Подавление Россией боксерского восстания в Китае и участие в нем казачества
Автор: Бобров Егор Сергеевич, Худобородов Александр Леонидович
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 4 т.14, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассказывается о противоречиях между мировыми державами по вопросу Маньчжурии и о причинах возникновения вооруженного восстания в Китае в 1900-1901 гг. Но главной целью данной статьи является определение роли казачества в подавлении боксерского восстания в Китае. Русско-китайская война, начавшаяся в столичной провинции Китая Чжили, через месяц достигла русской границы. Боевые действия затронули территорию России и в районе Благовещенска оказались наиболее ожесточенными и продолжительными. И непосредственное участие в этих боях играло казачество. На основе архивных документов автор показывает, что казаки, благодаря своей храбрости и организованности, приняли непосредственное участие и сыграли немаловажную роль в данном событии.
Казачество, боксёрское восстание, маньчжурия, харбин
Короткий адрес: https://sciup.org/147150976
IDR: 147150976
Текст научной статьи Подавление Россией боксерского восстания в Китае и участие в нем казачества
Во всех войнах Российской империи казачество всегда являлось очень важным элементом в системе Российской армии, несмотря на то что являлось войском иррегулярным. Традиционно именно казаки участвовали в становлении государства, выполняли не только военную, но и хозяйственную функцию, устанавливали связи с инородцами и приобщали их к русской культуре. Казаков отличали высокая способность к самоорганизации, мобильность, исключительная смелость и воинская доблесть. Благодаря именно этим качествам, во всех военных конфликтах, будь то крупномасштабные войны или какие-то конфликты местного масштаба, казачество во все времена играло важную роль. Не стал исключением и конец XIX века — казачество снова было призвано послужить Родине, на этот раз участвуя в подавлении боксерского восстания, разгоревшегося в Китае в 1900—1901 гг.
В связи с серьезными изменениями международной обстановки на рубеже XIX—XX вв. геополитические интересы России сместились на Восток. В 90-х гг. XIX в. начинают обостряться отношения между великими европейскими державами, к которым, безусловно, относилась и Российская империя, за сферы влияния в азиатском регионе, в первую очередь в Китае. В конце XIX в. Россия для усиления своего влияния на Дальнем Востоке начинает активную экспансию в эту азиатскую страну — строит железные дороги, заселяет новые, ранее не обжитые, территории. Поначалу политика России на Дальнем Востоке не носила агрессивный характер — она была направлена лишь на развитие русско-китайской торговли и экономическое проникновение в Китай. Сторонником именно такой политики являлся министр финансов С. Ю. Витте. Он считал, что «России наиболее выгодно иметь около себя соседом своим — сильный, но неподвижный Китай, что в этом заключается залог спокойствия России со стороны Востока» [1, с. 35]1. Именно в этом и заключалась основная цель России — наладить контакты с Китаем. Но, несмотря на это, русским правительством все же не исключалась возможность военного проникновения в эту азиатскую страну. В своем письме от 28 марта (10 апреля) 1900 г во- енный агент в Китае полковник Вогак доносил, что «если политические обстоятельства потребуют от нашей страны вооруженного давления на Китай, то это следует сделать в Маньчжурии, а не в Пекине». Но дальнейшие события показали, что русские войска все же были вынуждены наступать на Пекин. Возвращаемся к письму Вогака: «Направляя наш отряд в Пекин, мы должны быть готовы принять на себя все последствия этого. Иначе говоря, операция эта должна быть обставлена так, чтобы быть в состоянии преодолеть все могущие оказаться на пути ее препятствия и притом одолеть их разом, без задержки, т. к. всякая неудача может серьезно скомпрометировать наше положение на дальнем Востоке» [1, с. 35] 2. Можно сказать, что это предостережение Вогака было учтено лишь наполовину — военная операция прошла быстро и успешно, во многом благодаря храбрым и организованным действиям казаков, но вот не скомпрометировать себя все же не удалось, т.к. даже после успешного подавления беспорядков в Китае, вместо того, чтобы просто вывести все войска из Пекина, российская сторона оставила их там, тем самым усилив противоречия с другими державами, в первую очередь с Англией и Японией.
Из-за вмешательства мировых держав во внутренние дела этой азиатской страны многие жители Китая испытывали особое недовольство, видели в них вооруженную силу, способную в скором времени полностью захватить территорию Маньчжурии. Все это породило в стране восстания, стали появляться многочисленные партизанские отряды, целью которых было истребление европейцев. В различных местностях стали производиться погромы, на которые китайское правительство не только закрывало глаза, но и даже сочувственно относилось к ним. 17 мая 1900 г. военный агент в Китае полковник Вогак доносил, что «боксеры сожгли станции и мосты на железной дороге Пекин — Тиен-цзинь-фу… Китайские войска, посланные против боксеров, не проявляют деятельности»[1, с. 35]. Организатором и вдохновителем беспорядков стало общество ихэтуаней. Разжигая патриотические чувства китайцев, очень скоро «боксеры» приобрели
Исторические науки
массу сторонников. Наконец, в 1900 г. все это вылилось в восстание ихэтуаней. Объединенные силы европейских держав, России и Японии вторглись в Китай для его подавления.
Боевые действия затронули территорию России, в большей степени Амурскую область — именно там бои оказались наиболее ожесточенными, кровопролитными и продолжительными. Поэтому китайская война 1900 года вызвала усиленное формирование войск в Приамурском окpугe. Там были развернуты 4-я, 5-я и 6-я Сибирские бригады и образованы I и II Сибирские армейские корпуса [1, с. 38—39]. В записи за 12 июня 1900 г. в журнале военных действий Хайларского отряда генерал-майора Орлова сказано: «Последовало высочайшее повеление о приведении войск Приамурского военного округа на военное положение и о призыве на действительную службу чинов запаса армии в пределах Приамурского края и губерний Сибири» [7, л. 1]. Также 11 июня 1900 г. было «получено предписание командующего войсками Забайкальской области от 11 июня 1900 г. за № 1 с объявлением, что Высочайше повелено привести войска округа на военное положение, считая 1-м днем мобилизации 12 июня» [6, л. 1]. Но еще до этого, 20 мая 1900 г., для спасения европейцев, преследуемых боксерами недалеко от Тиен-Цзиня, было послано 25 казаков. 27 июня 1900 года был сформирован особый отряд из 4-го и 6-го казачьих батальонов, четырех сотен второго Верхнеудинского полка и третьей казачьей батареи. Начальником отряда был назначен генерал-майор Орлов [7, л. 3]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что официальной датой мобилизации является дата 12 июня 1900 г.
Главной транспортной артерией, связывающей Маньчжурию с русской территорией, была река Сунгари, поэтому именно по ней проходил самый короткий и удобный путь к осажденному Харбину. Поэтому отряд должен был идти по грунтовым дорогам, и задачей его было умиротворение края и попутная очистка его от мятежных китайских войск и разбойничающих шаек.
26 июня последовало Высочайшее повеление о вступлении русских войск в Маньчжурию. 29 июня первый отряд под командованием генерал-майора Сахарова в составе четырех батальонов, трех сотен, 26 орудий и команды саперов двинулся из Хабаровска и Благовещенска вверх и вниз по Амуру и далее вверх по Сунгари.
Тем временем беспорядки и погромы достигли и КВЖД. Положение железной дороги в Южной Маньчжурии было признано небезопасным, т. к. она охранялось слабо. Поэтому необходимо было ее усилить. Было принято решение отправить из Харбина дополнительные силы, состоящие «из 18-й сотни охранной стражи, охотничьей команды 17 Восточно-Сибирского стрелкового полка и 2 орудий Забайкальского дивизиона» [3, л. 118].
Казаки воевали храбро и действовали организованно, принимали участие в боевых действиях и разведывательных операциях. 2 июля 1900 г. рекогнисцировка сотни Читинского полка, пробившаяся сквозь трехтысячный китайский отряд с артиллерией, выяснила, что в северной части нейтральной полосы обнаружены китайские войска [3, л. 1].
13 июля было обнаружено наступление китайцев против отряда полковника Домбровского. В докладной записке начальника Генерального Штаба генерал-лейтенанта Сахарова о положении русских войск, посланных для подавления беспорядков в Китае, сказано: «Против северной колонны было выслано 2 роты со взводом казаков, которые в 7 верстах встретили противника в числе 5000 с конницей и принудили его отступить на следующую позицию» [3, л. 4].
А вот так описывает П. Н. Краснов осаду завода в Харбине казаками Охранной стражи: «— “Эх вы ротозеи! — крикнул на болтавших вахмистр 15-й сотни Шишов, — и не такие стены казаки брали! Ну-кось, айда за мной!” Казак Коленов первый побежал за ним и они, подбежав к башне, занятой китайцами, в упор, как ворон с дерева, ссадили нескольких защитников завода. Затем, закинув за спину винтовки, они стали карабкаться на стену» [5, с. 39]. Это показывает необычайную храбрость казаков, их взаимовыручку.
О героизме казаков во время подавления боксерского восстания можно судить даже по тому, что многие из них, получив ранения и выписавшись из госпиталей, не получали никаких денежных средств и вынуждены были переправляться за свой счет: «Командир 5-ой сотни Читинского полка доносит, что казаки его сотни Семен Князев и Григорий Бронников, выписавшиеся из 112 полевого госпиталя, не были снабжены никакими средствами для переправы через р. Ляохэ, почему совершили таковую на свой счет, удержав на это 1 руб.» [8, л. 41].
Таким образом, все это показывает огромное значение казачества восточных областей России в подавлении беспорядков в Китае. Безусловно, их героизм, самоорганизация и военные умения сыграли здесь немаловажную роль. Об этом свидетельствуют и итоги данной кампании. За китайский поход более двухсот амурских казаков были награждены знаками отличия Военного ордена, один офицер — орденом Святого Георгия IV степени. Весь личный состав боевых подразделений и охранных дружин был награжден серебряными и бронзовыми медалями «За китайский поход 1900—1901 гг.», многие офицеры и казаки получили другие ордена и медали. Признанием заслуг войска в целом стало также вручение ему в 1903 г. простого войскового знамени [9, с. 228].
В подавлении боксерского восстания казачество доказало свою необходимость государству, тем самым выполнив задачи, возложенные на него.
Список литературы Подавление Россией боксерского восстания в Китае и участие в нем казачества
- Витте, С. Ю. Воспоминания/С. Ю. Витте. -2-е изд. -Т. 1. -Л., 1924.
- ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 717.
- ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2327.
- Керсновский, А. А. История русской армии: в 4 т./А. А. Керсновский. -Т. 3. -М., 1993.
- Краснов П. Н. Борьба с Китаем/П. Н. Краснов. -СПб, 1901.
- РГВИА. Ф. 486. Оп. 1. Д. 34.
- РГВИА. Ф. 486. Оп. 1. Д. 42.
- РГВИА. Ф. 14186. Оп. 1. Д. 9. Л. 41.
- Сизенко, А. Г. Казачество России/А. Г. Сизенко. -Ростов н/Д, 2009.