Петроглифы "В стиле оленных камней" и "Демонические псы" из Китая

Бесплатный доступ

На территории Китайской Народной Республики петроглифы «в стиле оленных камней» открыты в горах Алтая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в горах Иньшань и степи Уланьчаб на юге Внутренней Монголии и в лежащих южнее горах Хэланьшань в Нинся-Хуэйском автономном районе. Среди особенностей китайских петроглифов «в стиле оленных камней» можно отметить более свободное, по сравнению с изваяниями, построение композиций и большую вариабельность фигур - в частности, довольно часто изображались безрогие олени (самки). Считается, что в наскальных композициях со стилизованными оленями воспроизведены сюжеты, общие для петроглифов и каменных изваяний. По мнению автора, каждый оленный камень монголо-забайкальского стиля олицетворял Вселенную, и, в то же время, Первопредка древнего коллектива (племени?), а фигуры оленей соответствовали входившим в него социальным группам, имевшим дуально-экзогамную родовую организацию. Изображение отдельного стилизованного оленя свидетельствовало о желании члена древнего социума обозначить свой род, аналогично нанесению на скалы тамги в более поздний период.

Еще

Синьцзян, нинся, внутренняя монголия, китайский алтай, горы хэланьшань, горы иньшань, петроглифы в "стиле оленных камней", семантика

Короткий адрес: https://sciup.org/147219892

IDR: 147219892   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-10-9-29

Список литературы Петроглифы "В стиле оленных камней" и "Демонические псы" из Китая

  • Варенов А. В. О китайских неолитических корнях оленных камней монголо-забайкальского стиля и их социально-семантической интерпретации // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2016. № 2. С. 195-211.
  • Варенов А. В. О точном датировании изображений тигров в горах Хэланьшань и оленях в «стиле оленных камней» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. Вып. 4: Востоковедение. С. 30-39. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-4-30-39
  • Волков В. В. Оленные камни Монголии. М.: Науч. мир, 2002. 248 с.
  • Волков В. В., Новгородова Э. А. Оленные камни Ушкийн-Увэра (Монголия) // Первобытная археология Сибири. Л.: Наука, 1975. С. 78-84.
  • Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1988. 128 с.
  • Комиссаров С. А. Шанцуньлин - опорный памятник конца Западного Чжоу // Дальний Восток и Центральная Азия. М.: Наука, 1985. С. 3-12.
  • Кудинова М. А. Образ собаки в неолитическом искусстве Китая // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. Вып. 4: Востоковедение. С. 33-41.
  • Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: ГРВЛ, 1984. 168 с.
  • Новгородова Э. А. Древняя Монголия (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: ГРВЛ, 1989. 384 с.
  • Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971. 336 с.
  • Савинов Д. Г. Наскальные изображения в стиле оленных камней // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М.: Ин-т археологии АН СССР, 1990. С. 174-181.
  • Савинов Д. Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. 208 с.
  • Черемисин Д. В. Стиль оленных камней в петроглифах Алтая // Сибирь в панораме тысячелетий. Материалы международного симпозиума. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1998. Том 1. С. 609-614.
  • Черемисин Д. В. Петроглифы в стиле оленных камней на Алтае: новые находки и размышления // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2012. Т. XVIII. С. 310-315.
  • Nowgorodowa E. Alte Kunst der Mongolei. Leipzig, E.A.Seemann Verlag, 1980. 280 S.
  • Ван Линьшань, Ван Бо. Чжунго Аэртайшань цаоюань вэньу [王林山, 王 博。中国阿尔泰山草原文物]. Степные древности китайского Алтая. Шэньчоу: Синьцзян мэйшу шэин чубаньшэ, 1996. 4, 192 с., ил. (на кит. яз.)
  • Гай Шаньлинь. Иньшань яньхуа [蓋山林。 陰山岩畫]. Петроглифы гор Иньшань. Хух-Хото: Нэймэнгу жэньминь чубаньшэ, 1985. 4, 192 с., ил. (на кит. яз.)
  • Гай Шаньлинь. Иньшань яньхуа [蓋山林。 陰山岩畫]. Петроглифы гор Иньшань. Пекин: Вэньу чубаньшэ,1986. 2, 20, 442 с., IV, XLVIII л. илл. (на кит. яз.)
  • Гай Шаньлинь. Уланьчабу яньхуа [蓋山林。 烏蘭察部岩畫]. Петроглифы степи Уланьчаб. Пекин: Вэньу чубаньшэ,1989. 22, 336 с., XVI, XXXII л. илл. (на кит. яз.)
  • Гай Шаньлинь. Баданьцзилинь шамо яньхуа [盖山林。巴丹吉林沙漠岩画]. Петроглифы пустыни Баданьцзилинь. Пекин: Бэйцзин тушугуань чубаньшэ,1997. 400 с., VIII л. ил. (на кит. яз.)
  • Гай Шаньлинь, Гай Чжихао. Нэй Мэнгу яньхуа дэ вэньхуа цзеду [盖山林, 盖志浩。内蒙古岩画的文化解读]. Дешифровка культуры петроглифов Внутренней Монголии. Пекин: Бэйцзин тушугуань чубаньшэ, 2002. 546 с., ил. (на кит. яз.)
  • Го Можо. Саньмэнься чуту тунци эр-сань ши [郭沫若。三门峡出土铜器二三事]. Две-три заметки о бронзовых изделиях, найденных в Саньмэнься // Вэньу. 1959. № 1. С. 13-15. (на кит. яз.)
  • Даленгуриб Н. Нэймэнгу яньхуа ишу [纳•达楞古日布。内蒙古岩画艺术]. Искусство наскальных рисунков Внутренней Монголии. Хайлар: Нэймэнгу вэньхуа чубаньшэ, 2000. 208 с. с ил. (на кит. яз.)
  • Ли Сянши, Чжу Шицунь. Хэланьшань юй Бэйшань яньхуа [李祥石,朱世存。 賀蘭山與北山岩畫]. Петроглифы гор Хэланьшань и Бэйшань. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 1993. 369 с. (на кит. яз.)
  • Пилацзоли Мисеэр (Pirazzoli Michele). Дянь вэньхуа дэ няньдай вэньти [皮拉左里·米歇尔。滇文化的年代问题]. Проблема хронологии культуры Дянь // Каогу. 1990. № 1. С. 78-86. (на кит. яз.)
  • Су Бэйхай. Синьцзян янькэхуа [苏北海。新疆岩刻画]. Петроглифы Синьцзяна. Урумчи: Синьцзян мэйшу шэин чубаньшэ, 1994. 596 с., ил. (на кит. яз.)
  • Су Бэйхай. Синьцзян янькэхуа [苏北海。新疆岩刻画]. Петроглифы Синьцзяна. Урумчи: Синьцзян мэйшу шэин чубаньшэ, 2013. 596 с., ил. (на кит. яз.)
  • Сю Чэн, Вэй Чжун. Хэланьшань яньхуа [许成, 卫忠。 贺兰山岩画]. Петроглифы гор Хэланьшань. Пекин: Вэньу, 1993a. 34, 398, XLVIII, XLVIII л. ил. (на кит. яз.)
  • Сю Чэн, Вэй Чжун. Хэланьшань яньхуа табэнь цуйбянь [许成, 卫忠。 贺兰山岩画拓本萃编]. Альбом собрания эстампов петроглифов гор Хэланьшань. Пекин: Вэньу, 1993b. 46, 364, 20 с., ил. (на кит. яз.)
  • Тан Хуйшэн, Чжан Вэньхуа. Цинхай яньхуа - шицянь ишу чжун эрюань дуйли сывэй цзи ци гуаньнянь дэ яньцзю [汤惠生, 张文华。青海岩画一史前艺术中二元对立思维及其观念的研究]. Петроглифы Цинхая - исследование дуалистического мышления и его идей в первобытном искусстве. Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2001. 280 с. (на кит. яз.)
  • Цемуэрцекэ вэньхуа [切木尔切克文化]. Чемурчекская культура. Урумчи: Синьцзян кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2016. 248 с. (на кит. яз.)
  • Чжао Янфэн. Чжунго Аэртайшань яньхуа [越养锋。中国阿尔泰山岩画]. Наскальные рисунки Китайского Алтая. Сиань: Шэньси жэньминь мэйшу чубаньшэ, 1987. 128 с. (на кит. яз.)
  • Чжунго тунци цюаньцзи [中国铜器全集。第14卷。滇昆明]. Полное собрание бронзовых изделий Китая. Т. 14. Дянь - Куньмин. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1994. 1993. 40, 180, 64 с. (на кит. яз.)
  • Чжунго тунци цюаньцзи [中国铜器全集。第16卷。 銅鏡]. Полное собрание бронзовых изделий Китая. Т. 16. Бронзовые зеркала. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2005. 34, 216, 78 с. (на кит. яз.)
  • Чжунго яньхуа [中国岩画]. Наскальное искусство Китая. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1993. 150 с. (на кит. яз.)
  • Шанцуньлин Гого муди [上村嶺虢國墓地]. Могильник царства Го в Шанцуньлине. Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 1959. 178 с. (на кит. яз.)
Еще
Статья научная