Перед лицом эпохи: судьба и научное мировоззрение Балабека Джаббар Оглу Гасанбекова
Автор: Самандаров Сейфаддин Сабир Оглу
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: Биографика
Статья в выпуске: 2 (22), 2020 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи - реконструкция биографии и анализ особенностей научного мировоззрения Балабека Джаббар оглу Гасанбекова, видного ученого-экономиста, внесшего существенный вклад в развитие экономической теории в Азербайджане. Автором применены историко-биографический, диахронный и историко-системный методы. Материалами послужили архивные документы, публикации азербайджанской прессы 1930-х гг., научные работы Б. Д. Гасанбекова, а также труды азербайджанских историков о преступлениях сталинизма. Изучены этапы биографии Б. Д. Гасанбекова, проанализированы работы ученого, посвященные вопросам, актуальным для экономической теории в 20-30-х гг. ХХ в. Определено, что Б. Д. Гасанбеков придавал большое значение улучшению условий жизни рабочих. Он предлагал постепенное проведение частичной коллективизации в эволюционной форме, что создало бы предпосылки тотальной коллективизации. По мнению автора, именно эти идеи ученого можно считать главной причиной его несправедливого осуждения и трагической гибели.
Б. д. гасанбеков, азербайджан, экономическая политика, политэкономия, социалистическое строительство, рабочая сила, коллективизация, кооперация, политические репрессии
Короткий адрес: https://sciup.org/170174872
IDR: 170174872 | DOI: 10.36343/SB.2020.22.2.005
Текст научной статьи Перед лицом эпохи: судьба и научное мировоззрение Балабека Джаббар Оглу Гасанбекова
Обучение и научно-педагогическая деятельность Б. Д. Гасанбекова. В период 20-30-х гг. XX в. в Азербайджане, как и в других советских республиках, осуществлялись трансформационные процессы, основное содержание которых заключалось в переходе от капиталистической формации к социализму. В силу ряда причин этим процессам сопутствовали массовые репрессии, производившиеся по социальному признаку и политическим мотивам, при этом незаконным санкциям подвергались представители любых профессий, получившие клеймо «врага народа» или безосновательно обвиненные в сотрудничестве с различными иностранными спецслужбами, вредительстве и т. д.
Научно-педагогическая деятельность азербайджанского экономиста Б.Д.Гасан-бекова охватывает именно этот — сложный и полный особенностей — период истории XX столетия, наложивший свой отпечаток на судьбы людей, искренне желавших внести вклад в развитие науки. К сожалению, биография и научное мировоззрение талантливого ученого исследованы очень мало: о его трагической судьбе повествуют главным образом работы З. М. Буниятова, написанные в начале 1990-х гг. на основе материалов архивов НКВД [3; 4]. Между тем изучение научного наследия Б.Д. Гасанбекова в наше время представляется достаточно актуальным, поскольку в своих работах экономист неоднократно затрагивал комплекс проблем, связанных с социальным обеспечением, совершенствованием бытовых условий жизни трудящихся и повышением их культурного уровня. Данная тематика перекликается с программными документами, отражающими основы социальной политики современных развитых государств, провозглашающих в качестве одного из главнейших ориентиров такой политики улучшение качества жизни граждан. Настоящее исследование посвящено изучению жизненного пути, профессиональной биографии и научных взглядов Б. Д. Гасанбекова, при этом ряд связанных с этими аспектами источников вводится в научный оборот впервые.
Балабек Джаббар оглу Гасанбеков родился 1899 г. в городе Гяндже (в то время — Елисаветполь) в семье ремесленника. Перво начальное обучение прошел в высшем начальном училище 1. Затем, в 1916–1917 гг., за счет средств Тифлисского благотворительного общества учился в среднетехническом училище. В своей автобиографии ученый писал, что именно эти годы сыграли огромную роль в формировании его политических взглядов.
Вернувшись в 1918-1919 гг. в Гянджу, будущий экономист продолжил учебу в местной гимназии. В 1920 г. вступил в ряды Азербайджанской Коммунистической партии и участвовал в работе ее первого съезда.
В первые годы советизации Азербайджана, после апрельских событий 1920 г., Б.Д. Га-санбеков был председателем Гянджинского городского революционного комитета, одновременно являясь редактором газеты «Красная Гянджа». До 1922 г. он занимал различные ответственные посты в партийных органах и других учреждениях города.
В 1922 г. будущий ученый был направлен по партийной линии в Москву для получения высшего образования. В столице Б.Д.Га-санбеков одновременно поступил в Высшее техническое училище и Первый Московский государственный университет на экономическое отделение факультета общественных наук. После окончания университета молодой специалист в течение трех лет продолжал учебу в отделе экономики Института Коммунистической партии. В 1925-1926гг. Б.Д.Га-санбеков преподавал политэкономию в должности доцента на педагогическом факультете Второго Московского государственного университета.
В 1929 г. по решению партийного руководства Б. Д. Гасанбеков вернулся на родину, одновременно заняв должность преподавателя экономических факультетов Азербайджанского государственного университета и Азербайджанского сельскохозяйственного университета. В конце 1920-х гг. в высшей школе Азербайджана были проведены структурные изменения, в результате которых некоторые факультеты обрели статус самостоятельных вузов, работа ряда институтов была временно
Высшие начальные училища - общеобразовательные заведения Российской империи, промежуточные между начальными и средними.
приостановлена . В этих условиях Б. Д. Гасан-беков продолжал свою научно-педагогическую деятельность в качестве заведующего кафедрой в Азербайджанском педагогическом университете.
Одним из главных событий в жизни ученого можно называть его участие в Первой Всероссийской конференции аграрников-марксистов (1929) в качестве представителя бакинских коммунистов. При этом Б. Д. Гасанбеков был избран членом президиума съезда. Данный форум был знаменателен еще и тем, что 27 декабря 1929 г. с его трибуны И. В. Сталин обрушился с жесткой критикой «теории равновесия» между секторами народного хозяйства, «теории самотёка» в социалистическом строительстве и «теории устойчивости» мелкокрестьянского хозяйства, назвав эти идеи антимарксистскими и правооппортунистическими. Главное внимание на конференции, тем не менее, было сфокусировано в основном на вопросах сущности и природы социалистических хозяйств в деревне, ликвидации кулачества и т. д.
В своих трудах, созданных в 1930-х гг., Б. Гасанбеков анализировал главным образом вопросы коллективизации, аграрные реалии и связанные с ними производственные отношения в Советском Союзе. Между тем начало 30-х гг. для молодого ученого следует считать успешным: в 1931 г. Государственный ученый совет Азербайджанской ССР утвердил его на профессорскую должность. В 1930–1931 гг., после создания Азербайджанского государственного научно-исследовательского института (АзГНИИ), Б. Д. Гасанбеков был назначен на должность директора его экономического отдела, являясь также председателем научного семинара для аспирантов-экономистов и членом президиума АзГНИИ.
Первая монография ученого была опубликована в 1931 г., а с 1933-го он непрерывно преподавал курс теоретической экономики в Институте марксизма-ленинизма. Помимо этого Б. Д Гасанбеков являлся членом редакционной коллегии журнала «Азербайджанское социалистическое хозяйство».
В 1935 г. Азербайджанский государственный университет возобновил свою работу, и Б. Д. Гасанбеков стал его ректором, воз-

Балабек Джаббар оглу Гасанбеков (1899-1937), тюремное фото (1937 г.) [3]
главив кафедру экономики в этом вузе и кафедру политэкономии и экономической политики в Высшем педагогическом институте [1]. 30 марта 1936 г. по указанию первого секретаря ЦК Азербайджанской Коммунистической партии (большевиков) Б. Д. Гасанбеков был назначен редактором экономического и сельскохозяйственного отдела Азербайджанской Советской Энциклопедии.
Внезапные изменения произошли в жизни ученого в 1937 г. 28 января он был арестован и впоследствии обвинен как сторонник контрреволюционной троцкистской организации. Ученого-экономиста допрашивали четырежды, но каждый раз он отвергал все обвинения. В республиканской прессе в этот период против Б. Д. Гасанбекова и других ученых была начата масштабная обвинительно-пропагандистская кампания.
3–9 июня 1937 г., во время XIII съезда АКП(б), Б. Д. Гасанбеков и его соратники по цеху были объявлены «националистическими буржуазными элементами» и «пропагандистами вредных идей и концепций» в высших и педагогических учебных заведениях.
Гасанбеков подвергся особенно сильным нападкам как «разжигатель националистических настроений». Приговор в его отношении был приведен в исполнение 12 октября 1937 г. [2] Лишь 5 ноября 1956 г. вдова ученого Антонина Ивановна Гасанбекова получила справку о его посмертной реабилитации [3] [4, с. 100].
Научная деятельность и экономические взгляды Б. Д. Гасанбекова. Основные научные труды Б. Д. Гасанбекова относятся главным образом к 1930-м гг. Статьи ученого были посвящены актуальным в тот период дискуссионным вопросам и публиковались на страницах республиканских журналов и газет («Азербайджанское социалистическое хозяйство», «Большевик», «Бакинский рабочий» и т. д.). Наибольшую ценность и важность в научном наследии Б.Д.Гасанбекова представляют работы «Коллективизация азербайджанского села», «Изучение коллективизации в национальных окраинах», «Зарплата, цена, прибыль», «Освещение политического завещания Ленина Бухариным», «Разногласия между Лениным и Бухариным в национальном вопросе», «Очерки о воспроизводстве», «Люксембургианство в политэкономии».
В конце 1920-х — начале 1930-х гг. особое место в научной деятельности Б. Д. Гасан-бекова занимала проблематика, связанная с теоретическими вопросами организации труда в новом обществе. В своих работах он критиковал буржуазных экономистов и социологов, при этом основными вопросами полемических рассуждений были сущность и характер труда в различных формациях, в том числе при капитализме и социализме. Кроме того, в Азербайджане Б. Д. Гасанбекова можно считать главным оппонентом теоретических положений Н. И. Бухарина относительно сущности, природы и организации труда [2].
Некоторые проблемы, отраженные в научных работах Б.Д.Гасанбекова, представляют значительный интерес с точки зрения изучения истории национальной экономической мысли. Ученый, в частности, неоднократно критиковал «теорию самотёка» в социалистическом строительстве [5], анализировал организацию и развитие рабочей силы (особенно на территории национальных окраин), теоретические и практические вопросы кооперации. В статье «Организация и переподготовка рабочей силы в Азербайджане» он исследовал процессы формирования национальных человеческих ресурсов в республике. Б.Д.Гасан-беков писал, что рабочая сила представляет собой основную долю производительных сил в условиях социалистических реалий, что без правильной организации рабочей силы невозможно добиться увеличения масштабов развития в производственной сфере. И в этом направлении, как полагал ученый, экономика
Азербайджана вынуждена была преодолевать определенные трудности.
Несмотря на то, что безработица была полностью ликвидирована и с развитием коллективных хозяйств рабочая сила стала использоваться более рационально, Б.Д.Гасан-беков считал, что особого внимания заслуживают следующие моменты:
-
— при социализме нельзя формировать и развивать рабочую силу посредством капиталистических методов;
-
— основной компонент производительных сил страны следует формировать и развивать планомерно, поскольку это связано с сущностью и закономерностями социалистической экономики;
-
— раньше основную долю рабочего класса составляли выходцы из провинции (Ирана и России), впоследствии закономерно произошли количественные и качественные изменения в составе рабочих;
-
— бакинская нефтяная промышленность развивалась обособленно, находясь в изоляции от экономики республики в целом;
-
— нельзя забывать о прежнем колониальном положении республики, о преградах в развитии крестьянской массы; при формировании рабочей силы необходимо искать ее основной источник в самой республике.
Продолжая свои рассуждения в данном направлении, Б. Д. Гасанбеков пришел к следующим выводам:
-
— следует систематически привлекать азербайджанских женщин к производству;
-
— без хорошо организованной системы социального обеспечения (детские ясли, общежития) широкое участие женщин в производственном процессе представляется невозможным;
-
— необходимо всячески улучшать быт рабочих и повышать их культурный уровень;
-
— опыт организованного и планомерного развития рабочего контингента следует распространять в других городах республики (Нуха, Гянджа, Дашкесан и др.) [6].
Проблемы коллективизации в работах Б. Д. Гасанбекова. Помимо проблем социалистической организации труда в начале 1930-х гг. в научной деятельности ученого значимое место занимает анализ особенно- стей коллективизации на территории национальных окраин Советского Союза [8].
По мнению Б. Д. Гасанбекова, колхозное движение, как и другие общественные явления, базируется на диалектических законах и является очень сложным процессом. И важно правильно выявить все закономерности этого движения. Основываясь при его изучении на гегелевском подходе, можно утверждать, что дальнейшее развитие и результат зависят от начала данного процесса [7, с. 3].
Развивая эти идеи, Б.Д.Гасанбеков писал, что главной задачей и преимуществом партии является то что, она всегда делает свой выбор в пользу ведущих, основных компонентов процесса, которые впоследствии дают этому процессу направление для дальнейшего развития. В ходе реконструкции сельского хозяйства в социалистических условиях партия придает особое значение укреплению артельной формы колхозов, однако в этом вопросе имеются определенные разногласия. Некоторые ученые, по мнению Б.Д. Гасанбекова, неправильно понимали внутреннюю динамику колхозного движения, другие забывали, что артели являются в нем главным звеном, требующим укрепления. При этом они, приводя некоторые статистические данные, считали, что самое главное — это само колхозное движение, а начало процесса коллективизации не имеет значения. Именно это и являлось главной причиной искусственного увеличения числа колхозных хозяйств и их членов.
Были и исследователи, выдвигавшие противоположные доводы, считая целесообразным под лозунгом укрепления артелей приостановление развития колхозного движения. Их основной теоретико-методологический принцип можно сформулировать следующим образом: главное — это начало, а само движение не имеет никакого смысла, поэтому следует приостановить прием новых членов в колхозное движение.
Б. Д. Гасанбеков считал оба эти подхода неверными и в качестве альтернативы им предлагал осуществление частичной коллективизации в эволюционной форме. Он полагал, что только таким образом можно создать оптимальный баланс между простыми и сложными явлениями, возникающими в процессе коллективизации, в результате чего на основе внутренних законов в дальнейшем она приняла бы тотальный характер.
Именно эти мысли ученого, выраженные ярко и открыто, можно считать главной причиной его несправедливого осуждения и трагической гибели.
In the Face of the Era: The Fate and Scientific Worldview of Balabek Jabbar oglu Gasanbekov
Список литературы Перед лицом эпохи: судьба и научное мировоззрение Балабека Джаббар Оглу Гасанбекова
- Архив политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики (АПДУПАР). Ф. 1. Оп. 8. Д. 1681.
- Бакинский рабочий. 1932. №120.
- Буниятов З. М. Следственное дело №12493 // Элм. 1990. 18 августа. № 33.
- Буниятов З. М. Красный террор. Баку: Азернешр, 1993 (на азерб. яз.).
- Гасанбеков Б. Д. Дискуссии Ленина и Бухарина относительно программы коммунистической партии // Большевик. Орган Азербайджанской Коммунистической партии (большевиков). 1929. 30 декабря. № 10-11. С. 77-84.
- Гасанбеков Б. Д. Организация и переподготовка рабочей силы в условиях Азербайджана // Социалистическое хозяйство Азербайджана. 1932. №1(5). С. 7-19.
- Гасанбеков Б. Д. Некоторые вопросы тотальной коллективизации в Азербайджане // Социалистическое хозяйство Азербайджана. 1932. №5-6 (9-10). С. 3-9.
- Национальная академия наук Азербайджана. Отдел комплектования и систематизации научного наследия Азербайджана. Ф. 2. Оп. 2. Д. 21. Коробка 13. Л. 1-6, 34.