс 1-и и 2-й серий опытов (на условной единице площади М ± m)
Исследованный показатель |
Серия опыта |
Срок наблюдения (сут) |
|||
3-и |
7-е |
14-е |
30-е |
||
Количество нормальных |
1-я |
30,2 ± 2,1 |
24,3 ± 1,1 * |
27,8 ± 1,3 * |
29,9 ± 2,5 |
нейронов |
2-я |
69,3 ± 3,1 ** |
81,8 ± 2,8 *-** |
87,7 ± 2,5 ** |
90,8 ± 3,5 ** |
Число нейронов |
1-я |
29,3 ± 0,6 |
36,4 ± 0,9 * |
43,6 ± 2,1 * |
53,8 ± 1,2 * |
с хроматолизом |
2-я |
25,2 ± 0,4 ** |
20,1 ± 0,8 *'** |
17,1 ± 0,5 *’** |
12,2 ± 0,3 *’** |
Число |
1-я |
36,2 ± 2,3 |
58,1 ± 2,5 * |
63,8 ± 2,8 |
67,9 ± 2,2 |
клеток-теней |
2-я |
15,2 ± 0,3 ** |
10,1 ± 0,2 *,** |
8,3 ± 0,4 *’** |
3,8 ± 0,5 *’** |
Количество |
1-я |
92,3 ± 1,9 |
115,5 ± 2,1* |
123,4 ± 2,2 * |
112,2 ± 1,9 * |
глиальных клеток |
2-я |
124,7 ± 2,2 ** |
135,8 ± 3,2 *’** |
143,9 ± 3,1 ** |
156,8 ± 3,4 *’** |
Количество мелких кровеносных |
1-я 2-я |
4,3 ± 0,2 |
6,2 ± 0,4 |
8,1 ± 0,7 |
10,2 ± 0,6 * |
сосудов |
7,9 ± 0,1 ** |
11,9 ± 0,2 *’** |
16,8 ± 0,5 *’** |
17,3 ± 0,3 ** |
Примечание. 1-я серия опыта - модель ишемии спинного мозга (группа сравнения); 2-я серия опыта - модель ишемии спинного мозга, леченная РЭП; * - p < 0,05 по сравнению с предыдущим сроком опыта в каждой серии; ** - p < 0,05 по отношению к 1-й серии опыта.
(табл. 3). В то же время применение РЭП способствует достоверному увеличению интегрального показателя.
Таблица 3 Динамика изменений интегрального показателя поведенческих реакций в первой и второй группах опытов (М ± m)
Серия опыта |
Сроки наблюдения (сут) |
|||
3-и |
7-е |
14-е |
30-е |
|
1-я 2-я |
0,9 ± 0,4 5,2 ± 0,4 * |
1,5 ± 0,6 5,5 ± 0,5 * |
2,6 ± 0,7 5,7 ± 0,4 * |
2,9 ± 0,5 5,8 ± 0,3 * |
Примечание. 1-я серия опыта - модель ишемии спинного мозга (группа сравнения); 2-я серия опыта - модель ишемии спинного мозга, леченная РЭП; * - p < 0,05 по сравнению с 1-й серией опыта.
Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования показали, что использование для лечения ишемических поражений спинного мозга РЭП увеличивает толерантность нейронов к гипоксическому повреждению. Данные изменения можно объяснить тем, что РЭП обладает антиапоптотическим и антигипоксическим действием, стимулирует ангио- и нейрогенез [4, 6-8].
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют, что применение РЭП, как одного из способов лечения экспериментальной ишемии спинного мозга у крыс, способствует на ранних сроках наблюдения значительному предотвращению деструктивных изменений в нейронах, усиливает пролиферацию глиоцитов, эндотелиоцитов сосудов с образованием нового кровеносного русла. Это сопровождается в динамике наблюдения более ранним регрессом неврологических расстройств, восстановлением поведенческих реакций у животных.
Список литературы Патоморфологические и функциональные изменения в ишемизированном спинном мозге крыс после применения рекомбинантного эритропоэтина
- Онищенко, Л.С. Изменения в очаге экспериментального ишемического инсульта под воздействием нейротропных препаратов/Л. С. Онищенко, О.Н. Гайкова, С.Н. Янишевский//Морфология. -2006. -№ 6. -С. 40-46.
- Пашин, С.С. Морфофункциональные изменения в спинном мозге крыс после фокального флеботромбоза/С. С. Пашин, И.В. Викторов//Морфология. -2008. -Т. 133, № 1. -С. 35-38.
- Суфианова, Г.З. Новая малоинвазивная модель ишемии спинного мозга у крыс/Г.З. Суфианова, Л.А. Усов, А.А. Суфиано//Бюл. эксперим. биологии и медицины. -2002. -Т. 133, № 1. -С. 116-120.
- Celik, M. Erythropoietin prevents motor neuron apoptosis and neurologic disability in experimental spinal cord ischemic injury/M. Celik, N. Gokmen, S. Erbayraktar//Proc Natl Acad Sci USA. -2002. -Vol. 99. -Р. 2258-2263.
- Masuda, S. Functional erythropoietin receptor of the cells with keuralcharacteristies. Comparison with receptor properties of erythroid cells/S. Masuda, M. Nagan, K. Takahata//J. Biol. Chem. -1993. -Vol. 268. -P. 11208-11216.
- Santhanam, A.V. Erythropoietin and cerebral vascular protection: role of nitric oxide/A.V. Santhanam, Z.S. Katusic//Acta Pharmacol Sin. -2006. -Vol. 27. -P. 1389-1394.
- Siren, A.L. Erythropoietin prevent neuronal apoptosis after cerebral ischemia and metabolic stress/A.L. Siren, M. Fratelli, M. Brines//Proc Natl Acad Sci USA. -2001. -Vol. 98. -P. 4044-4049.
- Treatment of stroke with erythropoietin enhances neurogenesis and angiogenesis and improves neurological function in rats/L. Wang, Z. Zhang, Y. Wang et al.//Stroke. -2004. -Vol. 35. -P. 1732-1737.