Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения

Бесплатный доступ

В настоящей статье рассматриваются истоки русской сценической хореографии. Указывается на основные отличительные особенности фольклорного русского танца и сценического. Подробно говорится о роли и значении народного танца в формировании духовно-нравственных идеалов молодёжи, о роли и влиянии народного творчества на патриотическое воспитание граждан России.

Эстетическое воспитание, патриотизм, народное творчество, русский народный танец, фольклор, сценическая хореография, традиция

Короткий адрес: https://sciup.org/144160585

IDR: 144160585

Текст научной статьи Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была чрезвычайно актуальной. Вопросы о том, как воспитывать, какие ориентиры должны быть в основе этого процесса, какую модель будущей личности следует формировать, – для каждого времени это были очень важные и непростые вопросы. «Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из вечных проблем в истории человечества … особую актуальность и общественную значимость приобретают вопросы воспитания и обучения будущих поколений» [1].

Хореографическое искусство является тем механизмом, который способен воспитать в человеке чувство ответственности, чувство долга, внимание к окружающим. Очевидно, что изучение хореографической культуры своего народа воспитывает чувство патриотизма, гордости за свою нацию, способствует сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времён и поколений. Как отмечает коллектив авторов статьи «Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культуры»: «изменения в обще-

КАЛЫГИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА – аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры, заведующая отделом хореографического искусства Государственного Российского Дома народного творчества

KALYGINA ANNA ALEKSANDROVNA – doctoral student of the Department of Social and Cultural Activity, Orel State Institute of Culture, Head of the Department of Choreographic Art, The Russian National House of Folk Art’s and Amateur Creativity

стве зависят также от практического учёта определённых культурных традиций, которые выросли из предшествующих культурных образцов, но в новых условиях успешно переосмысливаются и заново интерпретируются подрастающими поколениями» [3].

В последние годы на государственном уровне проводится активная работа по сохранению культурных традиций общества, являющихся «действенным средством противостояния глобализации общества», а также универсализации и исчезновению этнического колорита. Народная художественная культура выступает тем действенным средством, благодаря которому в сознании каждого субъекта формируются общечеловеческие ценности, терпимость и толерантность. Особенно это актуально «в процессе нравственного воспитания молодёжи, когда на основе традиций предков, несущих гуманистические идеалы, формируются активная жизненная позиция, чувства патриотизма и любви к Родине» [5]. По мнению Т. В. Перегудовой, уделяющей большое внимание патриотическому воспитанию молодёжи, одним из важнейших факторов этого воспитания является «эмоциональный фактор, который выражается в устойчивых эмоциональных состояниях, любви к Родине, уважении к традициям, культуре, родному языку» [4].

Танцевальное искусство, как часть народной художественной культуры, является той системой, в которой объединены и отражены, как в зеркале, все основные нормы общественного поведения, отношений между людьми, гендерные взаимоотношения, а также те культурные ценности, которые близки каждому человеку. Особенно это очевидно проявляется в народном танце. Именно здесь как нельзя лучше человек позиционирует себя как личность посредством кодовой системы хореографических элементов. В народном танце, таком понятном и открыто говорящем любому человеку, сокрыто множество информации, которая передаётся телодвижением, формирова- нием пространственного действия, а также положением танцующих относительно друг друга. Традиции русской школы, по мнению М. А. Кузнецова и Т. И. Ерошенко, являются мощным педагогическим инструментом в процессе формирования личностных качеств подрастающего поколения, «фундамент которой составляют нравственные ценности православной религии и традиции народной жизни» [4]. Русский народный танец, как никакой другой вид народного творчества, наглядно демонстрирует эти традиции. Так, например, о танцующей плавно, ровно девушке говорили «плывёт лебёдушкой», что характеризует её как покладистую, спокойную, уравновешенную, с хорошим характером. В то же время весёлую, задорную пляску с крепкими дробями и выдумкой русский человек отождествлял с твёрдостью характера, умением выходить из сложных ситуаций, упорством и целеустремлённостью.

Существенное значение для обретения «твёрдой» почвы под ногами, констатирует Н. Д. Булатова, имеет привитие молодым людям духовных ценностей отечественной культуры в ходе процессов воспитания и образования [1]. В русском народном танце таким воспитательным и образовательным фактором являлось умение ладить с партнёром – находить необычные ходы, положения рук, корпуса, то есть «подлаживаться» (говорили старики). И одновременно держаться на расстоянии, не допускать лишнего. Формирование ответственности, доминирующей функции мужчины в жизни, напрямую связано с умением вести партнёршу в танце, быть предусмотрительным, надёжной опорой. Всё это как нельзя лучше формировало навык общения молодых людей, навык выбора жизненного партнёра. Недаром в народе говорили о сложившейся паре – «спелись – сплясались».

Кроме этого, народная пляска делилась и по возрастному признаку. Так, девушкам, незамужним, «негоже было в срамных плясках участвовать». Танец замужних женщин, как правило, сопровождался либо песней, либо частушкой, и порой – не всегда приличного содержания. Соответственно и движения людей тоже поддерживали эту тему. Имеются свидетельства, согласно которым замужние женщины, зайдясь в пляске, начинали хулиганить, изображая мужчин, задирая подол юбки и неприлично подпрыгивая, вихляя бёдрами. Это является очередным свидетельством того, что через пляску, танец выражалось и отношение народа к тем нравственным, этическим нормам, которым должен следовать человек в обществе. Осуждалось срамное и прививалось достойное поведение.

Предметом нашего исследования являются процессы, происходящие в сценической народной хореографии. Так как именно она на сегодняшний день наиболее ярко и очевидно формирует вкусы и взгляды молодёжи на традиции своего народа, служит средством трансляции национальной культуры в массы, а также является неотъемлемым звеном в цепочке сохранения и развития традиционного народного танца.

В сценическом народном танце сегодня наблюдается тенденция к сближению с традиционным танцем (так называемым – бытовым). Сегодняшний сценический народный танец, как и традиционный, направлен на выявление областных, региональных особенностей, самобытности как региона в целом, так и отдельного исполнителя. Специалисты обращают особое внимание на индивидуальные особенности исполнения материала каждым отдельным танцовщиком (плясуном). Как говорила великая Т. А. Устинова, основоположник русского сценического танца, балетмейстер, педагог: «Сценическая обработка танца состоит в том, чтобы, сохраняя народную основу и замысел танца, его самобытность, своеобразие и, наконец, оригинальность рисунка и манеру исполнения, обогатить его опытом профессионального искусства и тогда уже вынести на суд зрителей. Своеобразный язык танца, его движения, его лексика, точно краски в живописи, помогают создать картину» [7]. Здесь наблюдается много общего и объединяющего, при кажущейся разобщённости взглядов на один и тот же предмет исследования – русский народный танец.

Основным элементом в обеих точках зрения остаётся исполнитель. И именно через призму его восприятия мы формируем своё мнение о том или ином этнографическом материале, с той лишь разницей, что в задачи исполнителя сценического танца входит гиперболизация существующей традиции, обобщение и выявление общего в многообразии частного. Задачей же аутентичного исполнителя является точное сохранение и трансляция обнаруженной традиции, приёма, манеры исполнения танца того или иного региона, местности, села и т.д.

К. Я. Голейзовский отмечает: «Русская пляска – она не может быть названа иначе, потому что органически связана с русским человеком, с его натурой, с его манерой и способностью воспринимать окружающее, с его чувствами, с характером времени и обстоятельствами жизни. Когда русскую девушку или юношу тянет поплясать, оба они опираются именно на этот фундамент внутренних ощущений и вкладывают в своё творчество весь внутренний мир» [2]. Так и в сценической хореографии невозможно создавать народный танец без опоры на традицию, первоисточник.

Фестивали и конкурсы народного танца, проводимые в нашей стране и за рубежом, показывают неиссякаемый интерес подрастающего поколения к занятиям народной хореографией, а значит, к изучению культурного наследия своего народа. Во время общения в рамках «творческих лабораторий» с руководителями коллективов на каждом фестивале говорится и о сверхзадачах, которые ставятся перед каждым творческим коллективом, – художественно-эстетическое воспитание зрителя, приобщение молодёжи к национальному богатству своего народа, сохранение и передача опыта от старшего поколения младшему. Именно этим должен руководствоваться каждый хореограф, заду- мывая очередное хореографическое произведение. «Наше искусство – яркое, здоровое – должно быть истинным помощником в деле воспитания культуры человека, в деле сохранения лучших народных традиций» [7].

Подводя итог вышесказанному, заметим, занятия русским народным танцем не только способствуют физическому развитию, но и являются действенным фактором воспитания современного молодого человека, помогая изучить историю своего народа, его традиции и нравственные уроки, установить хорошие взаимоотношения с окружающими человека людьми.

Список литературы Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения

  • Булатова Н. Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 4 (15). С. 58-63.
  • Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / [общая ред. и послесл. М. Левина]. Москва: Искусство, 1964. 368 с.
  • Добрынина В. И., Колесникова И. В., Кальченко А. Г. Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культур // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 91-95.
  • Ерошенко Т. И. Перспективы взаимодействия социологии и образования // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 4 (15). С. 21-24.
  • Перегудова Т. В. Сущность и специфика героико-патриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 145-150.
  • Пуртова Т. В. О задачах конференции // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2008.
  • Фольклорные танцы Тверской земли: записаны автором в Тверской губернии в 1938 году / Т. А. Устинова. Тверь: Алексей Ушаков и К, 2002. 159 с.
Еще
Статья научная