Подготовка актера: метод М. А. Чехова

Автор: Садовникова Вера Николаевна

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Образование и педагогические науки

Статья в выпуске: 6-1 т.8, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье описывается подготовка актера по системе Чехова с педагогической точки зрения. Определены причины, побудившие Чехова создать собственную систему подготовки актера, описана роль антропософии в его педагогических воззрениях. На основе изучения трудов М.А. Чехова были описаны принципы организации репетиционного процесса, которые помогли определить цель и условия для организации подготовки актера; а также разработку особого комплекса упражнений и методов обучения, выделены отличительные особенности системы Чехова по сравнению с системой Станиславского. Главным отличием в их системах стала работа с образами: у Станиславского образ являлся итогом работы, а у Чехова - ежедневным материалом работы. В системе упражнений, предложенных Чеховым, прослеживается динамика овладения приемами игры от простых до самых сложных. Его система помогала избежать «натурализма», к которому вел психологический театр, была проще и удобнее в применении. Также важную роль в процессе обучения актера Чехов отводил театральному коллективу, поскольку развитие психотехники актера невозможно без его восприимчивости и взаимодействия с другими актерами. Предложенный автором анализ подготовки актера по системе М.А. Чехова может быть использован в практике преподавания историкопедагогических и культурологических дисциплин в вузе.

Еще

Режиссер, театральная педагогика, система чехова, система станиславского, антропософия, принципы, этюдный метод, концепция имитации, театральный коллектив, психотехника актера

Короткий адрес: https://sciup.org/14951483

IDR: 14951483   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-227-230

Список литературы Подготовка актера: метод М. А. Чехова

  • Чехов М.А. Литературное наследие: В 2 т./Ред. кол. Н.Б. Волкова, М.О. Кнебель, Н.А. Крымова, Т.И. Ойзерман, Г.А. Товстоногов, М.А. Ульянов. Общ. науч. редакция М.О. Кнебель. Ред. Н.А. Крымова. Сост. И.И. Аброскина, М.С. Иванова, Н.А. Крымова. Комм. И.И. Аброскиной и М.С. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. Об искусстве актера. -М.: Искусство, 1995. -588 с.
  • Евгений Вахтангов: Сборник/Сост., комм. Л.Д. Вендровская, Г.П. Каптерева. -М.: ВТО, 1984. -583 с.
  • Ср. «Anthroposophische Leitsätze» («Тезисы антропософии») Библ. № 26 в Полн. собр. трудов. В русск. пер.: Р. Штейнер. Антропософские руководящие положения. -М., 1996. -С. 9.
  • Лекции Рудольфа Штайнера о драматическом искусстве в изложении Михаила Чехова. Письма к В.А. Громову/Публ. С.В. Казачкова и Т.Л. Стрижак. Вст. текст В.В. Иванова. Коммент. С.В. Казачкова, Т.Л. Стрижак и В.Г. Астаховой//Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2/Ред.-сост. В.В. Иванов. -М.: УРСС, 2000. -С. 85-92.
Статья научная