Перспектива и светотень как символические формы в романе Д.С.Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»

Бесплатный доступ

Автор статьи рассматривает особенности функционирования в литературном произведении таких средств изобразительного искусства, как перспектива и светотень. В романе Д.С.Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1900) последовательно представлены две системы живописи, связанные с именами знаменитого итальянского художника Леонардо да Винчи и русского иконописца Евтихия Гагары. Перспектива и светотень здесь выступают как символические формы, которые позволяют обнаружить и сопоставить эстетические взгляды обоих художников, понимание ими сущности и роли искусства, а также соотношения искусства и реальной действительности.

Еще

Перспектива, светотень, пространство, символические формы, позитивизм, символизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14729137

IDR: 14729137

Список литературы Перспектива и светотень как символические формы в романе Д.С.Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/пер. с англ. В.Н.Самохина. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  • Белоусова Е.Г. «Генерализующая поэтика» Д.Мережковского (Трилогия «Христос и Антихрист»): дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998. 193 с.
  • Белый А. Символизм как миропонимание/сост. Л.А.Сугай. М.: Республика, 1994. 526 с.
  • Бельчевичен С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С.Мережковского. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 129 с.
  • Вальченко И.В. Особенности экфрасиса в произведениях Д.С.Мережковского 1890-1900-х гг. («Леонардо да Винчи», «Итальянские новеллы», «Микеланджело»). URL: http://www.nbuv. gov.ua/portal/Soc_Gum/Nzl/2008_1/8.html (дата обращения: 22.02.12).
  • Ваховская А.М. Проза Д.С.Мережковского 1890-х -середины 1900-х гг.: Становление и художественное воплощение концепции культуры: дис. канд. филол. наук. М., 1996. 287 с.
  • Винчи Леонардо. Избранные произведения: в 2 т./пер. А.А.Губера, В.К.Шилейко, А.М.Эфроса. М.: Олма-пресс, 2010. Т. 1. 476 с.
  • Даниэль С. От вдохновения к рефлексии: Кандинский -теоретик искусства//Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. С.5-22.
  • Дефье О.В. Д.Мережковский: преодоление декаданса. М.: Мегатрон, 1999. 122 с
  • Дехтяренок А.В. Античность и христианство в трилогии Д.С.Мережковского «Христос и Антихрист»: дис. канд. филол. наук. Петрозаводск, 2004. 294 с.
  • Золя Э. Творчество. Человек-зверь. Статьи/пер. с фр. Н.Немчинова. М.: АСТ, 2003. 943 с.
  • Кандинский В.В. О духовном в искусстве/пер. с нем. А.Лесовского//Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. С.23-140.
  • Ковыршин М.А. Языческая символика в художественном мире трилогии Д.С.Мережковского «Христос и Антихрист»: дис. канд. филол. наук. Елец, 2008. 196 с.
  • Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 294 с.
  • Королькова Е.А. Метафизика любви в творчестве Д.Мережковского и З.Гиппиус: текст лекций. СПб.: ООПГУАП, 2006. 30 с.
  • Корочкина Е.В. Образы-символы и историософская концепция в трилогиях Д.С.Мережковского «Христос и Антихрист», «Царство Зверя»: дис. канд. филол. наук. Ульяновск, 2008. 203 с.
  • Красильникова М.Ю. Леонардо да Винчи и его эпоха в культурфилософской рефлексии Серебряного века: дис. канд. культурол. наук. Шуя, 2008. 166 с.
  • Кун Т. Структура научных революций/пер. с англ. И.З.Налетова. М.: АСТ, 2009. 310 с. URL: http://lib.rus.ec/b/141482/read#t20 (дата обращения: 03.05.2012).
  • Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М.: Худож. лит., 1990. 430 с.
  • Мережковский Д.С. Грядущий хам//Интеллигенция -власть -народ: Русские источники современной социальной философии (онтология)/сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. М.: Наука, 1992. С.81-104. URL: http://krotov.info/lib_sec/09_i/int/elligenzi.htm (дата обращения: 22.04.2012).
  • Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов//Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып.459. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1979. С.101-104.
  • Минц З.Г. О трилогии Д.С.Мережковского «Христос и Антихрист»//Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПб, 2004. С.223-241.
  • Панофский Э. Перспектива как «символическая форма»/пер. с нем. И.В.Хмелевских, Е.Ю.Козиной//Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схаластика. СПб.: Азбука-классика, 2004. С.29-208.
  • Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2001. 312 с.
  • Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. М.: Кн. дом «Либроком», 2009. 272 с.
  • Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 294 с.
  • Сарычев Я.В. Религия Дмитрия Мережковского. Липецк: Липец. изд-во, 2001. 221 с.
  • Солнцева Е.Г. Дохристианские цивилизации в русской литературе первой трети XX в.: В.Хлебников, Д.Мережковский, О.Мандельштам: дис. канд. филол. наук. М., 2006. 253 с.
  • Соловьев В.С. Общий смысл искусства//Литературные манифесты «от символизма до октября»/сост. Н.Л.Бродский, Н.П.Сидоров. М.: Аграф, 2001. С.11-23.
  • Тэн И. Философия искусства/пер. с фр. А.М.Микиши. М.: Республика, 1996. 351 с.
  • Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях//Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С.79-421. URL: http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm (дата обращения: 28.02.2012).
  • Флорова Л.Н. Проблемы творчества Д.С.Мережковского. М.: Изд-во МКСПУ, 1996. 114 с.
  • Царева Н.А. Русский символизм: основные принципы и историософия (на материале творчества Д.Мережковского, В.Брюсова и А.Блока). Владивосток: Изд-во ВГУЗС, 2005. 188 с. (нет ссылок)
  • Чепкасов А.В. Неомифологизм в творчестве Д.С.Мережковского 1890-1910-х гг.: дис. канд. филол. наук. Кемерово, 1999. 225 с.
  • Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т./пер. с нем. А.Ченышева. М.: Республика, 2001. Т.3. 529 с.
  • Flint K. The Victorians and the visual imagination. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 444 p.
Еще
Статья научная