Почему Сталину не понравилась пьеса «Ложь» драматурга Александра Афиногенова? (Теоретические и практические аспекты научной реконструкции контекста)
Автор: Юрганов А.Л.
Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik
Рубрика: Жизненный мир и повседневность
Статья в выпуске: 3 (77), 2023 года.
Бесплатный доступ
Пьеса известного драматурга Александра Афиногенова «Ложь» (1933 г.) понравилась многим партийным начальникам, была поставлена в театре, несколько раз сыграна, но И. В. Сталин - после неудачных попыток драматурга исправить пьесу по его замечаниям - принял решение окончательно запретить ее. Статья посвящена не только практическим аспектам изучения контекста, но и теоретическим основаниям анализа. Современная научная интерпретация случившегося видит исторический контекст в том, что драматург разоблачил лживую сталинскую идеологическую машину. «Контекст» в таком понимании - часть жизненного мира самого исследователя, такое объяснение не способно открыть смысл того, почему Сталин сказал о пьесе, что «идея пьесы богатая», а «оформление» вышло «небогатое». Контекст исторический никогда не выводится из привычного мышления исследователя, а является проблемой изучения Другого. Правда/ ложь в мировоззренческой парадигме большевиков рассматривается как феномен, требующий реконструкции. Анализ показал, что Сталину понравилась «богатая» идея пьесы - признать Центральный Комитет партии большевиков мерилом нравственных достоинств («идея богатая»), но ему не понравилось, что Центральный Комитет партии оказывается в пьесе одиноким маяком, у которого нет реальной почвы. Почва - это коммунисты, преданные партии, а не «уроды», как написал Сталин Афиногенову о героях «Лжи». Реконструкция контекста пьесы Александра Афиногенова показывает, что «ложь» рассматривалась драматургом как все то, что противостоит «генеральной линии» партии, Центральному Комитету партии большевиков. Высшим проявлением эволюции когда-то нэповской России в сталинскую стал главный мотив пьесы о допустимости и необходимости политического доноса как единственно возможный нравственный шаг на пути в сталинский социализм.
Сталинский авторитаризм, партия большевиков, идеология, пропаганда, культурная политика, советская культура, социалистический реализм, театр, драматургия, драматург, жизненный мир, и. в. сталин, а. н. афиногенов
Короткий адрес: https://sciup.org/149144345
IDR: 149144345 | DOI: 10.54770/20729286_2023_3_89
Список литературы Почему Сталину не понравилась пьеса «Ложь» драматурга Александра Афиногенова? (Теоретические и практические аспекты научной реконструкции контекста)
- Юрганов А. Л. «Бобруйское дело» и пьеса А. Н. Афиногенова «Чудак»: социально-политические реалии сталинизма и советская драматургия // Россия и современный мир. 2023. № 2 (119). С. 156–174.
- Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930‑х годов // Новое литературное обозрение. 2011. № 2 (108). С. 134–159.
- Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930‑х годов // Новое литературное обозрение. 2011. № 2 (108). С. 136.
- Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930‑х годов // Новое литературное обозрение. 2011. № 2 (108). С. 137.
- Юрганов А. Л. Ренессанс личности в судьбе русского модернизма. Москва; Санкт-Петербург, 2018. С. 117–119.
- Афанасьев Н. Я и Он: Александр Афиногенов (1904–1941) // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 1993. С. 346–375.
- Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. Москва, 1990. С. 155, 156.
- Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930‑х годов // Новое литературное обозрение. 2011. № 2 (108). С. 142.
- Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930‑х годов // Новое литературное обозрение. 2011. № 2 (108). С. 142, 143.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 801.
- Литературное наследство. Т. 70: М. Горький и советские писатели: Неизданная переписка. Москва, 1963. С. 32.
- Венявкин И. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930‑х годов // Новое литературное обозрение. 2011. № 2 (108). С. 143.
- Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Регион Докса: Источниковедение культуры. Москва, 2005.
- Юрганов А. Л. Ренессанс личности в судьбе русского модернизма. Москва; Санкт-Петербург, 2018. С. 117–119.
- Булгаков С. Религия человекобожества у Л. Фейербаха // Вопросы Жизни. 1905. № 10–11. С. 253.
- Булгаков С. Религия человекобожества у Л. Фейербаха // Вопросы Жизни. 1905. № 10–11. С. 253.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 803.
- Юрганов А. Л. В кривом зеркале сатиры: Культ вождя партии большевиков и официальная сатира в середине 20‑х — начале 30‑х годов. Москва; Санкт-Петербург, 2022. С. 339, 340.
- Юрганов А. Л. В кривом зеркале сатиры: Культ вождя партии большевиков и официальная сатира в середине 20‑х — начале 30‑х годов. Москва; Санкт-Петербург, 2022. С. 339, 340.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 804.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 815.
- Юрганов А. Л. В кривом зеркале сатиры: Культ вождя партии большевиков и официальная сатира в середине 20‑х — начале 30‑х годов. Москва; Санкт-Петербург, 2022. С. 265–270.
- Анфертьев И. А. М. Н. Рютин: Накануне исключения из партии президиумом Центральной контрольной комиссии ВКП(б) // Петербургский исторический журнал. 2015. № 1 (5). С. 209–211; Анфертьев И. А. Политическая биография правящей РКП(б) — ВКП(б) в 1920–1930‑е годы: Критический анализ. Москва, 2017. С. 267.
- Анфертьев И. А. Политическая деятельность М. Н. Рютина и его участие в московской «внутрипартийной драке» в 1928 г. // Клио. 2004. № 3 (26). С. 51–54.
- Юрганов А. Л. В кривом зеркале сатиры: Культ вождя партии большевиков и официальная сатира в середине 20‑х — начале 30‑х годов. Москва; Санкт-Петербург, 2022. С. 320, 321.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 845, 846.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 840.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 858, 859.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 865.
- Громова Н. А. Узел. Поэты. Дружбы. Разрывы: Из литературного быта конца 1920‑х — 1930‑х г. Москва, 2016. С. 203.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 819.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 813.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 866.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 866–868.
- Забытые пьесы 1920–1930‑х годов. Москва, 2014. С. 889–891.
- Громова Н. А. Узел. Поэты. Дружбы. Разрывы: Из литературного быта конца 1920‑х — 1930‑х г. Москва, 2016. С. 202.
- Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2172. Оп. 2. Д. 82. Л. 5.
- РГАЛИ. Ф. 2172. Оп. 2. Д. 82. Л. 13–14.
- РГАЛИ. Ф. 2172. Оп. 2. Д. 82. Л. 14–15.
- Архив Б. В. Игрицкого, дневниковая запись 1936 г.
- Афиногенов А. Н. Избранное. В 2 т. Т. 2. Письма. Дневники. Москва, 1977. С. 134.
- РГАЛИ. Ф. 2172. Оп. 2. Д. 82. Л. 3.
- РГАЛИ. Ф. 2172. Оп. 2. Д. 82. Л. 8.
- РГАЛИ. Ф. 2172. Оп. 2. Д. 82. Л. 10.