Периодизация ранней государственности киргизов

Автор: Абытов Байболот Капарович, Уметалиева Гульбара Режеповна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция @vestnik-bsu-jurisprudence

Рубрика: История государства и права

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

Настоящая работа представляет собой первую из предпринятых попыток периодизации ранней истории киргизской государственности. Исследование первого этапа государственности киргизского народа проведено с позиции объективного анализа известных исторических артефактов. Историографические данные свидетельствуют о существовании не менее чем двухтысячелетней государственности киргизов. При этом авторы опираются на древнекитайские хроники. В более ранних работах рассмотрены основные этапы развития государственности киргизов в эпоху древности, средние века, новый и новейший периоды. Необходимость периодизации государственности вызвана важностью детализации истории древнего этноса. Киргизы с древнейших времен имели собственное государство под разными названиями в различные периоды истории. Этноним «киргиз», а также названия племен, родов, топонимов и гидронимов, связанных с киргизами, распространены на огромном пространстве Евразии. Авторы считают, что в прошлом положение и состояние государства киргизов на международной арене постоянно менялись. В данной статье выделены основные периоды развития государственности киргизов в древности, даны их общая и особенная характеристики в хронологической и логической последовательности.

Еще

Ранние формы государства киргизов, институты государственности, периодизация

Короткий адрес: https://sciup.org/148323502

IDR: 148323502   |   DOI: 10.18101/2658-4409-2021-3-17-24

Текст научной статьи Периодизация ранней государственности киргизов

Абытов Б. К., Уметалиева Г. Периодизация ранней государственности киргизов // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2021. Вып. 3. С. 17–24.

Известно, что 2003 г. был объявлен Годом киргизской государственности, принята специальная резолюция ООН, поддержанная многими государствами. Это обязывает ученых как нашей, так и зарубежных стран изучать богатую историю, традиции киргизского народа, его государственность, государственное устройство и систему управления киргизов с древнейших времен по настоящее время.

Внимание многих известных ученых обращено на комплексное изучение отдельных проблем истории государственности киргизского народа. Так, проблема периодизации древнего этапа становится актуальной, поскольку ранее не рассматривалась. Это требует решения следующих задач: проверка достоверности и объективности имеющихся сведений о древних киргизах и их владениях; выявление истоков, формы и устройства древнекиргизской государственности; установление основных признаков, институтов государственности; описание собственной системы управления и административно-территориального деления государства древних киргизов; определение основных периодов становления и развития государства киргизов, их общественного строя; выявление международных, политических и социально-экономических отношений в регионе; установление особенностей и ценностей киргизов в системе государственного устройства региона Центральной Азии; определение роли и места киргизской государственности в системе тюркоязычных государств мировой истории; определение места, роли исторических личностей в становлении и развитии государственности киргизов.

В ранних трудах нами отмечалось шесть этапов развития государственности киргизов: первый этап отражает древность, охватывает хронологию с последней четверти III до н. э. до второй половины I в. до н. э. Второй этап — государство киргизов периода Енисейского каганата (VI–VIII вв. н. э.). Третий этап — эпоха Великодержавия киргизов — 840–940 гг. Четвертый этап охватывает XI–XIX вв. Пятый этап — киргизская государственность в советское время. Эпоха власти Советов — это период многоэтапного возрождения государственности киргизов в XX в. Шестой этап — суверенное и независимое государство киргизов — Киргизская Республика [1].

В данном случае мы рассмотрим проблемы периодизации государственности киргизов на древнем этапе — с последней четверти III в. до н. э. до второй половины I в. до н. э. Достоверно известно, что государство киргизов в те времена было известно как древнее «Владение гегунэй (киргизов)», «Государство Гяньгунь», «Государство Хягас», «Кыргыз-го — царство Киргизов».

Выражая собственную точку зрения на проблемы периодизации древнекиргизской государственности, мы опирались на дошедшие до нас сведения в различных китайских источниках, объективно отражающих события древности не только Китая, но и региона Центральной Азии. Они сохранились не в оригинале, а благодаря переводам и извлечениям именитых синологов, представителей других народов. Следует отметить, что в свое время они были осуществлены не для конкретной истории киргизов, а всего вышеуказанного региона.

Киргизы являются одним из древних народов Центральной Азии. Не случайно всемирно известный востоковед, киргизовед, академик В. В. Бартольд считал, что «киргизы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет, по-видимому, ни одного названия, которое так рано встречалось бы в истории» [2; 3]. Это сказано почти сто лет назад. История и судьба киргизского народа действительно многогранна и сложна. Киргизы — это народ, который сквозь тысячелетия сумел сохранить свое этническое единство, самостоятельность, самобытную культуру, богатые традиции и обычаи. Другой особенностью этноса является то, что когда иные народы и племена в истории региона либо физически уничтожались, либо ассимилировались с более сильными пришельцами, киргизы веками принимали в свои ряды многие сопредельные племена и народности.

Предки современных киргизов существовали в глубокой древности и тесно связаны с обширной территорией Восточного Туркестана, Северной Монголии, Восточной Сибири, Центрального Тянь-Шаня, Памиро-Алая, Алтая, Семиречья, многих других регионов древней и средневековой Центральной Азии.

Первые письменные сведения о киргизах встречаются в древнекитайских источниках, относящихся к III и последующим векам до нашей эры. Это исторический факт, не требующий доказательства.

Также первые сведения о киргизах и их владениях встречаются в известных широкому кругу ученых древнекитайских и последующих источниках: «Щи цзи» — «Исторические записки» Сыма Цяна в «Истории ранней династии Хань», составленной Бан Гу, «Тайпиньхуаньюйцзи» — «Описание мира годов правления Тайпинь (976–983 гг.) при Суньской династии», «Сиюйцзи» — «Записки о западном крае», «Цзю таншу» — «Старая хроника династии Тань» и многое другое.

Правда, в соответствии с различными эпохами и династийными хрониками киргизы обозначены разными китайскими иероглифами. Так, этноним киргиз в древних и средневековых китайских источниках упоминается в следующих формах: хягас , хакяньсы , хагас , гяньгунь ( цзяньгунь ), гэгунь , сяцзясы , цзецзясы , хэхэ , хякя ( сяге ), хэгэсы , цилицзисы , хэлицзисы , циэргайсы , киерицзису , хэгу , цигу , гюйву , гйегу , гйегйесы , цзейгу , цзую . Все они являются китайской транскрипцией этнонима киргиз , точнее, экзоэтнонима киргизов [4; 5]. Однако из всех имеющихся китайских вариантов этнонима киргиз некоторые наиболее часто и постоянно использовались в династийных текстах во времена разных правителей Китая. Так, в «Исторических записках» Сыма Цяна и для ханьских текстов присуще использование транскрипций гяньгунь , цзяньгунь и гэгунь . В Танских хрониках чаще встречаются сяцзясы , хакьяньсы , хагасы . Для юаньских текстов присущи вариации цилицзисы , хэлицзисы . В период правления Суньской династии наиболее популярным было использование транскрипции киргиз хакяньси , хагас , цзейгу , цзую .

Поколение современных киргизов по праву гордится тем, что принадлежит одному из древних народов не только Центральной Азии, но и всего мира. Это народ, который через тысячелетия и военно-политические события сумел сохранить свое этническое единство, само название, единую территорию, богатую культуру и традиции. Опираясь на заслуживающие доверия извлечения и переводы китайских источников, можно выделить три основных периода развития киргизской государственности в эпоху древности.

Первый период охватывает последнюю четверть III в. до н. э. Это время, когда китайский дипломат, разведчик Чжань Цянь более десяти лет пребывал в северо-западных странах и регионах, соседствующих с Китаем. Вернувшись на родину, в подробном отчете он представил сведения о народах на севере и западе Китая, в числе которых упоминаются и киргизы под названием гэгуней. Так, текст древнего исторического памятника в изложении Сыма Цяня гласит: «...позднее, когда (Маодунь) покорил на севере владения хуньюев, цюйшэ, динлинов, гэгуней и синьли, все знатные люди и сановники подчинились (ему) и стали считать шаньюя Маодуня мудрым»1 [6, 7]. Это было время, когда известный государственный деятель и полководец древних гуннов император-шаньюй Маодунь в целях расширения своих владений, увеличения мощи гуннов завоевал и покорил владения своих северных соседей и государств, в числе которых были древние киргизы.

Эти данные были переданы дипломатом и разведчиком Чжань Цяном2 официальному историографу императорского дворца Китая Сыма Цяну, а также государственным чиновникам. В отчете содержалась информация об истории народов на севере и западе Китая, в числе и киргизов под этническим именем гэгуней .

Здесь необходимо уточнить, что Чжань Цянь и Сыма Цянь упоминают о киргизах не просто как этнической общности, а как о народе, имеющем собственные владения и правителя. Известно, что в исторической литературе термины владения , царство , княжество , империя равнозначны термину государство , выступают как синонимы. Понятие «сановники» означает целый отряд профессиональных государственных чиновников аппарата государственного управления. Это уже важные, бесспорные признаки государственности. Следовательно, император гуннов Маодунь, правивший во второй половине III в. до н. э., покорил киргизов как народ, имеющий свои владения (т. е. государство с конкретной территорией). Позволим высказать гипотезу о том, что это был первый период государственности древних киргизов. Более того, они упоминаются и как народ, имеющий признаки государственного устройства, с учетом опыта сопредельных государств, четкую систему управления и административно-территориальное деление владения. Все это позволяет предположить, что это был действительно первый период древнего этапа государственности киргизов. Заметим, что это зафиксировано в исторических записках Сыма Цяна3, официального историографа Ханьской династии,

Б. К. Абытов, Г. Р. Уметалиева. Периодизация ранней государственности киргизов чтобы не было сомнения в том, что авторы слишком преувеличивают место и роль древней государственности предков.

В конкретных, дошедших до наших дней источниках указано, что сам император Китая позволил своим подданным отразить сведения о древнем государстве киргизов наряду с империей гуннов. Не каждый народ и государство включали в китайские хроники.

Таким образом, в древние времена киргизы в Центральной Азии вели постоянную борьбу за свою независимость и свободу, выступали как самостоятельное этническое объединение, имеющее собственную государственность. Не боялись мощи гуннов в отличие от других народов, которые окончательно покорились им. Благодаря вышеуказанным источникам можно определить первый и довольно долголетний период государственности древних киргизов.

Второй период находит отражение в источниках, освещающих события со II в. до н. э. до конца I века н. э. Полагаем, что сведения о государственности древних киргизов относятся к концу II в. до н. э. Здесь приводится следующее: «Хакяньсы — Хагас. Хагас есть древнее государство Гяньгунь... Иные называют сие государство Гюйву и Гйегу. Жители перемещались с динлинами. Владение Хагас некогда составляло западные пределы гуннов...»1 [8; 9]. Если учесть, что еще во II в. до н. э. государство киргизов признавали соседние государства, в том числе Китай и гуннов, значит, оно было древним, существовало задолго до II в. до н. э. и оказывало влияние на соседние страны. Более того, это было государство древних киргизов, с которыми вынуждены были считаться сопредельные государства того времени. Известно, что для древней истории государства, необходимо как минимум 200–300-летнее существование. В свою очередь, приведенные данные в исторических источниках позволяют выдвинуть гипотезу о том, что государственность киргизов имеет не 2200-летнюю, а более чем 2400–2500-летнюю историю. Два года назад китайские историки обнаружили документы в архивах, где история древнекиргизской государственности отодвигается еще на 700–900 лет, тем самым подтверждая существование государственности киргизов 3000 лет назад. Переводы этих источников хранятся в рукописном варианте в фонде «Мурас» при Президенте Киргизской Республики. Следовательно, вышеприведенные сведения в китайских источниках позволяют выдвинуть подобную гипотезу.

Второй период охватывает времена правления Ли Линя — китайского полководца, служившего гуннам и управлявшего от их имени владением киргизов2.

Источники тех лет отражают, что «...гунны покорившегося им китайского полководца Ли Лина возвели в князя западного крыла. Впоследствии Чжичжи Шаньюй, покорив Гяньгунь, утвердил здесь пребывание в 7000 ли от орды восточного Шаньюя на запад, в 5000 ли от Чешы на север, отчего владетели сей страны впоследствии ошибочно Хягас и называли Гйегу и Гйегйесы. Народонаселение простиралось до нескольких сот тысяч, строевого войска — 80 000...» [4]1.

Тогда владения киргизов под управлением Ли Линя являлись надежным вассальным аймаком — округом гуннов. В те времена киргизы были органической частью централизованной, военизированной административной государственной системы империи гуннов, поддерживали их политику. Следовательно, даже в годы вассалитета империи гуннов киргизы сумели сохранить признаки собственной государственности. Более того, они изучали и перенимали лучшее в государственном управлении, что в скором времени использовали в собственном самостоятельном государстве Кыргыз-го — Царство киргизов с середины I в. до н. э., с которого начинается третий период развития, т. е. с 56 г. до н. э. Киргизы, воспользовавшись внутренней политической раздробленностью империи гуннов, ослаблением их центральной власти, установили свой суверенитет и независимость. Китайский историк Бан Гу впервые тогда назвал «Кыргыз-го» или «Киргизским царством». Однако независимость долго не продержалась. В 49 г. до н. э. правитель северных гуннов Чжи-Чжи вновь подчиняет Киргизское царство. Гунны в очередной раз покорили владения предков. В своих сведениях китайский историк Бан Гу в I в. до н. э. описал, как император Чжи-чжи покорял их: «...затем на севере он напал на уцзе (усуней). Вслед за этим Чжичжи послал войска на запад и разбил цзяньгуней (кыргызов), а на севере принудил сдаться динлинов. (Так Чжичжи) присоединил к себе три владения....(Земли) цзяньгуней находились на расстоянии 7 тыс. ли западнее ставки шаньюя и на расстоянии 5 тыс. ли севернее владения Чэши. В них Чжичжи и остался жить»2. Это означает, что древних киргизов не раз покоряла сильная империя гуннов, таким образом, они вели постоянную борьбу за свою независимость и свободу, выступали как самостоятельное этническое объединение, имеющее собственную государственность.

Источники отражают, что киргизы на протяжении трех периодов древнего этапа государственности существовали под разными названиями: «владения Гянь-гуней», «древнее государство Хягас», «Кыргыз-го» — «царство Киргизов». При этом они не боялись мощи гунннов в отличие от других народов, которые окончательно покорились их империи, а также Китаю.

В целом древний этап государственности киргизов мы разделили на три периода, каждому из которых присущи свои особенности. Последний период древней государственности киргизов способствовал началу больших событий, которые впоследствии привели к самостоятельной государственности — был образован Енисейский каганат киргизов. Это была другая, тюркская эпоха в истории киргизской государственности.

Список литературы Периодизация ранней государственности киргизов

  • Абытов Б. К. Государственность кыргызов: проблемы, признаки и этапы (III в. до н. э. - Х в.): авторский курс лекций. Ош, 2003. С. 12-16. Текст: непосредственный.
  • Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. Москва, 1963. Т. 2, ч. 1. С. 473. Текст: непосредственный.
  • Бартольд В. В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1996. С. 175-176. Текст: непосредственный.
  • Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Москва; Ленинград, 1950. Т. 1. С. 350-357. Текст: непосредственный.
  • Кюннер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. Москва, 1961. С. 55-60. Текст: непосредственный.
  • Малявкин А. Г. Историческая география Центральной Азии. Новосибирск, 1981. С. 20. Текст: непосредственный.
  • Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новосибирск, 1989. С. 25 Текст: непосредственный.
  • Сыма Цянь. Избранное. Москва, 1970. Текст: непосредственный.
  • Кроль Ю. Сыма Цянь - историк. Москва, 1970. Текст: непосредственный.
Статья научная