Первая половина XIX в. - новый этап христианизации мордовского народа
Автор: Солдаткин А.П.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: История православия
Статья в выпуске: 1 (21), 2001 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147135455
IDR: 147135455
Текст статьи Первая половина XIX в. - новый этап христианизации мордовского народа
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В. - НОВЫЙ ЭТАП ХРИСТИАНИЗАЦИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА А.П. Солдаткин, доцент кафедры истории, политологии и права МГПИ им.М.Е.Евсевьева, к.и.н.
В современных условиях возрождения православной культуры, неотъемлемым компонентом которой является православное образование, необходимо отметить важность внедрения православных ценностей в средней и высшей школе. В связи с этим необходимо помнить об истоках православия в нашем крае.
Изучая традиции православного миссионерства среди мордовского этноса на территории Среднего Поволжья, последнюю четверть XVIII - первую половину XIX в. можно выделить в особый период. К этому времени, когда все были крещены, в центре внимания русского правительства и церковных властей стал вопрос об усилении влияния православной церкви на жизнь и быт мордовского народа. Государство и церковь стремились донести постулаты новой религии до «умов и сердец» мордовских крестьян, так как, форсировав крещение мордвы в середине XVIII в., они добились только формального признания ею христианства. К концу XVIII в. государство отказалось от насильственной христианизации, а в 1799 г. официально были ликвидированы должности миссионерских проповедников. После этого все заботы о новокрещен-ных возлагались на приходское духовенство. В результате в первой половине XIX в. отмечается массовый отход мордвы от православия к традиционным мордовским верованиям.
Отступление от православия встревожило священнослужителей и начался поиск более действенных средств и методов борьбы с пережитками языческих верований.
Одним из таких средств было издание религиозной литературы на языках поволжских народов. В 1803 г. указом Синода архиереям инородческих епархий было предписано позаботиться переводом на местные языки церковных молитв: символа веры, десятисловия и катехизиса.
В том же году архиепископом Серапионом катехизис и молитвы были переведены на мордовский язык и высланы из Казани в Санкт-Петербург для напечатания. В 1804 г. изданы и разосланы по епархиям с мордовским населением.
До этого краткий катехизис на мордовский язык уже был переведен в Нижегородской духовной семинарии. Нижегородский епископ Вениамин исправив данный перевод и добавив две молитвы и исповедь на мордовском языке, выслал их в Синод для напечатания.
Первые переводы обладали рядом недостатков и не оказали серьезной помощи в распространении идей православия.
Осознав недостатки начинается работа по улучшению подготовки переводчиков. По представлению архиепископа Арсения в 1818 г. в Тамбовской духовной семинарии был введен мордовский язык. Первоначально преподавание велось профессором Павлом Орнатским, а после его смерти поручается Алексею Пономареву, знающему мордовский язык.
Составлением мордовской грамматики занимались и в Пензенской духовной семинарии. В 1823 г. ее начали составлять прото-иреи Рождественский и Сименейский, а доделана она была на эрзянском наречии Яковом Рождественским.
Однако и подготовка священнослужителей для инородческих приходов в духовных семинариях не получила широкого практического осуществления. В училищах учились дети русского духовенства и получаемые навыки переводов, а также знание языков не были глубокими.
Важно отметить, как, столкнувшись со стойкостью язычества церковь попыталась использовать традиционные обряды для укрепления своего влияния. Так, в одном из указов Синода предписывалось священникам стараться отклонять новокрещенных от «суеверных молений ... заменяя оные безвозмездно молитвословиями, положенными по уставу нашей православной церкви в тех даже местах, где новокрещенные совершают свои моления и торжества». Однако успехи церковнослужителей в первой половине XIX в. были весьма скромные, и только к началу XX в. православие заняло прочные позиции в жизни и быту мордовского народа.