По поводу одного сочинения Симеона Полоцкого

Автор: Маркидонов Александр Васильевич

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Рубрика: Грани богословской науки

Статья в выпуске: 2 (6), 2020 года.

Бесплатный доступ

Сочинение Симеона Полоцкого, сохранившееся с неточным по своему адресату названием - «Наставление царю Алексею Михайловичу», - для исследователей русской культуры представляет интерес во многих отношениях. Прежде всего, это своего рода поэтическая декларация педагогической доктрины, в которой светская образованность приобретает ведущее, в том числе религиозно значимое положение. Раздел катехизического содержания в «Наставлении» интересен своей антропологически ориентированной интерпретацией традиционных христианских представлений. До настоящего времени в научной литературе не было обращено внимание на то, что существенная часть «Наставления» содержит текст не принадлежащего Симеону Полоцкому «Написания о грамоте», восходящего к концу XV в. и близко соприкасающегося с кругом литературы «жидовствующих». Соотношение и связь в названной литературе проблематики религиозного, научного, специально нравственно-антропологического и политического характера достаточно последовательно отзывается приметами смысловой парадигмы Ренессанса. Таким образом, сочинение Симеона Полоцкого оказывается наглядной иллюстрацией свойственного русской культуре XVII в. сочетания и взаимодействия ренессансных и барочных мотивов. Достаточно емкий круг философско-богословской и культурно-исторической проблематики, актуализируемой в «Наставлении», рассматривается в контексте конкретных общественных обстоятельств.

Еще

Образование, сотериология, грамота, знание, первородный грех, гуманизм, ересь «жидовствующих», наука, пророчество, свобода воли и свобода выбора, самовластие и самодержавие, воля к новизне

Короткий адрес: https://sciup.org/140294857

IDR: 140294857   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2020_2_86

Список литературы По поводу одного сочинения Симеона Полоцкого

  • Арифметика Магницкого. Точное воспроизведение подлинника. М., 1914.
  • Афанасий Великий, свт. На ариан, слово 3 // Его же. Творения. М., 1994. Т. 2.
  • Грамота архимандриту Дионисию об исправлении Требника // Акты археографической экспедиции. СПб.: Тип. II отд. собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. Т. 3. С. 482-483.
  • Григорий Богослов, свт. О душе // Его же. Творения. М., 2007. Т. 2.
  • Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 2000.
  • Джаноццо М. О достоинстве и превосходстве человека / Сост. Н. В. Ревякина. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 173 с.
  • Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. 528 с.
  • Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Братство свт. Алексия; Ростов-на-Дону: Приазовский край, 1992. LXXII, 272, CXV, [6] с.
  • Максим Исповедник, прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polémica) / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова, А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. Св. гора Афон-СПб.: Издательство РХГА, 2014. 808 с.
  • Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) / Пер. с греч., примеч. архим. Нектария (Яшунского). М.: Институт св. Фомы, 2006. 464 с.
  • Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые редакцией «Братского слова»: в 9 т. / Под ред. Н. И. Субботина. М., 1895. Т. 9: Полемические против раскола сочинения православных. Ч. 1: Опровержение челобитной попа Никиты / [соч.] Паисия Лигарида. 296 с.
  • Наставление царю Алексею Михайловичу Симеона Полоцкого // «Русский вестник» С. Н. Глинки. 1809. № 11, 12; 1810 № 2.
  • Остен. Памятник русской духовной письменности XVII века. СПб., 2006. 160 с.
  • Памятки братських шкш на украшь Киев, 1988.
  • Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: антология в 2 т. / Сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. Т. 1. М.: Искусство, 1981.
  • Послание Иосифа Волоцкого архимандриту Андронниковскому Митрофа-ну. 1503 г. // КазаковаН.А., ЛурьеЯ.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955.
  • Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме третьему о Московии. Падуя, 1680 г. / Пер. А. Станкевич. М.: Тип. О-ва распространения полез. кн., арендуемая В. И. Вороновым, 1905. X, 228 с.
  • Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. СПб., 2010. 384 с.
  • Сочинение против монашества // КазаковаН.А., ЛурьеЯ.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955. С. 299-304.
  • Фичино М. Платоновская теология о бессмертии души / Пер. с лат. А. Я. Ты-жова. СПб.: Восход, 2014. 542, [1] с.
  • Акопян О.Л. С «латинянами» против «латинского нечестия»: Максим Грек, Савонарола и борьба с астрологией // Европейское Возрождение и русская культура XV — середины XVII вв.: контакты и взаимное восприятие. М.: РОССПЭН, 2014. С. 92-102.
  • Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в: стригольники и жидовствующие. М.: Индрик, 2012. 560 с.
  • Алексеев М.П. Эразм Роттердамский в русском переводе XVII века // Славянская филология: сб. ст. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 1. С. 275-330.
  • Алексеев Ю. Г. У кормила Российского государства. Очерк развития аппарата управления XIV-XV вв. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. 352 с.
  • Антоний Сурожский, митр. О последних пределах. М.: Практика, 2019. 192 с.
  • Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
  • Баткин Л. М. К истолкованию итальянского Возрождения: антропология Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы // Из истории классического искусства Запада. М.: Искусство, 1980. С. 31-70.
  • Беневич Г.И. Богословско-полемические сочинения прп. Максима Исповедника и его полемика против моноэнергизма и монофелитства // Максим Исповедник, прп. Богословско-полемические сочинения. Св. гора Афон-СПб.: Издательство РХГА, 2014.
  • Богданов А.П. Сильвестр Медведев // Вопросы истории. 1988. № 2. С. 84-98.
  • Бубнов Ю.А. Метафизика русского просвещения. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. 255 с.
  • Голубцов А. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1891. 394 с.
  • ГригоренкоА.Ю. Духовная культура Московской Руси конца XV — первой половины XVI века. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2012.
  • Григоренко А.Ю. Духовные искания на Руси конца XV — начала XVI в. СПб.: Эйдос, 1999.
  • Григорьева И. Л. Трактат Эразма Роттердамского <Ше сМШв1:е тогит риепНит» и русская культура XVII века // Европейское Возрождение и русская культура XV — середины XVII века. Контакты и взаимное восприятие. М., 2013. С. 265-283.
  • Гусарова Т.П. Матяш I Корвин или Матвей Хуньяди (1443-1490гг.) // Культура Возрождения: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. Кн. 1: Л-П. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 236-238.
  • Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М.: Мысль, 1982. 333 с.
  • Зуевский А., свящ. Свт. Григорий Богослов. О душе // Богословский вестник. 2004. Т. 4. С. 69-90.
  • Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: избранные произведения XVI — начала XIX в. Минск: Издательство Академии наук БССР, 1962. 524 с.
  • Казакова Н.А., ЛурьеЯ.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1955. 573 с.
  • Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. 654 с.
  • Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 450 с.
  • Клибанов А.И. «Написание о грамоте» (опыт исследования просветитель-но-реформационного памятника конца XV — первой половины XVI века) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1955. Вып. 3. С. 325-379.
  • Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996.
  • Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв. М.: Издательство АН СССР, 1960. 411 с.
  • Кожурин К. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. М.: Молодая гвардия, 2013. 400 с.
  • КорзоМ.А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М.: ИФРАН, 2011. 155 с.
  • Кудрявцев О. Ф. Флорентийская Платоновская академия: очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. М.: Наука, 2008. 479 с.
  • Кудрявцев О. Ф. Praeceptor Еигорае: международные связи Марсилио Фичино, главы флорентийской Платоновской академии // Культурные связи в Европе эпохи Возрождения. М.: Наука, 2010. С. 38-56.
  • Кузьминова Е.А. Развитие грамматической мысли России XVI-XVШ вв. М., 2002. 467 с.
  • Лурье Я. С. Элементы Возрождения на Руси в конце XV — первой половине XVI века // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967. С. 183-211.
  • Майков Л.Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб., 1889.
  • Маркидонов А.В. О теологизации грамматического знания в русской книжности XVII века (на примере московского издания «Грамматики» Мелетия Смо-трицкого 1648 г.) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 2 (4). С. 106-130.
  • Морозов А. Проблема барокко в русской литературе XVII-го — начала XVIII-го века // Русская литература. 1962. № 3. С. 3-38.
  • Мыльников А. С. Чешское барокко как историко-культурный феномен // Славянское барокко. М., 1979. С. 99-131.
  • ПанченкоА.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, 1984. 208 с.
  • Панченко А. М. Симеон Полоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси: в 3 вып. СПб., 1998. Вып. 3. XVII век. Ч. 3.
  • Панченко А. М. Слово и Знание в эстетике Симеона Полоцкого (на материале «Вертограда многоцветного) // Труды отдела древнерусской литературы. 1970. Т. 25. С. 232-241.
  • Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом: в 2 т. Т. 1. СПб.: Издание Товарищества «Общественная польза», 1862. 596 с.
  • Робинсон А. Н. Воинствующая грамматика и текст (XVII век) // Русский язык: функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М.: Наука, 1984. С. 112-134.
  • Робинсон А. Н. Симеон Полоцкий — астролог // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г. В. Степанов. М., 1985. С. 177-184.
  • Румянцева В. С. Патриарх Никон и духовная культура в России XVII века. М.: Институт российской истории РАН, 2010. 253 с.
  • Севостьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. 520 с.
  • Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М.: Наука, 1982. 352 с.
  • Симонов Р.А. Российские придворные «математики» XVI-XVII вв. // Вопросы истории. 1986. № 1. С. 76-84.
  • Скрынников Р.Г. Иван III. М.: АСТ, 2006. 288 с.
  • Смирнов Н. К вопросу о педагогике в Московской Руси в XVII ст. // Русский филологический вестник. 1898. Т. 39. № 1-2. С. 8-36.
  • Сперанский. М. Н. Из истории отреченных книг. Аристотелевы врата или Тайная тайных. М.: Либроком, 2012. 328 с.
  • Татарский И.А. Симеон Полоцкий: (Его жизнь и деятельность). Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века. М., 1886.
  • Таубе М. Послесловие к «Логическим терминам» Маймонида и ересь жидовствующих // In Memoriam: сборник памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 239-246.
  • Тихонюк И.А. «Изложение Пасхалии» московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей. М., 1986. С. 45-61.
  • Филюшкин А.И. Титулы русских государей. М.-СПб.: Альянс-Архео, 2006. 256 с.
  • Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII веков. 2-е изд. Paris: YMCA-Press, 1990. 262 с.
  • Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Paris, 1983.
  • Флоровский Г., прот. О народах не-исторических // Из прошлого русской мысли. М., 1998.
  • Фонкич Б.Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М.: Языки славянской культуры, 2009. 339 с.
  • Хипписли А. Западное влияние на «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого // Труды отдела древнерусской литературы. 1999. Т. 52. С. 695-708.
  • Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2008. 465 с.
  • Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М.: Логос, 2007. 288 с.
  • Чижевский Дм. К проблемам литературы барокко у славян // Человек в культуре русского барокко. М., 2007.
  • Чичуров И. С. Политическая идеология Средневековья. Византия и Русь. М.: Наука, 1990. 176 с.
  • Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2007. 511 с.
  • Юсим М.А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого — Сильвестра Медведева // Труды отдела древнерусской литературы. 1993. Т. 47. С. 312-327.
  • Ягич И.В. Рассуждения южно-славянской и русской старины о церковнославянском языке. Исследования по русскому языку. Т. 1. СПб. 1895.
Еще
Статья научная