Педагогические условия организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения

Автор: Хазова С.А., Хакунов Н.Х., Тхаркахова А.Ш.

Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport

Рубрика: Физическое воспитание детей и учащейся молодежи

Статья в выпуске: 4, 2008 года.

Бесплатный доступ

В статье характеризуются основные психолого-педагогические условия, соответствующие задачам аксиологического воспитания школьников. Описывается аксиологический подход как основа формирования системы ценностных ориентаций. Приводятся выявленные на основе анализа научной литературы условия реализации аксиологического подхода в школьной системе аксиологического воспитания.

Ценностные ориентации, аксиологическое воспитание, аксиологический подход

Короткий адрес: https://sciup.org/14263525

IDR: 14263525

Текст научной статьи Педагогические условия организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения

Исследование научно–педагогических источников показало, что в контексте педагогических условий организации образовательного процесса той или иной направленности ученые преиму

щественно выделяют категории, относящиеся:

  • а)    к методологическим ориентирам организации образовательного процесса (педагогические принципы и подходы);

  • б)    к дидактическим единицам учебного процесса (содержание обучения, формы организации занятий, методы и приемы обучения);

  • в)    к особенностям деятельности и поведения субъектов образовательного процесса (степень самостоятельности учащихся, характер педагогического общения) [1, 5, 10 и др.].

Конкретное наполнение системы психолого-педагогических условий определяется основной целью образовательного процесса: ее критериальными основаниями и механизмами их достижения. Анализ работ, посвященных тем или иным аспектам аксиологического воспитания и формирования ценностных ориентаций личности, свидетельствует о том, что наиболее общие, основополагающие психологопедагогические условия – методологические ориентиры – в достаточной мере обоснованы. Выделенные в этом аспекте базовые педагогические подходы обусловлены как сущностью понятий «ценности», «ценностные ориентации», «ценностное сознание», так и закономерностями развития личности. В частности, в этой связи называются аксиологический и личностно-ориентированный подходы, принципы проблемности, активности личности и диалогичности образовательного процесса, учета эмоциональной направленности и особенностей субъективного опыта учащихся, опоры на психологический механизм развития ценностных ориентаций и ценностно-ориентационной деятельности и др. [4, 7, 9]. В образовательном процессе они реализуются посредством адекватных средств, методов, приемов определенной организации деятельности и поведения учащихся и взаимодействия субъектов образования.

Ведущим в данном ключе является, естественно, аксиологический подход (аксиологический принцип) к образованию. Аксиологический принцип в воспитании и образовании предполагает, что становление личностного в человеке связано с усвоением системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры, и, в совокупности, характеризующих мотивационно-ценностное отношение личности к окружающему миру. Если ценности интериоризиро-ваны, они приобретают побудительную силу мотива, побуждают к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности. Воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей способствует духовному становлению личности. При этом необходим учет диалектического единс тва когнитивного и чувственного, рационального и практического, социального и индивидуального в личности [3, 5, 6].

Аксиологический подход в воспитании можно рассматривать с двух позиций: как основу для выбора целей воспитания – формирование системы ценностей у учеников, и как ориентацию педагогов на гуманистические ценности в своей работе (их отношение к ученикам, выбор содержания образования, целеполагание в деятельности, выбор стратегии поведения). В первом случае необходим выбор и структурирование системы гуманистических ценностей как цели воспитания, во втором – как определение педагогических условий осуществления аксиологического воспитания в учебном процессе.

Аксиологический подход направляет внимание исследователей на изучение ценностей как смыслообразующих основ воспитания, образцов культурной, достойной жизни человека и общества [3].

И. А. Липский, анализируя современное состояние воспитания в России, характеризует аксиологический подход в воспитании следующим образом: «Его сущность заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде. Педагогический аспект данного подхода заключается в том, чтобы объективные ценности мировой, отечественной и народной культур стали специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации» [8]. Или, по мнению Е. В. Бондаревс-кой, аксиологический подход предполагает и обеспечивает субъективацию воспитанниками объективных ценностей человеческого сообщества, т. е. превращение их в личностные смыслы. При этом становится возможным новый взгляд на личностно-ориентированное образование, определяемое в этой связи А. Н. Леонтьевым как процесс приобщения ребенка к ценностям, в результате которого у него происходит становление связной системы личностных смыслов [7].

Как основное условие формирования ценностных ориентаций школьников в учебном процессе, аксиологический подход, в контексте дидактических и личностно-поведенческих психолого-педагогических условий, подразумевает соответствие образовательного процесса ряду характеристик, совокупность которых обеспечивает аксиологичность образовательного процесса (термин В. А. Нудько).

  • 1.    Ценностная определенность учебно-воспитательного процесса, то есть выделение системы ценностей для инте-риоризации и дальнейшей экстериоризации ее учащимися, а также соотнесение этой системы с содержанием образования. Данная позиция в моделируемом нами процессе аксиологического воспитания школьников представлена обоснованной системой воспитательных ценностей, а также содержанием и критериями сформированности системы ценностных ориентаций личности, в которых отражены ценностно-окрашенные знания и умения школьников, опыт поведения, деятельности и эмоционально–ценностных отношений, т. е. основные единицы содержания образования в контексте аксиологического воспитания.

  • 2.    Ценностное наполнение содержания образования, то есть отражение ценностей, к которым формируется ценностное отношение, в содержании учебных предметов, программ и других источников, реализующих содержание образования, а также ценностная интерпретация всех компонентов структуры содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения.

  • 3.    Аксиологичность деятельности субъектов образовательного процесса, а именно: эмоциональная и убедительная трансляция ценностей педагогом, обоснование их значимости, воздействие на эмоционально-оценочную сферу школьников, организация и поддержка их рефлексивной деятельности и т. п.; осмысление учащимися информации, запечатленной в содержании обучения, ситуациях жизнедеятельности, явлениях и фактах действительности с позиции их соотношения с гуманистическими ценностными ориентациями, выделение в них аксиологического ядра.

Данная позиция нашла отражение в моделировании содержания обучения английскому языку как систематического акцентированного выделения ценностей той или иной группы в лексическом программном материале, представленном тематическими текстами. Кроме того, она предполагает обязательность оценки учителем различных поступков, поведения, слов, мыслей, личностей с точки зрения ценностей и ценностных отношений, а также организации понимания и осмысления учащимися текстов в аксиологическом контексте. Эффективными методами (формами) трансляции ценностного содержания обучения являются: рассказы на этическую тему (яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, в котором раскрывается содержание нравственных понятий, актуализируется положительное отношение школьников к поступкам, соответствующим нравственным нормам), посредством которого реализуется метод положительного примера; этические беседы, которые строятся на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов; их проведение способствует приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочно-нравственной деятельности.

Данное требование предполагает использование учителем методов эмоционального «заражения», к которым относятся: невербальная передача педагогом собственного эмоционального состояния (с помощью интонации, темпа и ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики и движений), эмоциональная демонстрация ценностного отношения, заинтересованности изучаемой информацией; трансляция когнитивного содержания в эмоциональное как вербализованное информирование школьников об отношении учителя к обсуждаемым категориям и косвенное побуждение их к переосмыслению собственного отношения к этим же категориям. Кроме того, важно научить воспитанников оценивать объекты познания с ценностных позиций путем разъяснения значимости тех или иных ценностей, способов проявления ценностных ориентаций в деятельности, поведении и общении и т. д.

Личностно–ориентированный подход в образовании характеризуется направленностью педагогической деятельности на развитие личности учащихся, поддержку их индивидуальности, полноценное удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов. Основной его идеей является гуманное, уважительное и ценностное отношение к воспитанникам, учет их индивидуально–личностных особенностей и поддержка индивидуальности, предоставление разумной свободы выбора способов самореализации, видов деятельности и т. д. С точки зрения аксиологического воспитания он предполагает:

  • 1)    обеспечение преодоления противоречия между ценностями и личными смыслами учащихся путем предъявления воспитанникам определенных систем ценностей и создания условий для их свободного выбора и «проживания», а также придания личностно-смысловой направленности содержанию образования. Для этого учителю необходимо опираться на понимание индивидуальных особенностей своих учеников (интересов, вкусов, темперамента, эмоциональной направленности и т. д.), иметь представление о наиболее важных характеристиках их жизни, семейных отношений, личного опыта; лишь в этом случае он сможет подобрать аргументы, иллюстрации, виды учебно-познавательной деятельности, значимые и убедительные для каждого учащегося.

Таким образом, педагог должен:

  • а)    уделять внимание изучению своих воспитанников, что требует выстраивания доверительных, дружеских отношений с ними, искреннего интереса учителя к своим подопечным;

  • б)    вариативно планировать содержание каждого учебного занятия и блоков занятий в соответствии с мировоззренческими и характерологическими особенностями учащихся;

  • в)    оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

  • 2)    учет педагогом индивидуальных траекторий аксиологического развития школьников и соответствующее планирование индивидуально-дифференцированной учебно-воспитательной работы. В связи с этим учитель должен:

  • а)    уметь диагностировать реальный уровень сформиро-ванности ценностных ориентаций личности, определять особенности их содержания у каждого учащегося;

  • б)    постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности ценностноориентировочной деятельности, обеспечивающей прогрессивное аксиологическое воспитание личности.

В моделируемом учебно-воспитательном процессе данное требование реализуется:

  • а)    в подобранном диагностическом инструментарии и разработанных уровнях сформированности системы ценностных ориентаций личности;

  • б)    в подборе и применении средств и методов активизации ценностно-ориентировочной деятельности учащихся;

  • 3)    учет и использование индивидуального опыта учащихся при организации процесса освоения ими гуманистических ценностей требует от учителя владения приемами и методами витагенного образования. Применение данных приемов стимулирует оценочную деятельность воспитанников, обеспечивает принятие ценностной информации на

уровне личностной значимости. В контексте аксиологического воспитания наиболее эффективными являются:

  • –    прием ретроспективного анализа жизненного опыта с параллельным соотнесением его с осваиваемой ценностной информацией, определением ценностно-обусловленных причин тех или иных поступков, событий, адекватности сложившихся отношений к данным событиям и фактам и т. д.;

  • –    дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели (закончить фразу, предложение, описание ситуации с точки зрения тех или иных ценностных отношений, ориентаций);

    – витагенные аналогии, при которых осуществляется иллюстрирование учащимися познаваемых ценностных категорий (явлений, событий, отношений и т. д.) примерами из их жизненного опыта. Благодаря применению указанных приемов осуществляются верификация и подтверждение декларируемых ценностей.

Принцип активности личности подразумевает деятельное участие школьников в образовательном процессе, в том числе в познании, оценивании, обсуждении и т. д., становление их как субъектов образования, а не объектов обучения и воспитания, в обеспечении оптимально благоприятного соотношения педагогического руководства и сознательного творческого труда учащихся в обучении.

Проявление человеком активности детерминируется его заинтересованностью деятельностью, интересным и эмоционально насыщенным содержанием самой деятельности, соответствием сложности выполняемых действий уровню развития личности, а также наличием в деятельности возможностей для самовыражения. Чтобы ученик стал полноправным субъектом аксиологического воспитания, его активность должна стимулироваться учителем путем целенаправленной организации познавательной, рефлексивно–оценочной деятельности учащихся, а именно: постановки ценностно-окрашенных проблемных задач, обеспечения диалогичности обучения, применения активных методов обучения, создания ситуаций нравственного выбора, прямого побуждения школьников к рефлексии своих чувств и переживаний, к оценке объекта познания и т. д.

Наиболее адекватными проблеме нашего исследования мы считаем методы и приемы обучения, которые не только способствуют повышению активности школьников, но и обеспечивают аксиологичность и личностную ориентированность образования, а именно: игровые методы обучения (ролевые игры, драматизация, диспут или дискуссия), метод проектов, методы воздействия на экзистенциальную сферу – метод дилемм в совокупности с организацией рефлексивной деятельности учащихся, методы организации поведения и деятельности – создание воспитывающих ситуаций (в том числе ситуаций нравственного выбора), создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников и т. д.

Принцип опоры на психологический механизм развития ценностных ориентаций и ценностно-ориентационной деятельности предполагает процессуально–содержательное построение образовательного процесса таким образом, чтобы учитывались закономерности развития личности и деятельности, формирования ценностных ориентаций личности. В нашей работе он нашел отражение в обосновании структуры и содержания системы ценностных ориентаций личности, а также в выделении и описании этапов и стадий формирования системы ценностных ориентаций личности с адекватными средствами и методами воздействия на когнитивную, эмоциональную и мотивационно-поведенческую сферы личности школьников.

Статья научная