Поддержание государственного обвинения прокурором в состязательном уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики как вид процессуальной деятельности

Бесплатный доступ

В статье автор анализирует основную функцию прокурора по поддержанию государственного обвинения в состязательном уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики. В ходе исследования автор провел углубленное изучение взглядов ученых-юристов на соотношение понятий «уголовное преследование» и «поддержание государственного обвинения». Кроме того, автором в нескольких аспектах раскрыто значение поддержания государственного обвинения как особой процессуальной деятельности, осуществляемой прокурором в уголовном судопроизводстве.

Уголовное судопроизводство, уголовное законодательство, прокурор, поддержание государственного обвинения, уголовный процесс, уголовное преследование

Короткий адрес: https://sciup.org/170210755

IDR: 170210755   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2025-7-1-205-209

Текст научной статьи Поддержание государственного обвинения прокурором в состязательном уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики как вид процессуальной деятельности

Невозможно вынести законный, обоснованный и справедливый приговор без эффективного участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве. Целью доказывания в уголовном судопроизводстве является установление истины, которая служит средством достижения цели правильного применения норм уголовного права. Необходимо стремиться к достижению объективной истины, поэтому отмечаем, что такое стремление может быть должным образом реализовано только в том случае, если каждая сторона процесса четко выполняет свою функцию. В работе прокурора такой функцией является функция «уголовного преследования». На прокурора также возлагается ответственность за принятие окончательного решения, определяющего дальнейшую судьбу подсудимого. Ошибка, допущенная прокурором, дорого обходится не только подсудимому, но и государству и государственным органам в целом. Следовательно, прокурор, поддерживающий государственное обвинение, должен способствовать вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора, чтобы невиновный человек не был осужден. Чтобы невиновный человек не был осужден, прокурор должен тщательно готовиться к поддержанию государственного обвинения. Независимо от различной важности всех этапов судебного разбирательства, на каждом из них прокурор обязан прилагать все усилия, направленные на вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора.

В соответствии со статьей 105 Конституции Кыргызской Республики, прокуратура Кыргызской Республики представляет собой единую государственную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов и других нормативных правовых актов, уголовное преследование, участие в судебном разбирательстве, надзор за исполнением судебных решений и исполнение других полномочий, предусмотренных конституционным законом [1]. Кроме того, полномочия и основные функции прокуратуры Кыргызской Республики, ее организация и порядок деятельности определяются конституционным законом. В качестве такого конституционного закона можно отметить Конституционный закон от 10 сентября 2021 года № 114 «О прокуратуре Кыргызской Республики». В части 1 статьи 2 указанного конституционного закона дано определение прокуратуры, которое полностью соответствует положению, закрепленному выше конституционной нормой. В конституционном законе о прокуратуре определены задачи отечественной прокуратуры, выполняемые для решения задач и достижения целей, поставленных законодателем. В этот перечень входят направления надзорной, а также ненадзорной деятельности. К последней, в частности, относится осуществление уголовного преследования, осуществляемого прокуратурой в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики. Также наше внимание привлекают положения статьи 41 Конституционного закона от 10 сентября 2021 года № 114 «О прокуратуре Кыргызской Республики». Согласно ей, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством и другими законами Кыргызской Республики. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Обязанность доказывания вины подсудимого в суде возлагается на государственного обвинителя. В соответствии со статьей 42 указанного закона, признав судебные акты необоснованными или не соответствующими требованиям закона, прокурор вносит представление в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством, или обращается с представлением к вышестоящему прокурору [2]. Эти бланкетные правовые нормы побуждают нас к рассмотрению других законов, в том числе Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.

Вопросы участия прокурора в рассмотрении дел в суде регулируются статьей 41 Конституционного закона Кыргызской Республики от 10 сентября 2021 года № 114 «О прокуратуре Кыргызской Республики». Осуществляя уголовное преследование в суде в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении дел в суде, определяются процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

По мнению некоторых исследователей, например, Мирлана Калдыбай уулу, «участие в рассмотрении дел в суде нельзя назвать самостоятельным направлением деятельности прокуратуры Кыргызской Республики» [3, с. 10]. Кроме того, оно не выделено особо среди других функций в конституционном законе о прокуратуре. Само это действие -участие государственного обвинителя в рассмотрении уголовного дела судом - не может быть самоцелью и является лишь средством для реализации прокуратурой функции уго- ловного преследования, возложенной на нее законодателем. Подобные мнения отмечались многими авторами в своих научных работах.

Давайте углубимся в анализ процессуальных функций прокурора при рассмотрении дел в суде. В статье 5 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики № 129 от 28 октября 2021 года дано четкое определение термина «прокурор» [4]. Кроме того, статья 35 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики четко определяет функции и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве. В части 1 рассматриваемой статьи указано, что «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, поддерживать обвинение в суде и осуществлять другие проверочные, надзорные функции». Здесь особенно интересна функция осуществления уголовного преследования, а не надзорная функция, которая законодателем поставлена на первое место при раскрытии содержания рассматриваемого понятия. Также, еще одной особенностью данной статьи является то, что в ходе уголовного судопроизводства прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Иными словами, в ходе судебного производства прокурор, выступая в качестве государственного обвинителя, поддерживает государственное обвинение на основании выполнения функции уголовного преследования.

Прокурор является субъектом уголовного преследования, и статья 295 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики № 129 от 28 октября 2021 года гласит: «Прокурор поддерживает государственное обвинение в суде по всем уголовным делам, представляет доказательства виновности обвиняемого, участвует в их исследовании, излагает свои заключения по применению уголовного закона и назначению наказания. Участие прокурора в судебном разбирательстве обязательно».

Как видно из вышеуказанных положений закона, прокурор входит в сторону обвинения вместе с некоторыми другими участниками уголовного судопроизводства, например, с потерпевшим. В соответствии с положениями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики, поддержание государственного обвинения прокурором при рассмотрении уголовного дела может рассматриваться как процессуальная категория.

В рамках особых процессуальных действий при осуществлении уголовного преследования обвинение первоначально формулируется и предъявляется следователем в ходе предварительного расследования, а затем поддерживается в суде уполномоченным должностным лицом органа прокуратуры. В этой последовательной смене этапов осуществления уголовного преследования можно наблюдать определенную преемственность в действиях различных участников со стороны обвинения, поскольку выполняемые ими функции служат общей цели уголовного преследования – изобличению преступника.

Как здесь ясно видно, субъектом осуществления уголовного преследования является не только государственный обвинитель, но и орган, проводящий предварительное расследование, который также является полноценным субъектом. Таким образом, уголовное преследование включает в себя досудебное и судебное производство.

Необходимо отметить, что надзорная процессуальная функция прокурора в ходе уголовного судопроизводства перерастает в надзор. Поскольку изначально прокурор осуществляет надзор за деятельностью органов следствия и дознания, обеспечивая их законность. Законность решений, принимаемых этими органами, соблюдение прав и свобод других участников уголовного судопроизводства, а затем, продолжая уголовное преследование в отношении конкретного лица, поддерживает ранее сформулированное и предъявленное ему обвинение.

По этому поводу в юридической литературе встречаются различные точки зрения ученых. Например, по мнению Т.С. Огай, «надзорная функция прокурора в ходе судебного производства никогда не прекращается. Прокурор по-прежнему контролирует законность деятельности органов следствия и дознания», справедливо отмечает он [5, с. 519].

Однако, законодатель четко устанавливает в Конституционном законе Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Респуб- лики» и в Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики, что прокурор, участвуя в рассмотрении уголовного дела судом, осуществляет уголовное преследование, а именно поддерживает государственное обвинение, не выполняя функцию надзора. Некоторые ученые-процессуалисты отмечают, что прокурор осуществляет вышеупомянутую надзорную деятельность для достижения целей уголовного преследования, одновременно обеспечивая законность и обоснованность обвинения в отношении конкретного лица.

В уголовно-процессуальной науке нет единого мнения среди ученых-процессуалистов относительно взаимосвязи понятий «уголовное преследование» и «поддержка государственного обвинения». Например, известные ученые-процессуалисты Ажиева М.И. и Мальцагов И.Д. справедливо отмечают, что «поддержка государственного обвинения – это самостоятельная функция местной прокуратуры» [6, с. 109]. А российский ученый Воронин О.В. придерживается точки зрения, что «поддержка государственного обвинения осуществляется в рамках реализации функции прокурора по участию в рассмотрении дел в судах» [7, с. 37]. На наш взгляд, с вышеприведенными позициями ученых сложнее согласиться. Потому что сложно выделить поддержку государственного обвинения как самостоятельную, отдельную функцию органов прокуратуры.

Среди прочих функций, осуществляемых Прокуратурой Кыргызской Республики, поддержание государственного обвинения в ходе судебного производства не может осуществляться прокурором самостоятельно, то есть без уголовного преследования. Как известно, поддержка государственного обвинения прокурором в рамках судебного производства является логическим продолжением всех предыдущих обвинительных действий, осуществляемых субъектами уголовного преследования. Поскольку для достижения целей уголовного судопроизводства недостаточно установить лицо, совершившее преступное деяние, и предъявить ему обвинение в рамках предварительного следствия. Государственный обвинитель должен предпринять все усилия для обоснования и доказательства вины человека в состязательном судебном процессе, тем самым способствуя вынесению закон- ного и обоснованного судебного решения, назначению справедливого наказания обвиняемому.

Из вышеизложенного становится достаточно очевидным, что поддержание государственного обвинения невозможно без уголовного преследования. Следовательно, осуществление уголовного преследования как процессуального действия входит в содержание деятельности по поддержанию государственного обвинения, и поддержание государственного обвинения является одним из основных этапов осуществления уголовного преследования.

В статье 24 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики № 129 от 28 октября 2021 года четко определены виды уголовного преследования. В части 1 указанной статьи указано, что «в зависимости от характера и степени тяжести совершенного преступления уголовное преследование осуществляется в частно-публичном и публичном порядке».

По нашему мнению, это прямо указывает на то, что уголовное преследование как процессуальная деятельность шире, чем деятельность по поддержанию государственного обвинения в рамках судебных стадий уголовного процесса, и включает в себя последнее. Если рассматривать уголовное преследование не только как одну из функций прокуратуры, но и как особую процессуальную деятельность, осуществляемую субъектами стороны обвинения в уголовном процессе, то поддержание государственного обвинения можно считать специфической формой, реализуемой только в деятельности прокурора. Считать бессмысленным повторно критиковать позицию относительно самостоятельности функции участия прокурора в рассмотрении дел в судах, поскольку это было сказано выше.

В работе В.Н. Буробина интересным представляется следующее определение понятия «государственное обвинение»: «Государственное обвинение - это деятельность прокурора от имени государства, предусмотренная уголовно-процессуальным законом, по доказыванию обоснованности заключения органа следствия и предварительного следствия о совершении обвиняемым преступления в суде первой инстанции» [8, с. 45]. Однако, данное определение понятия «государствен- ное обвинение» представляется несколько неполным. По нашему мнению, поддержание государственного обвинения не ограничивается деятельностью прокурора в суде первой инстанции. Поскольку прокурор - это единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в ходе производства по уголовному делу. Он продолжает поддерживать государственное обвинение при обжаловании какой-либо стороной уголовного процесса судебных решений в судах вышестоящих инстанций. Кроме того, поддерживая государственное обвинение в суде, прокурор справедливо обосновывает совершение подсудимым определенного преступления и его причастность к нему.

Исходя из вышеизложенных соображений, я хотел бы дать авторское определение понятию «поддержание государственного обвинения». Поддержание государственного обвинения - это осуществляемая прокурором на этапе уголовного преследования, в ходе рассмотрения уголовного дела в суде, деятельность, направленная на доказывание виновности обвиняемого, являющаяся продолжением досудебной обвинительной деятельности и представляющая собой особую процессуальную деятельность, направленную на обеспечение законности и обоснованности обвинения в состязательном судебном процессе государственным обвинителем.

Во многих правовых исследованиях высказываются различные мнения относительно того, когда прокурор начинает осуществлять функцию уголовного преследования и деятельность по поддержанию государственного обвинения в ее рамках. Некоторые авторы утверждают, что прокурор начинает осуществлять эту функцию с момента подготовки к судебному заседанию, другие - что она начинается уже на стадии предварительного расследования, а именно с момента утверждения обвинительного заключения (или акта). Существуют также мнения, что эта деятельность начинается с момента привлечения лица в качестве обвиняемого.

Среди этих дискуссий особенно актуальной и обоснованной считается точка зрения О.В. Воронина. По его мнению, утверждение прокурором обвинительного заключения является окончанием предварительной стадии уголовного преследования и началом под- держки государственного обвинения. Затем прокурор продолжает обвинительную деятельность, начиная со стадии подготовки к судебному разбирательству, и осуществляет свою деятельность в суде в форме поддержки государственного обвинения [7].

Согласно закону, в ходе уголовного судопроизводства (в первой и вышестоящих инстанциях) прокурор выступает в качестве гос- ударственного обвинителя. В этом случае он является представителем стороны обвинения, осуществляющей уголовное преследование. Поддержка государственного обвинения – это этап уголовного преследования, осуществляемый посредством участия прокурора в судебных заседаниях. Однако это не самостоятельная функция прокурора, а часть общей деятельности по уголовному преследованию.