Первая мировая война в творчестве Л. Н. Андреева
Автор: Шестакова Маргарита Александровна
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 1 т.19, 2017 года.
Бесплатный доступ
Проблема жизни человека в ситуации войны обретает особое понимание в произведениях Л.Н.Андреева о Первой мировой войне. Статьи писателя, посвященные событиям Первой мировой войны («В сей грозный час», «Любите солдата, граждане!», «Торгующим в храме», «Франция, прости!» и другие), перепечатывались в десятках русских и зарубежных изданий. В них писатель с присущей его публицистике эмоциональной выразительностью говорит о необходимости победы на войне. О последствиях военного поражения идет речь в статье Л.Н.Андреева «Горе побежденным!» (1916). Наравне со статьями, военная тематика обнаруживает себя в пьесах писателя. В основе драмы «Король, закон и свобода» (1914) лежат события первого года войны: оборона бельгийцев против немецких оккупантов. Материалом для пьесы служили газетные статьи. Несмотря на большую долю художественной условности и вымышленные имена персонажей, читатели могут узнать исторические прототипы центральных героев пьесы: короля Альберта, лидера социал-демократов Эмиля Вандервельде и писателя Мориса Метерлинка. Кульминация пьесы основана на событии подрыва дамбы ради замедления наступления немецких войск на Антверпен. Писатель не просто отображает события, разворачивающиеся в действительности, а использует их для размышления над глубокими вопросами человеческого существования вообще. Вывод: Первая мировая война нашла своё отражение в публицистике и прозе Л.Н.Андреева. Кризисная ситуация выживания в постоянной и очевидной близости смерти вынуждает героев Л.Н.Андреева задумываться и непрерывно размышлять о способах своего существования. Публицистические произведения Л.Н.Андреева раскрывают подвиг человека на войне в то время, как в прозе и драме писателя интересуют внутренние изменения героя в кризисных ситуациях.
Публицистика и проза л.н.андреева периода первой мировой войны, нравственный выбор и подвиг человека на войне, трансформация внутреннего мира человека в кризисных ситуациях
Короткий адрес: https://sciup.org/148102448
IDR: 148102448
Текст научной статьи Первая мировая война в творчестве Л. Н. Андреева
Война заставляет человека оказаться один на один с нравственными вопросами, разрешение которых оказывается личным делом каждого. Cитуация нравственного выбора часто становится предметом пристального внимания писателей. Первая мировая война нашла отражение в творчестве Н.С.Гумилева (повесть «Записки кавалериста»), И.С.Шмелева (циклы рассказов «Карусель», «Лик скрытый» и «Суровые дни»), М.А.Волошина (книга стихотворений «Anno mundi ardentis. 1915» («В год пылающего мира. 1915») и статьи), Д.С.Мережковского (книга «Невоенный дневник») и многих других писателей и публицистов начала ХХ в.
Среди перечисленных нельзя не назвать еще одно имя – Л.Н.Андреева. Еще в повести «Красный смех» (1904 г.) писатель обращается к экспрессионистическому изображению человека, оказавшегося на грани жизни и смерти. Проблема жизни человека в ситуации войны обре- тает особое понимание в произведениях Л.Н.Андреева о Первой мировой войне.
Статьи писателя, посвященные событиям Первой мировой войны («В сей грозный час», «Любите солдата, граждане!», «Торгующим в храме», «Франция, прости!» и другие), перепечатывались в десятках русских и зарубежных изданий. В них писатель с присущей его публицистике эмоциональной выразительностью говорит о необходимости победы на войне. О последствиях военного поражения идет речь в статье Л.Н.Андреева «Горе побежденным!» (1916): «Едкое чувство стыда, вызванное поражением, горечь попранного достоинства, неизбежная потребность большое поражение возместить хоть маленькой победой – преображаются в жестокость, насилие над слабым, в цинизм и презрение, и лишь маскируются иными гордыми словами. Обесцененный в собственных глазах и сознании, побежденный битый обесценивает и все кругом… Испытавший слишком много боли, он щедро дает ее другим, чтобы в море слез утопить и свою мутную, ядовитую слезу; и если еще случались великодушные победители, то никогда не видел мир великодушного побежденного – горе побежденным!» [1].
Наравне со статьями, военная тематика обнаруживает себя в пьесах писателя. В основе драмы «Король, закон и свобода» (1914) лежат события первого года войны: оборона бельгийцев против немецких оккупантов. Материалом для пьесы служили газетные статьи. Несмотря на большую долю художественной условности и вымышленные имена персонажей, читатели могут узнать исторические прототипы центральных героев пьесы: короля Альберта, лидера социал-демократов Эмиля Вандервельде и писателя Мориса Метерлинка. Кульминация пьесы основана на событии подрыва дамбы ради замедления наступления немецких войск на Антверпен.
Поведение человека на войне вызывало особый интерес у Л.Н.Андреева. Писатель не просто отображает события, разворачивающиеся в действительности, а использует их для размышления над глубокими вопросами человеческого существования вообще. Известно, что большое впечатление на Л.Н.Андреева произвел поступок писателя М.Метерлинка, нобелевского лауреата, желавшего вступить в ряды бельгийской армии, несмотря на непризывной возраст. Л.Н.Андреева с юного возраста интересовала возможность преодоления страха смерти. Особую окраску мотив страха обретает в контексте военных действий: так возникает мотив самопожертвования и победы над смертью. Герой пьесы Морис, вернувшись с фронта, рассказывает своему отцу о старике, который готов был принять прусскую пулю, лишь бы у противника было меньше патронов.
Главный герой драмы Эмиль Грелье воспринимает происходящую трагедию войны как личную. Исследователь творчества писателя Б.Хеллман говорит о явном изменении мысли Л.Н.Андреева о войне. Если в «Красном смехе» война является противоестественным явлением, то в более поздних произведениях писателя интересует сила духа человека в военное время.
Четыре военных года нашли отражение в повести Л.Н.Андреева «Иго войны» (1916). Внимание писателя направлено на городскую жизнь обыкновенного человека. Во время войны мирная жизнь человека оказывается на границе привычного существования и военной действительности. Главным героем повести является чиновник Илья Петрович Дементьев, который ведет дневник «маленького человека о великих днях» [2]. Автор намеренно рисует героя в мирной среде, чтобы показать внутреннюю, скрытую, подсознатель- ную жизнь человека. Повесть начинается с вопроса героя к самому себе: «почему я тогда так сильно испугался?» (7). Военное время вносит коррективы в привычный образ жизни, заставляя героя ощущать присутствие изменяющей его силы.
Герой начинает дневник в августе 1914 года, а последние записи датированы сентябрем 1915 года. Дневник отражает ход событий первого года войны (завоевание городов Львова и Галича в августе 1914, поражение русской армии в Восточной Пруссии, вступление в войну Турции и сражения под Варшавой, взятие Перемышля и последующее отступление) и изменения внутри границ привычного мира (газетные сообщения о нехватке оружия, созыв Государственной думы и неожиданный ее роспуск).
Герой считает себя «маленьким человеком», но, несмотря на это, он непрерывно рассуждает о войне, пытается понять и объяснить свое состояние: «Теперь я это так объясняю. По-видимому, мне <…> что-то представилось <…> настолько поразительное, страшное и необыкновенное, что даже и на войну оно не было похоже <…> что-то вроде светопреставления, конца земли и полной гибели всего живущего» (9). По мере приближения войск к Петрограду, в котором находится герой с семьей, его настроение ухудшается. Возникает мотив неопределенности положения героев на границе жизни и смерти, сна и бодрствования: «…решительно не могу думать о Павле как о живом и в то же время не имею никакого права думать о нем как о мертвом» (17), «А про старушку что сказать? Не умерла, но и не живет» (38), «Какой тяжелый сон я видел наяву!» (80).
Если сначала почти не было заметно никаких изменений жизни, то теперь каждая страница дневника отражает приближение разрушительной силы войны: жена героя уходит работать в лазарет, приходит известие о смерти брата жены Павла, умирает дочь героя Лидочка, герой теряет работу, а, значит, и средства к существованию семьи. Автор проводит героя через страдания для того, чтобы показать ужасы положения человека в условиях военного времени.
Дементьев имеет свое мнение о войне, не соглашается с теми, кто поддерживает ее: «…мне ужасно не нравится, что война. Очень возможно <…> что более высокие умы: ученые, политики, журналисты способны усмотреть какой-то смысл в этой безобразной драке, но с моим маленьким умом я решительно не могу понять, что тут может быть хорошего и разумного» (12–13). Война для Ильи Петровича является бессмысленным убийством. Герой обнаруживает ценность жизни каждого человека как своей собственной: «Людей ре- жут и душат, а они уверяют, что это и надобно, что это и хорошо – потом, дескать, возьмем мы Берлин и справедливость восторжествует. Какая справедливость? Для кого? А если среди погибших бельгийцев был вот такой же Илья Петрович, как и я <…> то очень ему пригодится эта справедливость!» (5). Герой на протяжении повести переживает изменение настроения: от ненависти к людям, неприятия войны и попытки самоубийства до полного смирения и безразличия к происходящему.
Крайнее психологическое состояние героя передается не только при помощи гротескных образов. Реалистические детали и адекватное понимание военной действительности неожиданно сочетаются с причитаниями героя. В одной из таких сцен герой оплакивает загубленную судьбу солдат-инвалидов, которые называются в речи героя женихами. В подобных фрагментах текста, которые стилистически отмечаются автором, имеет место обобщение и выход повествования на символический план осмысления образа войны: «Женихи вы мои, женихи, красные рубашечки! Тяжел на головах ваших брачный венец, и докрасна раскалено обручальное кольцо, которым навеки сочетались вы с родимою землею» (71).
Переживание героем войны как личной трагедии приводит его в состояние, граничащее с сумасшествием, в котором соединяются гротеск и символика. Герою кажется, что Россия прокляла его за слабость и неумение быть непоколебимым в переломных жизненных ситуациях.
Внимательное прочтение повести Л.Н.Анд-реева «Иго войны» позволяет обнаружить важные для писателя оппозиции разума и чувства, реальности и помешательства, отчуждения и общности и т.д. Центральную мысль повести нельзя свести к антивоенному протесту, потому что Л.Н.Андреева интересует человек, оказавшийся в критической ситуации. Писатель пытается понять, как человек может жить с ощущением собственной ничтожности перед масштабными историческими событиями мировой войны.
Таким образом, Первая мировая война нашла своё отражение в публицистике и прозе Л.Н.Андреева. Кризисная ситуация выживания в постоянной и очевидной близости смерти вынуждает героев Л.Н.Андреева задумываться и непрерывно размышлять о способах своего существования. Публицистические произведения Л.Н.Андреева раскрывают подвиг человека на войне в то время, как в прозе и драме писателя интересуют внутренние изменения героя в кризисных ситуациях.
-
1. Андреев, Л.Н. В сей грозный час. Пг. 1915. С. 110: http://ruslitwwi.ru/files/content/2411/hellman-b-kozmenko-m-v- leonid-andreev-v-sej-groznyj-chas-pdf.pdf
-
2. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: в 6 томах. М., Изд-во Книжный клуб Книговек, 2012. Т. VI. С. 5. В дальнейшем страница дается в тексте в скобках.
-
3. Русские философы и Первая мировая война // Hellman Ben. Встречи и столкновения: статьи по русской литературе. Хельсинки, 2009. С. 74. / Hellman Ben. Meeting and Clashes: Articles on Russian Literature. Helsinki, 2009. (Slavica Helsingiensia 36). (English).
THE FIRST WORLD WAR IN L.N.ANDREEV’S CREATIVE WORK
Список литературы Первая мировая война в творчестве Л. Н. Андреева
- Андреев, Л.Н. В сей грозный час. Пг. 1915. С. 110: http://ruslitwwi.ru/files/content/2411/hellman-b-kozmenko-m-v-leonid-andreev-v-sej-groznyj-chas-pdf.pdf
- Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: в 6 томах. М., Изд-во Книжный клуб Книговек, 2012. Т. VI. С. 5. В дальнейшем страница дается в тексте в скобках.
- Русские философы и Первая мировая война//Hellman Ben. Встречи и столкновения: статьи по русской литературе. Хельсинки, 2009. С. 74./Hellman Ben. Meeting and Clashes: Articles on Russian Literature. Helsinki, 2009. (Slavica Helsingiensia 36). (English).