Персонализация аудитории студентами среднего профессионального образования
Автор: Антонов Александр Викторович
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается вопрос освоения предметно-пространственной среды аудитории студентами через персонализацию. Анализируются результаты исследования и анкетирования двух групп студентов организации среднего профессионального образования. Определяются признаки персонализации мест, занимаемых студентами в ходе образовательного процесса, и условия для ее реализации. Сделан вывод о значимости влияния персонализированной среды на студента, отмечен двухсторонний характер процесса персонализации среды: студент оказывает влияние на окружающую его среду и при этом ощущает на себе ее воздействие.
Персонализация среды, аудитория, предметно-пространственная среда, персональное рабочее место, самоидентификация, средообразовательная деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/14939938
IDR: 14939938
Текст научной статьи Персонализация аудитории студентами среднего профессионального образования
ОБРАЗОВАНИЯ
В системе среднего профессионального образования существует проблема возникновения у студентов чувства отчужденности по отношению к предметно-пространственной среде, окружающей их во время образовательного процесса. Это препятствует эффективному выполнению образовательных задач. Полагаем, что означенная проблема вызвана невозможностью обучающихся персонализировать окружающую их предметно-пространственную среду. Необходимы определенные социальные и психологические критерии, которым должны отвечать создаваемый искусственный мир, его предметное содержание и пространственная организация. Выстраивание комфортной окружающей среды возможно только при активной ее персонализации.
Под персонализацией среды (ПС) понимается «процесс создания “своей” территории, который заключается в “оличивании” некоторого ближайшего окружения, проецировании личности на территорию, с помощью чего достигаются уверенность и защищенность» [1, с. 48]. Персонализация идентифицирует определенное место, очерчивает границы для восприятия окружающих, а определенные элементы устанавливают однозначного его владельца. Она является средством проявления личностью своей индивидуальности на окружающий мир. Персонализация среды может быть индивидуальной и коллективной, постоянной и временной, распространяться на места и отдельные объекты.
Феномен персонализации среды имеет две стороны: средовую (ПС как форма структурирования окружающей среды) и психологическую (ПС как способ организации межличностных отношений). Компонентами ПС выступают ее субъект, объект и социальное окружение [2, с. 82–83].
Важными характеристиками персонализации, согласно позиции исследователей А.В. и В.А. Петровских, являются:
-
– персонализация как специфическая потребность;
-
– стремление индивида к максимальной персонализации, т. е. процесс персонализации постоянно продолжается;
-
– персонализация как одна из основ активности человека [3, с. 79].
Существуют различные средства и способы персонализации среды. Человек преследует цель сохранить свою индивидуальность и самобытность на всех тех местах, которые его окружают в определенный период времени. Но существуют и те места, где персонализация осложнена или невозможна. Влияние условий в таких местах на человека будет носить деструктивный характер.
Многие исследователи полагают, что наличествует проблема невозможности персонализации среды в образовательных организациях. Мы придерживаемся этого положения и можем сделать вывод, что в организациях среднего профессионального образования объективных возможностей для персонализации среды недостаточно, что в свою очередь вызывает отчужденность и небрежное отношение обучающихся к образовательной среде, возникает процесс расстройства самовосприятия.
Отчужденность студентов обусловливается невозможностью пребывания длительный период времени в какой-либо аудитории. Студенты в течение дня вынуждены переходить из кабинета в кабинет, что вызывает чувство непостоянства и невозможности персонализации.
Отсутствие персонального рабочего места и подконтрольного пространства аудитории вызвано ощущением дискомфортности. «Человек комфортно чувствует себя тогда, когда он находится в предметно-пространственной среде, обжитой им, и тогда, когда он обжил окружающую “тварь” и одухотворил окружающую “утварь”» [4, с. 97]. Полагаем, что существует необходимость побуждения студентов к активной персонализации окружающего их пространства, однако это возможно только при условии постоянства аудитории, в которой будет проходить учебный процесс.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе Краснодарского торговоэкономического колледжа на занятиях по общепрофессиональным предметам и предметам междисциплинарного курса. Наблюдение за деятельностью студентов проходило в естественных условиях обучения, в ходе теоретических и практических занятий. В эксперименте принимали участие две группы студентов третьего курса. Количество студентов первой группы составило 22, второй – 23.
Первая группа во время образовательного процесса была помещена в «комфортный» кабинет (мягкие стулья, горшки с цветами и растениями и т. д.), оснащенный техническими средствами обучения, тогда как второй группе был предоставлен «обезличенный» кабинет, где имелись только парты и стулья.
Первая группа в первую неделю достаточно стремительно адаптировалась к занимаемому помещению. Студенты стали структурировать окружающее пространство и произвели фиксацию занимаемых мест. Студенты второй группы после первых занятий выразили желание сменить кабинет, однако им было заявлено, что перейти в другую аудиторию не представляется возможным. Тогда студенты данной группы начали демонстрировать «скрытый» протест в связи с нежеланием находиться в предложенном кабинете. Это проявлялось в небрежном отношении к аудиторному имуществу, студенты оставляли здесь мусор.
После двух недель пребывания групп в данных аудиториях мы могли наблюдать, что многие студенты стали занимать одно и то же место. Обучающимся был задан вопрос: «Есть ли у Вас в аудитории определенное место, которое Вы постоянно занимаете во время занятий?», ответы на который представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение ответов студентов на вопрос о наличии у них постоянного места в аудитории спустя 2 недели после начала эксперимента, чел. (%)
Варианты ответов |
Первая группа |
Вторая группа |
Да |
20 (91) |
11 (48) |
Нет |
0 (0) |
8 (35) |
Затрудняюсь ответить |
2 (9) |
4 (17) |
Ответы в первой группе распределились следующим образом: 91 % обучающихся заявил о сопричастности с каким-либо местом в данной аудитории, лишь 9 % (двое студентов) затруднились с ответом. Сразу уточним, что под «местом» в данном случае подразумевались стол с небольшим встроенным ящиком и стул. Но даже этих, достаточно скудных элементов хватило для идентификации с определенным местом в аудитории.
Ответы во второй группе распределились следующим образом: 48 % обучающихся определились с местом, 35 % заявили об отсутствии у них постоянного места, у 17 % возникли сложности с ответом на вопрос.
Отметим, что те студенты, которые не определились с местом, тем самым ограничили себя в выборе, так как большинство мест уже занято другими. Им приходится выбирать из оставшихся в наличии, которые, вероятнее всего, относятся к категории «непрестижных». В это определение может закладываться различный смысл (например, далеко или близко к столу преподавателя, окну). Соответственно, занимание того или иного места происходит по остаточному принципу и заставляет сделать выбор в пользу определенного места через компромиссные решения с другими обучающимися.
Обе группы студентов, несмотря на различное отношение к занимаемому пространству, начали активно персонализировать окружающее пространство. Это стало проявляться в оставлении личных вещей во время занятий, а также различных предметов (ручек, блокнотов, книг) после занятий на тех местах, которые студенты посчитали личными, без тревоги за их сохранность.
После четырехнедельного периода испытуемым был повторно задан вопрос: «Есть ли у Вас в аудитории определенное место, которое Вы постоянно занимаете во время занятий?» Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение ответов студентов на вопрос о наличии у них постоянного места в аудитории спустя 4 недели после начала эксперимента, чел. (%)
Варианты ответов |
Первая группа |
Вторая группа |
Да |
22 (100) |
18 (78) |
Нет |
0 (0) |
5 (22) |
Затрудняюсь ответить |
0 (0) |
0 (0) |
Отметим, что все представители первой группы определились с местами в аудитории и продолжили их персонализировать. Считаем важным, что аудитория стала собственностью для всей группы – конечно, не в буквальном смысле, а с точки зрения принадлежности обучающихся местам, в отношении которых они начали употреблять притяжательные местоимения «наши», «мое».
Во второй группе количество определившихся с местом значительно возросло – на 30 %, или на 7 обучающихся. Выбор в пользу того или иного места не сделали 22 %, или 5 обучающихся. Фактор непривлекательности кабинета для второй группы имел сильное влияние в первые недели, но постепенно студенты начали осваивать предложенную территорию. Произошло развитие чувства принадлежности и собственности, персонализация места привела в действие процессы идентичности и самоидентификации. Началось формирование суждений о месте: принадлежность данного места, возможность включения его в собственность, вероятность различных манипуляций с ним.
Место является тождеством самоидентификации индивида и раскрывает сущность того или иного человека. Формирование представления об идентичности места имеет огромное значение для развития личности: от осознания ею своей компетентности до возможности осуществления контроля над окружающим пространством. Также идентичность места находится под влиянием социальных условий, то есть происходят процессы оценивания, управления, признания, взаимодействия с пространством и местами других индивидов.
По окончании четырехнедельного цикла студентам был задан вопрос: «Хотели бы Вы в дальнейшем на постоянной основе продолжать обучение в данной аудитории?» Ответы на заключительный вопрос анкетирования распределились следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 – Распределение мнений студентов о желании находиться в предложенной аудитории, чел. (%)
Варианты ответов |
Первая группа |
Вторая группа |
Да |
21 (96) |
14 (61) |
Нет |
0 (0) |
9 (39) |
Затрудняюсь ответить |
1 (4) |
0 (0) |
Представители первой группы практически единогласно выступили за продолжение обучения в своей аудитории: 21 студент (96 %) заявил о желании продолжить обучение в этой аудитории, лишь у одного испытуемого (4 %) возникли трудности с ответом на вопрос.
Члены второй группы не были столь единодушны: 9 студентов (39 %) заявили о нежелании продолжать занятия в данной аудитории, а 14 (61 %) согласились с возможностью дальнейшего обучения в ней.
Полагаем, что свою роль сыграли оснащенность и комфортабельность кабинета первой группы. Студентами этой группы был самостоятельно разработан график дежурства в аудитории, сделано предложение об установке шкафов для хранения верхней одежды, обучающиеся с энтузиазмом стали озвучивать идеи по декорированию аудитории. Вторая группа инертно отнеслась как к дежурству (график составлялся заведующим кабинетом), так и к идеям о видоизменении кабинета.
К положительным аспектам отнесем то, что после четырех недель эксперимента посещаемость достигла практически 100 %-го значения, хотя до исследования она находилась на достаточно низком уровне. Вероятно, этому способствовало то, что у студентов обеих групп появились индивидуальные места и возможность ежедневно приходить на занятия в одну аудиторию, а не изучать расписание с номерами аудиторий и искать их местоположение.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что обучающиеся активно обживают и персонализируют предоставленные помещения, что наилучшим образом способствует решению образовательных задач. В исследуемых группах произошли следующие изменения: улучшилась дисциплина, сократилось число немотивированных прогулов занятий, произошло развитие нового идеала из заботы о месте, возросла активность участия студентов в жизни группы, изменились социальное поведение членов группы и взаимоотношения между ними, не проявлялся вандализм. Но чтобы предоставить студентам аудитории для прохождения образовательного процесса, необходимы уже развитые, оснащенные помещения. Практика показала, что студенты не спешат персонализировать и обживать заброшенные территории. Хотя вместе с тем отмечаем, что персонализация среды для «своих» интересов зачастую происходит эффективнее, нежели для общих. Полагаем, что общность по интересам может придать процессу персонализации более целеустремленный и сплоченный характер.
Персонализация среды есть конструирование своей личной предметно-пространственной среды студенческим коллективом и процесс занимания освоенной студенческой общностью среды. Персонализация среды является следствием вмешательства в нее с целью поддержания и развития. Воздействие персонализированной коллективом среды на индивида достаточно ощутимо, так как ее ценности формируют духовность обучающегося через процессы созидания всей общности и обусловливают дальнейшее ее эволюционирование.
Важным аспектом является возможность средового продуцирования развития личности. Через средообразовательную деятельность формируется среда, задаваемая преподавателем, которая влияет на генерирование типа личности обучающегося. Влияние через среду происходит последовательно. В итоге производится непрямое, но предопределенное воздействие на обучающегося. Таким образом, студенты, придавая определенную форму окружающей их среде, одновременно испытывают на себе ее воздействие, в результате чего происходит формирование их личности.
Ссылки:
-
1. Филимоненко Ю. Отношение к пространству как функция подсознания // Личность и предметно-пространственная среда / ред.-сост. З.И . Рябикина. Краснодар, 2000.
-
2. Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Там же. С. 82–83.
-
3. Там же. С. 79.
-
4. Остапенко А.А. Очевидная педагогика. Модульная наглядность в преподавании вузовского курса. М., 2013.
Список литературы Персонализация аудитории студентами среднего профессионального образования
- Филимоненко Ю. Отношение к пространству как функция подсознания//Личность и предметно-пространственная среда/ред.-сост. З.И. Рябикина. Краснодар, 2000.
- Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ//Там же. С. 82-83.
- Остапенко А.А. Очевидная педагогика. Модульная наглядность в преподавании вузовского курса. М., 2013.