Плоть в концепции русской души Н.А. Бердяева

Автор: Хахалова Анна Алексеевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья рассматривает отношения между философией Н. Бердяева и общепринятыми установками в рамках психоанализа и экзистенциальной терапии в их связи с мистическим богословием византийского периода. Высказывается идея преемственности данных традиций от интуитивно-символического способа разыскания истины, характерного для мистического богословия. Основной акцент делается на телесном измерении опыта, который фундирует апофатический способ познания. Используется герменевтика методологических принципов в философии Бердяева и психоанализе с элементами историко-философской реконструкции вопроса о способах досимволического способа познания. Наряду с психоанализом З. Фрейда русская традиция начала ХХ в. участвует в онтологическом повороте, вследствие которого понятие телесности и плоти оказывается одним из ключевых в понимании природы субъекта и его опыта познания. В первой части статьи задается понимание апофасиса в традиции византийского мистического богословия, представленного в работах Дионисия Ареопагита. Затем проводится параллель с тем, как понимает мистиков Н. Бердяев, указывая на то, что символическое знание укоренено в плотском (телесном) измерении опыта. Последнее означает, что знание, записанное в словах, представляет для мистика форму личного опыта. Во второй части статьи идея плоти разворачивается в проблему любви и переноса. Делается вывод о том, что личностное измерение анализа, в котором другой занимает место возлюбленного, синонимично представлено в мистической традиции и религиозном персонализме, где место другого занимает Бог. Кроме того, в статье резюмируется христианское, православное представление о личности, которое подразумевает транссубъективный опыт общения. Статья задает оригинальное рассмотрение русской философской традиции с точки зрения психоанализа и мистической традиции прошлого.

Еще

Плоть, телесность, бессознательное, апофасис, символ, мистика

Короткий адрес: https://sciup.org/149131902

IDR: 149131902   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.1.2

Список литературы Плоть в концепции русской души Н.А. Бердяева

  • Бердяев 1916 - Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916.
  • Бердяев 1972 - Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. Париж: YMCA-Press, 1972.
  • Бердяев 1991 - Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
  • Бердяев 1994 - Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  • Бердяев 1999 - Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999.
  • Бердяев 2018 - Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis, или с точки зерния вечности. М.: T8RUGRAM, 2018.
  • Лосский 1991 - Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Киев: Путь к истине, 1991.
  • Николаус 2017 - НиколаусГ. К.Г. Юнг и Н. Бердяев: Индивидуация и личность. Критическое сравнение. М.: Городец, 2017.
  • Ницше 2005 - Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. M.: Культурная Революция, 2005.
  • Хахалова 2019 - Хахалова А.А. Мотивы византийского богословия в творчестве Н.А. Бердяева // Современная онтология IX: сознание и бессознательное: сб. материалов по между-нар. конф. (24-28 июня 2019 г.). СПб.: Изд-во ГУАП, 2019. С. 271-282.
  • Crone (ed.) 2010 - Crone A.L. (ed.). Eros and Creativity in Russian Religious Renewal: The Philosophers and the Freudians. Leiden: BRILL, 2010.
  • Heil, Ritter (hers.) 1991 - Heil G., Ritter A.M. (hers.). Pseudo-Dionisious Areopagita. De Mistica Theologia // CD 2. PTS 36. Berlin: Walter de Gruyter, 1991.
  • Suchla (hers.) 1990 - Suchla B.R. (hers.). Pseudo-Dionisious Areopagita. De Divinis Nominibus // CD 1. PTS 33. Berlin: Walter de Gruyter, 1990.
Еще
Статья научная