Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и тенденции развития современного образования
Автор: Лукацкий Михаил Абрамович
Журнал: Историко-педагогический журнал @history-education
Рубрика: Колонка редактора
Статья в выпуске: 3, 2013 года.
Бесплатный доступ
ID: 14038479 Короткий адрес: https://sciup.org/14038479
Текст ред. заметки Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и тенденции развития современного образования
За тысячелетия своего существования человечество накопило колоссальный опыт жизнеустроения, который дает возможность людям создавать мир культуры и жить в нем. не освоив этого опыта, ребенок не станет полноценным членом человеческого сообщества, не впишется в универсум человеческой культуры, не обретет тех качеств, которые только и позволяют говорить о человеке как об особом роде сущего, как о носителе собственно человеческого начала. освоить же этот опыт без помощи Другого – уже укорененного в мире культуры, ребенок не в состоянии.
Тайна рождения собственно человеческого в человеке есть во многом тайна педагогическая. Передача опыта жизнеустроения от человека к человеку, совершаемая под руководством Педагога, выводит ребенка из состояния одномерного физического бытия в состояние двумерного бытия, в контексте которого он становится не просто физически существующим, а действующим в соответствии со своими целями, мотивами, культурными установками, правовыми и нравственными императивами. решением задачи возвеличивания в человеке культурного начала и занимается образование, главными фигурами которого являются Педагог и ребенок, которому знающий и мудрый наставник-воспитатель открывает дверь в мир культуры – особый мир, живущий по человеческим законам, наделяющий смыслами и значениями жизнь каждого в нем пребывающего.
Педагогика – динамично развивающаяся наука. Сегодня эта научная дисциплина представлена множеством учений, школ, течений и направлений, корни которых уходят в историю философ- ской, научно-педагогической мысли. Без обращения к истории невозможно разобраться и понять «устройство» науки, открывающей тайны приобщения человека к сокровищнице знаний и опыта, накопленного людьми в течение многих столетий.
отечественная педагогическая мысль середины ХIХ – начала ХХI века внесла существенный вклад в мировую копилку педагогических знаний. Центрированность на вопросах воспитания, нравственного возвышения учащегося определила своеобразие и направленность педагогического мышления в россии в тот исторический период.
одну из ветвей отечественной педагогики, базировавшейся на религиозно-философских основаниях, представлял Лев николаевич Толстой (1828–1910). о его педагогических воззрениях написано немало. но, к великому сожалению, многие стороны его педагогического учения продолжают оставаться малоизвестными, малоизученными и малоосвещенными. Причин, по которым ряд значимых аспектов педагогических взглядов Л. н. Толстого не оказался в фокусе непредвзятого исследовательского внимания, немало. одна из основных – более чем 70-летний период их рассмотрения отечественной педагогикой исключительно под идеологическим углом зрения, заданным ленинским пониманием творчества Толстого. еще одной причиной является то, что педагогические труды Толстого издавались малыми тиражами и по существу сразу же становились библиографической редкостью.
Идейным стержнем этих трудов является оригинальное ми- ровоззрение Л. н. Толстого. Без обращения к мировоззрению
Толстого ряд важных теоретических положений и выводов его педагогических взглядов могут оказаться не до конца понятыми.
Л. н. Толстой – автор большого числа религиозно-философских трудов и публицистических сочинений. основное место в них занимают рассуждения о человеке, смысле его бытия, истинной и возвышающей человека нравственно линии жизни, о свободе и творческих силах, позволяющих преображать мир, в котором он пребывает, и о ловушках, соблазнах, подстерегающих его на этом пути. размышления Толстого над этими «вечными» темами своеобразны и чрезвычайно глубоки. Будучи высказанными, они сразу же привлекли к себе самое пристальное внимание и стали предметом широкого обсуждения. начавшееся еще при жизни Толстого обсуждение его религиозно-философских взглядов продолжилось и после кончины нашего великого соотечественника. Сегодня, спустя столетие со дня смерти Толстого, его мысли о человеке, его нравственной миссии, способности ис- коренять в себе зло и ненависть, вносить в жизнь мира добро и согласие, приковывают к себе ничуть не меньшее, чем раннее, а скорее, большее, внимание.
отчетливо понимая ведущую роль образования в жизни людей, Толстой особое внимание на протяжении всей своей творческой жизни уделял вопросам педагогическим, рассматривая их как главенствующие, без реализации которых не может состояться совместная жизнь людей, основанная на нравственных началах. Л. н. Толстым был предложен самобытный вариант решения ряда многосложных педагогических проблем, который, к боль- шому сожалению, до сегодняшнего дня остается до конца не осмысленным и далеко не в полной мере учтенным современным образованием. Журнал, который держит в руках уважаемый читатель, осуществляет попытку привлечения внимания работников образования, ученых, педагогической общественности к наследию Толстого, открывающему собой горизонты нравственного обновления образования, устремившись к которым оно становится способным не только достойно отвечать на вызовы времени, но и с уверенностью смотреть в завтрашний день.
раскрытию тайны рождения человеческого в человеке Л. н. Толстой посвятил всю свою жизнь. Бьется над ней и современная педагогическая мысль. но учитывает ли она педагогические заветы Льва Толстого? Для получения ответа на этот вопрос необходимо сопоставить педагогическое кредо Толстого и идейные установки современной педагогики, распадающейся на многочисленные учения, школы, течения и направления.
несколько слов о педагогическом кредо Л. н. Толстого. Как известно, Толстой придерживался дуалистического взгляда на человека. Согласно его пониманию, человек – это органический синтез двух начал: телесного, вещественного начала и духовного, нематериального, по терминологии Толстого, – «невидимого» начала, которое составляет истинное «Я» каждого человека. Это невидимое начало, часто называемое душой, – частица вселенской жизни и основа человеческого бытия. Души людей единосущны, они влекутся, притягиваются друг к другу. И потому любовь, доброта – это естественное проявление человеческого стремления к единению с другими. Универсальный для всех людей смысл жизни – участие в деле освещения Любовью и Добром всего многообразия человеческих отношений. Только эта деятельность, по убеждению Толстого, и обеспечивает человеку единственное доступное на земле Благо.
Л. н. Толстой не сомневался в том, что осуществлять такую деятельность под силу только педагогу, который работает над собой, постоянно совершенствуясь. Только такой педагог, говорил Толстой, сумеет повлиять на учащегося, заразить его желанием нравственно самосовершенствоваться. относительно знаний, транслируемых учащемуся, Толстой заявлял, что единственным критерием для их включения в образовательный процесс является необходимость этих знаний для реализации человеком своей нравственной миссии в конкретной культурно-исторической ситуации. религиозные и философские, математические и естественно-научные знания должны выполнять, подчеркивал Толстой, лишь одну функцию – обеспечивать ученика необходимой информацией о том, как вносить в этот динамично изменяющийся мир нравственное измерение. Л. н. Толстой был уверен, что, опираясь в деле воспитания на принцип свободы и выстраивая обучение таким образом, чтобы учащиеся достигли того уровня знаний, «до которых они могут дойти», можно решить базовую задачу образования: выработать у обучающихся соответствую- щее времени нравственное отношение к жизни.
Таковы взгляды Л. н. Толстого на образование, призванное укреплять в человеке собственно человеческое. А каковы доминирующие современные педагогические воззрения?
Период, охватывающий ХХ век и начало ХХI столетия, оказался богатым на различные варианты решения проблемы образования. Появились весьма непохожие друг на друга, противостоящие друг другу по своим идейным замыслам концепции образования. непосредственным поводом, стимулировавшим возникновение множества различных пониманий феномена образования, стала необходимость осмысления кризисной ситуации бытия человека в мире углубляющейся индустриализации, череды войн, социальных и экологических потрясений. в условиях про- грессирования негативных явлений, постоянно увеличивающегося разрыва в уровнях обеспеченности различных слоев обществ, нарастания демографического неблагополучия и возникновения реальной угрозы деградации человеческого генофонда, рассеивания иллюзии о возможности процветания человечества на основе всеобщей грамотности, и главное, – отсутствия сбалансированных представлений о способах изменения сложившейся ситуации, дискуссия об образовании вышла на новый виток. образование многие участники этой дискуссии стали рассматривать под углом зрения ответственности за создавшуюся в мире ситуацию. выход из нее начали неизменно связывать с поисками новых подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, подходов, позволяющих в условиях углубляющегося глобального кризиса воспитывать культурного, знающего и отвечающего за свое поведение человека. Теоретической основой активно ведущегося диалога выступили феноменология, герменевтика, философская и педагогическая антропология, персонализм, экзистенциализм, неомарксизм, философия языка, структурализм, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология и ряд других.
одним из подтверждений того, что проблема все большего «отпадения» человека от своей нравственной сущности вызвала острейшую обеспокоенность в среде ученых, интеллектуалов, людей, думающих о завтрашнем дне, стало проведение в 1998 году в Бостоне ХХ всемирного философского конгресса, посвященного вопросам воспитания человека гуманного, способного выстраивать свое бытие не на сугубо индивидуалистических и прагматических основаниях. Большинство участников конгресса были едины в том, что сегодня сфере образования нужна такая «совокупность и идей и практик» воспитания, которая в этическом отношении возвысит учащегося и тем самым спасет соскальзывающий в пучину нравственной анонимности и безответственности мир. общим итогом всемирного философского конгресса можно считать вывод: сегодня для образования главная ценность «уже не научное знание, а человеческая жизнь и свобода» (н. С. Автономова). Бытующие в прошлом версии «человека обучающегося» должны уступать место новому пониманию, которое видит в «человеке обучающемся» не только носителя тех или иных научных и утилитарных знаний, но, в первую очередь, существо, обретающее в контексте образования возможность стать личностью, сформировать свое неповторимое и уникальное «Я», приобрести способность понимать себя Другого и нести от- ветственность за происходящее в мире.
Серьезной помехой для осуществления таких изменений в сфере образования выступает укоренение в современных педагогических теориях постмодернистских установок, и потому остановимся на них чуть более подробно. выдвинутые постмодернистской мыслью взгляды на власть как инструмент принуждения, на коммуникационный характер знания и на способы его лигитимации, на основополагающую роль языка в бытии человека, на несостоятельность классических определений разума и его претензий на объективность познания, на человека как непрерывный поток становления и изменения, на игровую сущность человеческого бытия стали широко использоваться для анализа и осмысления педагогических феноменов.
Понятия, заимствованные из трудов постмодернистски ориентированных авторов, прочно заняли место в текстах, посвященных осмыслению реалий образования. в качестве действенных рецептов выхода образования из состояния стагнации предлагается рассматривать педагогику как разновидность искусства, а знание, транслируемое учителем ученику, не как нечто несущее в себе объективность и общезначимость, а как повествование о действительности (нарратив), которое, хотя и является самодостаточным и самоценным, но не претендует на ее однозначное толкование. образованию также предлагается умерить свои властные амбиции (репрессивность и дисциплинарность) по отношению к ученику. Эстетизация методов преподавания и содержания обучения с помощью «языковых игр» объявляется надежным путем оздоровления образования.
Постмодернистские воззрения отнюдь не всеми теоретиками педагогики последней трети XX – начала XXI века были встречены с симпатией. Постмодернизм был воспринят ими как покушение на устои педагогики, сфокусированной на проблеме становления личности в коммуникационном пространстве мира образования. неприемлемым для этих теоретиков педагогики выступило постмодернистское понимание человека, которое отвергало наличие в нем устойчивой природы и которое специфику человеческого существования сводило к использованию различных дискурсов и языковых игр. резко негативное отношение у них вызвало постмодернистское желание дефетишизировать разум и стремление приписать эстетике главную роль в сотворении новой культуры. По мнению этих представителей теоретической педагогики, вызов постмодернизма – это смертельная угроза образованию. впитывая в себя постмодернистские взгляды, образование, уверены они, вступает на ложный путь. оно лишается прочного фундамента, гуманистического начала и теряет возможность осмысленно обучать и воспитывать людей. И поэтому образованию, вступающему на путь, предложенный постмодернизмом, неминуемо ждет гибель, точно так же, как постмодернизмом была провозглашена «смерть человека» после растворения его в структурах языка и дискурсивных практик. надежным оберегом от такого псевдообразования является, по убеждению противников постмодернизма в педагогике, утверждение в сознании людей понимания, что качество их совместной жизни есть следствие соблюдения нравственных законов. Именно этому в первую очередь и должно, настаивают они, учить настоящее, а не свернувшее с истинного пути, образование. нетрудно заметить, что в этом пункте мы по существу имеем дело с педагогической позицией Л. н. Толстого.
острое идейное противостояние в педагогике между приверженцами постмодернистских взглядов и теми, кто с ними не согласен, кто отстаивает в педагогике тезис о том, что образование должно вооружать обучающихся нравственными истинами и помогать им овладевать непреложными формами нравственного поведения, продолжается. К большому сожалению, современные педагоги-теоретики, доказывающие необходимость разворота образования к проблеме нравственного воспитания, редко аргументируют свою позицию доводами, взятыми из педагогического наследия Л. н. Толстого, мыслителя более ста лет тому назад внятно показавшего, что ждет мир в случае утраты образованием своих нравственных императивов. есть в этом вина и современных толстоведов, недостаточно настойчиво показывающих и доказывающих, что великое педагогическое наследие Толстого – надежный и мощный инструмент нравственного обновления образования, сосредоточенного на обучении и воспитании знающего, свободного и ответственного, болеющего за судьбы мира человека. настоящий номер Историко-педагогического журнала в определенной мере восполняет этот пробел, он вносит некоторый вклад в изучении педагогических воззрений Толстого и предоставляет читателю возможность понять и живо почувствовать, насколько актуальны и своевременны мысли Л. н. Толстого об образовании.
Список литературы Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и тенденции развития современного образования
- Толстой Л. Н. Воспитание и образование//Л. Н. Толстой. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989. -Общее кол-во странниц? -С. 205-209