Паттерны урбанистического детства как отражение многообразия повседневности городских детей

Автор: Бесчасная Альбина Ахметовна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ специфики жизни детей в городских условиях, которые дифференцируют образ детства в целом и создают определенные паттерны урбанистического детства. Неравномерность распространения процесса урбанизации обусловливает разнообразие повседневных социальных практик городских детей и «множественность» образов детства в пространственно-временных координатах. Детство в условиях города, урбанистическое детство, отражает характеристики хронотопа, так как конкретизирует временные рамки и пространственную определенность. Представлены оригинальные понятия «образ детства», «образ урбанистического детства» и «паттерн урбанистического детства».

Еще

Детство, урбанистическое детство, паттерн, урбанизация, город, хронотоп, социология детства

Короткий адрес: https://sciup.org/14939568

IDR: 14939568

Текст научной статьи Паттерны урбанистического детства как отражение многообразия повседневности городских детей

Последние два столетия истории человечества связаны с интенсивными процессами развития, которые находят свое выражение в том числе и в распространении городского образа жизни, то есть в урбанизации. Но ее распространение происходит неравномерно: города различаются между собой, да и внутри собственного обустройства степенью вовлеченности в модернизационные процессы, являющиеся свидетельствами урбанизации. Данная неравномерность развития и функционирования городов очевидным образом проявляется в жизни детей и формирует определенные модели их жизни, детерминированные городской средой.

Социальные связи и взаимодействия, имея историческую и культурную обусловленность, обнаруживают себя в повседневных практиках индивидов, изменяемых во времени и пространстве. Поэтому отношения «детство – общество» реализуют себя в пространственно-временных координатах, что позволяет нам применить по отношению к детству термин «хронотоп».

Хронотоп, как охарактеризовал его А.А. Ухтомский, – это «закономерная связь пространственно-временных координат» [1, с. 347], это единство временных и пространственных параметров, направленное на выражение определенного смысла. «Хронотоп» позволяет анализировать пространство через временные координаты, а время – через пространственные. Это выступает основой формирования «множественности детства и детских миров» [2, с. 68] и разнообразия проявлений детства в городских условиях во временном измерении.

Детство и город как социальные конструкты являются продуктами развития человечества, «окультуривания» [3, с. 97], олицетворением цивилизации, «отражающим особенности времени, страны, государственного и общественного устройства, ментальности» [4, с. 19]. Оба социальных явления обладают дифференциацией в зависимости от временного контекста и пространственного расположения. В рамках одного временного среза, но различных пространственных координат одновременно и параллельно уживаются житель глубинки и житель мегаполиса, провинция и столица или сосуществуют в городской культуре явления, принадлежащие к разным историческим эпохам.

Города являются воплощением многоуровневого структурирования и стратифицирования жителей города, совокупностью их многочисленных социальных практик. Дифференциация городского населения внутри города происходит, например, по месту проживания (центр, окраина), уровню дохода, характеру занятости, профессиональной принадлежности, уровню образования, участию в работе городских властей, характеру проведения досуга, участию в культурной жизни города и т. д. Стремительность отношений в современном городе, динамизм и событийность городской жизни демонстрируют нам сжатие, уплотнение и напряжение времени [5, с. 8-13]. Ускоренный ритм времени насыщает пространство уникальными событиями и зонированием повторяющихся практик, которые упорядочены в пространстве и формируют социальные позиции акторов [6, с. 141]. Это определяет разнообразие повседневной жизни людей, а также детей, социализирующихся в быстросменяемых городских условиях. Поэтому детство в урбанистическом аспекте особенно проявляет свою, во-первых, хронотопность и, во-вторых, дифференцированность в пространственно-временном анализе и описании.

Пространственно-временной каркас, то есть хронотоп социальной действительности, является исходным шагом на пути конструирования ее образа и ее компонентов. В образе переплетаются впечатления, представления и опыт, получаемые индивидом в процессе жизнедеятельности в конкретных условиях и входящие в осмысленные и бессознательные компоненты сознания личности [7, с. 7-13]. Как отметил Б. Вальденфельс: «Все, что встречается нам и затрагивает нас в восприятии, предстает перед нами в контексте определенной стимульной конфигурации, как образ на определенном фоне, включенный в некоторое центрированное, перспективно ориентированное поле вместе с его пространственными и временными горизонтами...» [8, с. 101]. Следовательно, образ, формируемый индивидом, является результатом личных наблюдений, практик, размышлений, переживаний, но конструирование его в условиях общества переводит его на уровень компонента общественного сознания.

В попытках определения образа детства в условиях распространения урбанизации необходимо подчеркнуть, что урбанистические тенденции проявляют себя с разной степенью проникновения и интенсивности. Поэтому мы, во-первых, говорим о множественности образов детства в условиях урбанизации и, во-вторых, отмечаем, что тот или иной образ обладает определенной степенью привлекательности или неприятия, что формирует динамические тенденции стремления к подражанию ему либо, наоборот, вытеснения и игнорирования (с накоплением миграционного потенциала).

Для социологов город - это система, которая имеет структурно-функциональные основания своего происхождения и существования. Согласно положениям структурно-функциональной теории, система «город» состоит из взаимосвязанных подсистем, которые функционируют и воспроизводятся согласно образцу деятельности и ценностным идеалам системы в целом с целью сохранения равновесия системы и адаптации ее к условиям существования. Дети как элемент социально-демографической структуры социальной системы «город» вовлечены в его жизнь и в решение функциональных императивов AGIL, успешная реализация которых образует равновесие и обеспечивает функциональность социальной системы. Следовательно, в детстве зарождается бифуркационный потенциал перспектив развития города. Дети как структурный элемент социально-территориальной общности определенного города воспроизводят ранее заданную модель жизни в нем или изменяют ее, а также в детстве намечается направление дальнейшего развития города. Воспроизведение заданного системой города шаблона социального действия и деятельности детства происходит в соответствии с заложенными в него функциями, целями и ценностно-нормативными ориентирами в контексте обеспечения стабильности и предсказуемости существования социальной системы города. Благодаря этому в городе формируется определенный паттерн детства, обеспечивающий оптимальный модус социальных действий индивидов в отношении детства.

Паттерн детства реализует себя согласно трихотомии «общество - группа - индивид» в определенной системе экспектаций, которую дети усваивают в процессе социализации. Паттерн как категория структурного функционализма является пересечением процесса синергетической самоорганизации системы [9, с. 203] и хронотопных конъюнктур и структур большей длительности. Поэтому общество и город как социальные системы получают «запланированный» образ детства, с одной стороны. Но, с другой стороны, индивидуальный характер жизни детей и деятельности взрослых, прямо или опосредованно участвующих в повседневных социальных практиках детей, вносит коррективы в имплицитность образа детства и событийность жизни детей. Происходит это благодаря тому, что индивиды являются «деятелями-актерами» (по Т. Парсонсу) [10, с. 159]. В повседневной жизни они производят выбор социальных действий исходя из моти- вационных и ценностных ориентаций. Поэтому данные ситуации как на личностном, так и на социальном уровнях являются моментами бифуркации, определяющими паттерны детства, историю жизни индивида и социума.

Таким образом, паттерн детства характеризуется как устойчивостью и воспроизводимостью во времени (с целью сохранения равновесия системы), так и пластичностью и восприимчивостью к воздействиям, поступающим из социального пространства. В паттернах урбанистического детства сконцентрированы модели мышления и поведения, сформированные под воздействием определенной городской среды и определяющие дальнейшие реальные действия и взаимодействия ее акторов.

Хронотопичность выражения детства, жизни детей конкретизируется в их социальных практиках, а также в социальных действиях по отношению к ним, которые сами по себе являются паттернами социального пространства, согласно утверждению Дж. Урри: «Социальные практики оформлены пространственными паттернами, которые оказывают на эти практики серьезное содержательное воздействие» [11, с. 35]. Социальная практика детей формирует паттерны детства в материальной среде, социальных взаимодействиях и отношениях, в которых они выступают объектами и субъектами деятельности. Характеристика специфики детских практик в пространственно-временном континууме выражается в следующем:

  • –    жизнедеятельность детей как субъектов детства;

  • –    социальная структурированность детей и детства в целом;

  • –    собственная детская субкультура со всем соответствующим арсеналом элементов культуры, которая своей самобытностью обеспечивает внешнее обнаружение и определение границ детства;

  • –    материальная и предметная специфичность детской среды;

  • –    взаимодействие детей между собой и детей со взрослыми, жизнь и деятельность которых по причине родства или профессиональной принадлежности непременно связана с детьми;

  • –    деятельность лиц со стороны общества, обеспечивающая, организующая и опосредованно затрагивающая жизнь детей, ее качество;

  • –    система отношений и эмоциональный фон, сопровождающий детство в обществе (что находит свое выражение, например, в детоцентризме, «все лучшее – детям», гиперопеке или, наоборот, в жестоком обращении, запрете демонстрации чувств и привязанности, депривации, в большей степени диктуемых нормами в прошлом и т. д.).

Представленные компоненты жизни детей и детства сформировались как отражение очевидных и скрытых сторон жизнедеятельности. Обнаружение явных и латентных аспектов социального явления, их конкретизация обеспечиваются социологическим исследованием и анализом. Поэтому определение и характеристика паттернов урбанистического детства являются исходными пунктами в выявлении дифференциаций в жизни детей и положения детства в городских условиях. Таким образом, на основании вышеизложенных размышлений можно сформулировать следующие понятия и их взаимосвязи, раскрывающие потенциал социологических исследований урбанистического детства.

Образ детства – это обобщенная ментальная конструкция, отражающая совокупность представлений о жизнедеятельности и социализации детей, детерминированных историческими, экономическими, историко-культурными контекстами жизни общества. Образы детства представляют собой отображение контуров жизни детей, их положение и отношение к ним в обществе. Примерами являются выражения собирательного характера: «архаичное детство», «образ средневекового детства», «образ детства в литературе и искусстве» (которые являются не однозначными, а номинально обобщенными).

Образ урбанистического детства – это образ детства, отражающий совокупность представлений о жизнедеятельности и социализации детей в городских условиях. В образе урбанистического детства сконцентрированы представления о жизни детей в городах, об их интегрированности в городской образ и ритм жизни, использовании ресурсов городской жизни для самореализации.

Паттерн урбанистического детства – это образ урбанистического детства, детерминированный конкретными пространственно-временными координатами реализации жизнедеятельности и социализации детей и социально-экономическими, экологическими, историко-культурными и социальными условиями жизни в городе в определенный период времени. В паттерне урбанистического детства фиксируются характеристики детства «здесь и сейчас».

Определение и характеристика паттернов урбанистического детства как отражения времени и места в пространстве города, а также выявление внутреннего состояния детства и его интегрированность в общество обеспечиваются анализом жизни и социализирующих повседнев- ных практик детей с определением их социально-ролевого набора, атрибутов его (набора) сопровождающих, а также отношений, интегрирующих молодое поколение между собой и с обществом посредством трансляции истории и культуры.

Ссылки:

  • 1.    Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002.

  • 2.    Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003.

  • 3.    Заборова Е.И., Исламова А.Ф. Город как социальное пространство // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 97–100.

  • 4.  Демакова И.Д. Понятие «детство» в психологии и педагогике // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 14–22.

  • 5.  Амбарова П.А. Динамика социального времени: эволюция социологических представлений // Социологический жур

    нал. 2014. № 2. С. 6–24.

  • 6.    Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2003.

  • 7.    Сергиева Н.С. Хронотоп жизненного пути в русском языковом сознании : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010.

  • 8.    Цит. по: Пирогов С.В. Феноменологическая социология и урбанистика // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Культурология. Филология». 2004. № 282. С. 97–103.

  • 9.    Путь в синергетику : экскурс в десяти лекциях / Б.П. Безручко, А.А. Короновский, Д.И. Трубецков, А.Е. Храмов. М., 2010.

  • 10.    Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций : учеб. пособие. Ростов н/Д., 2001.

  • 11.    Цит. по: Шакирова Е.Ю. Аксиологический ризомоморфизм современного социокультурного пространства : дис. … д-ра филос. наук. Уфа, 2015.

Список литературы Паттерны урбанистического детства как отражение многообразия повседневности городских детей

  • Ухтомский A.A. Доминанта. СПб., 2002.
  • Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003.
  • Заборова Е.И., Исламова А.Ф. Город как социальное пространство//Социологические исследования. 2013. № 2. С. 97-100.
  • Демакова И.Д. Понятие «детство» в психологии и педагогике//Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 14-22.
  • Амбарова П.А. Динамика социального времени: эволюция социологических представлений//Социологический журнал. 2014. №2. С. 6-24.
  • Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2003.
  • Сергиева Н.С. Хронотоп жизненного пути в русском языковом сознании: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2010.
  • Пирогов С.В. Феноменологическая социология и урбанистика//Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Культурология. Филология». 2004. № 282. С. 97-103.
  • Путь в синергетику: экскурс в десяти лекциях/Б.П. Безручко, A.A. Короновский, Д.И. Трубецков, А.Е. Храмов. М., 2010.
  • Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2001.
  • Шакирова Е.Ю. Аксиологический ризомоморфизм современного социокультурного пространства: дис.. д-ра филос. наук. Уфа, 2015.
Статья научная