Почему Петр Абеляр был признан еретиком?

Бесплатный доступ

В статье речь идет о возникновении, опознании и о(б)суждении философской ереси в христианском средневековье (конец XI - XII в.), связанной с именами Иоанна Росцелина и Петра Абеляра. Анализируются понятия ереси, религии, права, их не только философско-исторические основания, но и этимологические. Исходя из изначального значения термина «ересь» как «школы мысли» и «выбора», автор усматривает сходство этих значений с термином «религия», который Августин понимал как «перевыбор». «Право, ius» и «закон, lex», теснейшим образом связанные с божественным миропорядком (соответственно с религией и ее рационально-мистическим основанием, то есть и со «школами мысли») создают вместе с ними некий фундаментальный комплекс для человеческого общежития. Однако правовой каркас этого общежития создает возможности для взаимопонимания и взаимосвязи всех этих понятий, их внутренних интенций и внешних выражений. Поскольку христианство понималось как свобода слова, равнозначная естественному божественному, а значит неизменному праву, определяемому через естественно присущий всем разум, вступающий в противоречие с позитивным человеческим изменчивым правом, то именно в христианстве и возникает то, что считалось ересью как отклонением от доктринального установления. Потому неслучайно, что учения о единстве Троицы, то есть единстве множества, обоих философов - Иоанна Росцелина и Петра Абеляра - обсуждались на церковных соборах как еретические, ибо в них усматривалась попытка установления или степеней в Троице, или инкарнации всех божественных ипостасей вследствие их абсолютной тождественности. К тому же Абеляр предпринял усилия по примирению с языческой философией Платона, усмотрев в Мировой душе сходство со Святым Духом, объяснив подобное схоластической двойственностью выражения. Желание увидеть мир развивающимся по одному сценарию приводило к подстраиванию разных понятий друг к другу.

Еще

Ересь, право, закон, философия, душа, христианство, воплощение

Короткий адрес: https://sciup.org/149145052

IDR: 149145052   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.3.2

Список литературы Почему Петр Абеляр был признан еретиком?

  • Абеляр 2010 – Петр Абеляр. Теологические трактаты. М: Канон+, 2010.
  • Аврелий Августин 1994 – Аврелий Августин. О Граде Божьем. В 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994.
  • Аврелий Августин web – Аврелий Августин. О диалектике [Vox. Философский журнал. 2016. № 20. С. 25–42] // https://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-AugustinA.pdf
  • Ансельм 1995 – Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995.
  • Бибихин 2005 – Бибихин В.В. Введение в философию права. М.: ИФРАН, 2005. Вишневский 2010 – Вишневский А.А. О системе канонического права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4. С. 47–59.
  • Гегель 1970 – Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1970.
  • Декрет web – Декрет Грациана [Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа: V–XVII вв. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова ; пер. Н. Ф. Ускова. М., 1999. С. 240–273] // https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiT8dftnq-AAxW5IBAIHY50DO MQFnoECEUQAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.vostlit.info%2FTexts%2FDokumenty%2FItaly%2FXII%2FIoann_Gratian%2Ftext1.phtm l%3Fid%3D9429&usg=AOvVaw12qP0HGV7rKt3rUbdFJQip&opi=89978449
  • Кофанов web – Кофанов Л.Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве [Древнее право. 2003. № 1 (11)] // http://www.dirittoestoria.it/iusantiquum/articles/Kofanov-lex-ius-neldiritto-romano.htm
  • Неретина 1994 – Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1994.
  • Неретина 2019 – Неретина С.С. Концепт любви: Петр и Элоиза // Философские эманации любви. М.: Издат. дом ЯСК, 2019. С. 18–61.
  • Неретина, Огурцов 2006 – Неретина С.С., Огурцов А.П. Пути к универсалиям. СПб.: РХГА, 2006.
  • Платон 1971 – Платон. Тимей // Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 1971.
  • Шевцов 2013 – Шевцов С.П. Архаичное понимание права: этимологический подход // УЧПЛЗ. 2013. T. 7.2. С. 340–355.
  • Abaelardus 1855 – Epistola XIV. Quae est ejusdem Petri Abaelardi ad G. Parisiensem episcopum // Patrologiae cursus completus... series latina... acc... J.-P. Migne. V. 178. P., 1855. Col. 355–358.
  • Anselmus 1853 – Anselmus Cantuariensis archiepiscopus. De fide Trinitatis et de Incarnatione Verbi. Contra blasphemias Ruzelini sive Roscelini // Patrologiae cursus completus... series latina... acc. J.-P. Migne. V. 158. P., 1853. Col. 259–284.
  • Brouwer web – Brouwer Ch. Roscelin de Compiègne, nominaliste ou hérétique? Quelques aspects de l’accusation d’hérésie contre la dialectique au XIe siècle [Siècle. 1996. № 2. P. 15–30. DOI: https://doi.org/10.4000/siecles.6823] // https://journals.openedition.org/siecles/6823
  • Decretum web – Decretum magistri Gratiani (Corpus iuris canonici. Teil 1) // https://geschichte.digitale-sammlungen.de/decretum-gratiani/online/angebot
  • Dictionnaire 1930 – Dictionnaire de théologie catholique de Vacant-Mangenot-Amann, fasc. XC – XCII: Naasséniens-Nicole. Paris: Letouzey & Ané, 1930. Col. 44–45.
Еще
Статья научная