Пять стадий религиозной практики в философии ранней йогачары

Автор: Бурмистров Сергей Леонидович

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

Поднимаясь по ступеням религиозной практики, согласно учению буддизма махаяны, адепт в результате обретает просветление и покидает колесо перерождений. Первая стадия практики, описанная в «Компендиуме Абхидхармы» (Abhidharma-samuccaya) Асанги (IV в.) - это стадия накопления, на которой адепт следует правилам монашеской дисциплины, совершенствуясь в нравственности. Задача его на этом этапе - сделать добродетельное поведение естественным для себя, чтобы оно не требовало от него никаких специальных усилий. Вторая стадия - подготовительная, и на ней адепт, опираясь на нравственные достижения, приступает к медитативной практике, начиная постепенно искоренять аффекты, препятствующие просветлению. На третьей стадии - стадии видения - он обретает интуитивное постижение четырех Благородных истин. На четвертой стадии - пути культивирования - он окончательно искореняет аффекты, еще остающиеся в сознании после третьего этапа. Последняя, завершающая стадия приводит его к окончательному просветлению и нирване. Парадокс махаянской религиозной идеологии, однако, состоит в том, что тот, кто погрузился в нирвану, уже не имеет возможности спасать живые существа из сансары, религиозным же идеалом махаяны является бодхисаттва - человек, добровольно отказавшийся от нирваны ради спасения других. В связи с этим тот, кто стремится к реализации религиозного идеала махаяны, не может пройти вышеописанный путь до конца и должен остановиться «на пороге нирваны», сохраняя в своем сознании некоторый минимум неблагих дхарм. Для разрешения этого парадокса в религиозную доктрину махаяны было введено понятие «неокончательной нирваны» (apratiita-nirvвa) - состояния просветления, не исключающего при этом пребывание в сансаре и позволяющего бодхисаттве проповедовать Дхарму и вести живые существа к освобождению из колеса перерождений.

Еще

Индийская философия, буддизм, йогачара, медитация, религиозные практики

Короткий адрес: https://sciup.org/149131906

IDR: 149131906   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.1.1

Список литературы Пять стадий религиозной практики в философии ранней йогачары

  • Васубандху 1998 - Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике. М. : Ладомир, 1998.
  • Васубандху 2001 - Васубандху. Энциклопедия Аб-хидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2. Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме. М.: Ладомир, 2001.
  • Васубандху 2006 - Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. унта, 2006.
  • Лама Анагарика Говинда 1993 - Говинда Лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб. : Андреев и сыновья, 1993.
  • Орлов 2005 - Орлов А. Читтаматра: миф и реальность. М.: Шечен, 2005.
  • Островская 2019 - Островская Е.П. Базовые черты буддийской личности // Письменные памятники Востока. 2019. Т. 16, №> 3 (вып. 38). С. 59-69.
  • Островская-мл. 1993 - Островская-мл. Е.А. Буддийский эпистемологический идеал yathabhutam // Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 400-410.
  • Рудой 1994 - Рудой В.И. Становление буддийской религиозно-философской традиции в древней и раннесредневековой Индии / Островская Е.П., Рудой В.И. (ред.). Буддийский взгляд на мир . СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 20-46.
  • Asanga 1950 - Asanga. Abhidharma samuccaya. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.
  • Asanga 2003 - Asanga. The Summary of the Great Vehicle. Berkeley: Numata Center for Buddhist Translation and Research, 2003.
  • Asanga 2004 - Asanga. The Universal Vehicle Discourse Literature (Mahâyânasutrâlamkâra) Together with its Commentary (Bhasya) by Vasubandhu. N. Y. : American Institute of Buddhist Studies. 2004.
  • Dhammajoti 2009 - Dhammajoti Bhikkhu K. L. Sarvastivada Abhidharma. Hong Kong: Centre of Buddhist Studies, the University of Hong Kong, 2009.
  • Edgerton 1953 - Edgerton F. Buddhist Hybrid Sanskrit Grammar and Dictionary. Vol. II. New Haven: Yale University Press, 1953.
  • Gold 2015 - Gold J. Without Karma and Nirvana, Buddhism is Nihilism: The Yogacara Contribution to the Doctrine of Emptiness / Garfield J.L., Westerhoff J. (eds.). Madhyamaka and Yogacara: Allies or Rivals? Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 213-241.
  • Griffiths 2003 - Griffiths P. Sthiramati, Blmsya on Asanga's Abhidharmasamuccaya / Potter K.H. (ed.). Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. IX: Buddhist Philosophy from 350 to 600 A.D. Delhi: Motilal Banarsidass, 2003. P. 495-510.
  • Keenan 1989 - Keenan J.P. Introduction // The Realm of Awakening: A Translation and Study of the Tenth Chapter of Asanga's Mahayanasangraha. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1989. P. 3-45.
  • Nagao 1991 - Nagao G.M. Madhyamika and Yogacara: A Study of Mahayana Philosophies. Albany: State University of New York Press, 1991.
  • Pradhan 1950 - Pradhan P. Introduction // Asanga. Abhidharma samuccaya. Santiniketan: Visva Bharati, 1950.
  • Tatia (ed.) 1976 - Tatia N. (ed.). Abhidharmasamuccayabhasyam. Patna: Kasiprasada Jayasavala Anusilana Samstha, 1976.
  • Vaidya (ed.) 1960 - Vaidya P.L. (ed.). Nagarjuna. Madhyamakasastra with the Commentary "Prasannapada" by Candrakirti. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1960.
  • Vasubandhu 1967 - Vasubandhu. Abhidharmakosabhasya. Patna: K.P Jayaswal Research Institute, 1967.
Еще
Статья научная