Перформативность в социокультурном контексте XX века

Бесплатный доступ

В статье анализируется перформативность в контексте ХХ века. Мы опираемся на понимание перформативных практик как факторов, влияющих на творческое восприятие в современной социокультурной реальности. Помимо этого, перформативное искусство влияет на коммуникацию, на способ взаимодействия со зрителем. Исходя из этого, мы полноправно выходим на диалогическую функцию перформанса. Несмотря на то, что актор в перформативной коммуникации как бы обезличен, он несет определенную идею, впоследствии определяя себя не только как актера действующего, но и как полноценную фигуру субъекта в перформативном пространстве. Перформанс доступен и вполне легко реализуем в творческой сфере, именно поэтому каждый день мы наблюдаем, как кто-то совершает перформативные акты. Но все ли они наделены именно художественной составляющей? Перформанс тесно связан с обществом и с событиями, происходящими в мире. Как правило, художник в перформативной коммуникации выступает главным звеном, но он не проносит свою личность через контекст произведения. Он предлагает зрителю почувствовать себя художником и, благодаря этому, выходит на социальный аспект в своем творчестве. По обозначенным причинам, перформативные практики поле исследования, которое заслуживает особого внима

Еще

Перформанс, перформативный поворот, визуальный образ, визуальная культура, социальные коммуникации, культурные коммуникации

Короткий адрес: https://sciup.org/144162579

IDR: 144162579   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-3107-71-76

Список литературы Перформативность в социокультурном контексте XX века

  • Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва: Художественная литература. 1975. 810 с.
  • Бахтин М. Искусство и ответственность. К философии поступка. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала, формы в словесном художественном творчестве. Киев: NEXT, 1994. 420 с.
  • Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979. 415 с.
  • Крейдлин Г. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. Москва: Новое литературное обозрение, 2004. 518 с.
  • Кузнецов М. От перформативности к виртуальной реальности и Vice Versa// NewMediaLogia. Москва: Центр современного искусства Сороса, 1996. 70 с.
  • Лотман IO. Статьи по семиотике искусства. Санкт-Петербург: Академический проект, 2002. 429 с.
  • Лотман Ю. Структура художественного текста. Москва: Искусство, 1970. 359 с.
  • Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов // пер. с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. / Москва Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. 135 с.
  • Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. Москва: Прогресс, 1986. 25 с.
  • Подорога В. Эпоха Corpus'a?// Нанси Ж.-Л. Corpus. Москва: Ad Marginem, 1999. 225 с.
  • Проблемы синтеза в художественной культуре. Москва: Наука, 1985. 286 с.
  • Репрезентации телесности. Сборник научных статей/ Составитель и ответственный редактор Г. И. Зверева. Москва: РГГУ, 2003. 350 с.
  • Butler J. Performative Acts and Gender constitution: an essay in Phenomenology and Feminist theory // Performing Feminisms: Feminist Critical Theory and Theatre / ed. by Sue-Ellen Case. Baltimore. London, 1990. P. 282.
Еще
Статья научная