Почитаемые места белокриницких староверов в Западной Сибири

Автор: Майничева Анна Юрьевна, Рыговский Данила Сергеевич

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Этнография народов Евразии

Статья в выпуске: 3 т.14, 2015 года.

Бесплатный доступ

Современное белокриницкое согласие на территории Западной Сибири представлено небольшим числом староверческих общин, которые активно реализуют различные практики по сохранению и воспроизводству своих традиций. Одной из таких практик стало формирование сети почитаемых мест. Последние представлены храмами и поклонными крестами, которыми отмечены памятные для этих старообрядцев места. Каждая сформировавшаяся община стремится к тому, чтобы построить собственную церковь, однако известны случаи, когда под храм перестраивался деревянный жилой дом или в качестве моленной использовалась частная квартира. Поклонные кресты маркируют места, где ранее располагались белокриницкие храмы, построенные в начале XX в., и таежные скиты, известные со второй половины XIX в., впоследствии разрушенные в 1930-е гг. Сакральность этих объектов определяет, главным образом, принадлежность места «истинной церкви», т. е. собственно старообрядческой белокриницкой. Храм становится едва ли не единственным местом в городских и сельских населенных пунктах, где староверы получают возможность соблюдать все традиции и общаться с одноверцами без вероятных ограничений, связанных с жизнью вне общины, а наличие почитаемых мест создает необходимый контекст воссоздания исторической памяти у данной этноконфессиональной группы. Поэтому подобное выделение «пространства веры» может рассматриваться как один из механизмов построения групповой идентичности белокриницких общин.

Еще

Старообрядчество, белокриницкое согласие, почитаемые места, конструирование сакрального пространства

Короткий адрес: https://sciup.org/147219296

IDR: 147219296

Список литературы Почитаемые места белокриницких староверов в Западной Сибири

  • Белобородов С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви -белокриницкого согласия)//Очерки ис-тории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 136-172.
  • Белобородов С. А. Религиозно-организа-ционная структура старообрядчества горнозаводского Урала во второй четверти XIX -начале XX века (на основе согласия беглопоповцев/часовенных): Автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2012. 30 с.
  • Виноградов В. В. Механизмы трансляции сакральной информации (на примере почитаемых мест Северо-Запада России)//Механизм передачи фольклорной традиции. СПб.: Изд-во Рос. ин-та истории искусств, 2004. С. 232-248.
  • Дутчак Е. Е. Старообрядческая община поселок Гарь: возможности социологического дискурса//Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2002. С. 189-198.
  • Журавель О. Д. К изучению топики старообрядческой культуры: пустыня как Святая Земля//Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 3. С. 56-60.
  • Журавель О. Д. От Святой Земли к «прекрасной пустыне»: к изучению старообрядческой иеротопии//Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы V Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2011. С. 104-110.
  • Знаменательное событие//Сибирский старообрядец. 2003. № 14 (35). С. 5.
  • Иванов К. Ю. Из истории бытования монастырей старообрядцев белокриницкого согласия в Томской губернии в конце XIX -начале ХХ века//Социальное партнерство государства и церкви -объективное условие стабильности политической системы гражданского общества (Научно-теоретические аспекты государствоведения в свете учения преподобного Серафима Саровского). Курск, 2004. С. 507-514.
  • Иванов К. Ю. К вопросу о состоянии и перспективах развития современного старообрядчества (на примере Кемеровской области)//Наука и образование: Материалы Всерос. науч. конф. Белово, 2002. Ч. 1. С. 170-175.
  • Куприянова И. В. Хозяйственно-правовое положение Белорецкого скита//Научные чтения памяти Ю. С. Булыгина: Сб. ст. Барнаул, 2004. С. 119-122.
  • Любимова Г. В. Очерки истории взаимодействия сельского населения Сибири с природной средой (на материалах русской земледельческой традиции). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СОРАН, 2012. 206 с.
  • Любимова Г. В. Предания о происхождении святых источников: опыт классификации//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2008. Т. 14. С. 326-329.
  • Майничева А. Ю. Духовная освоенность территории: православные церкви в системе поселений Тобольской губернии к началу XX в.//Освоение Сибири: сохранение и трансформация русской культуры в XVII-XX вв.: Историко-этнографические очерки. Новосибирск: ПреПресс-Студио, 2005. С. 75-90.
  • Майничева А. Ю. Программа обследования культовых объектов русских в Сибири: зданий, сооружений, мест совершения религиозных обрядов//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2012. Т. 18. С. 376-379.
  • Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. 307 с.
  • Приль Л. Н. Староверы: пространство, путь, дорога//Русские старожилы: Материалы III Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2000. С. 195-197.
  • Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: проблемы творчества и общественного сознания. М.: Памятники исторической мысли, 2002. 469 с.
  • Сафронников А. Крестный ход в Енисейске//Сибирский старообрядец. 2009. № 1 (50). С. 5-6.
  • Скачков И. Л. Таскино//Сибирский старообрядец. 2010. № 5 (53). С. 11.
  • Старухин Н. А. Материалы по истории Кресто-воздвиженской старообрядческой церкви (обзор фонда 135 ЦХАФ АК)//Гуляевские чтения: Материалы первой, второй и третьей историко-архивных конференций. Барнаул, 1998. Вып. 1. С. 292-298.
  • Старухин Н. А. Белокриницкие общины Томской губернии: проблемы церковной организации и управления (вторая половина XIX века)//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, вып. 1 (доп.). С. 113-118.
  • Старухин Н. А. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Старообрядчество: Материалы к спецкурсу. Новосибирск, 2006. 69 с.
  • Старухин Н. А. Сибирские белокриницкие скиты в 1870-1890-х гг. по материалам делопроизводства (к проблеме создания скитской организации)//Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. С. 275-296.
  • Старухин Н. А. Источники по скитской организации сибирских белокриницких общин (1870-1900 гг.)//Общественное сознание и литература России: источники и исследования. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. С. 309-330.
  • Старухин Н. А. Белокриницкое согласие Томской губернии во второй половине XIX -начале XX в. (этапы формирования и принципы организации): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 2012. 24 с.
  • Щепанская Т. Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства)//Русский Север: к проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110-176.
  • Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.
Еще
Статья научная