Подходы к использованию сочинений С.В. Рахманинова при обучении китайских пианистов

Автор: Ли И.

Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday

Рубрика: Трибуна молодого ученого

Статья в выпуске: 6, 2023 года.

Бесплатный доступ

Обоснована актуальность проблемы подготовки пианистов в Китае, способных предлагать объективные исполнительские трактовки произведений С.В. Рахманинова. Приведены результаты анализа исследований, посвященных творчеству композитора. Определена цель исследования - разносторонне изучить личность и творчество С.В. Рахманинова, его фортепианное наследие в контексте становления и развития китайской фортепианной педагогики. Выделены основные направления и задачи исследования. Результаты проводимого исследования позволят подготовить квалифицированных, творческих исполнителей, которые смогут оказать влияние на китайскую молодежь - студентов музыкальных учебных заведений и многомиллионную слушательскую аудиторию.

Еще

Подготовки пианистов в китае, творческое наследие с.в. рахманинова, студенты музыкальных учебных заведений

Короткий адрес: https://sciup.org/148328168

IDR: 148328168   |   DOI: 10.18137/RNU.HET.23.06.P.154

Текст научной статьи Подходы к использованию сочинений С.В. Рахманинова при обучении китайских пианистов

Введение. Фортепианные произведения Сергея Васильевича Рахманинова входят в золотой фонд всемирного музыкального наследия. В работе над ними сформировалось не одно поколение выдающихся концертирующих пианистов и педагогов мирового уровня. Произведения великого русского композитора многие десятилетия звучат на концертных эстрадах и находятся в зоне особого внимания исследователей музыкального творчества и представителей музыкальной педагогики всего мира. Для того чтобы сделать наследие С.В. Рахманинова достоянием широких слоев населения, обеспечить исполнение его произведений в соответствии с творческим замыслом автора, необходимо правильно обучить пианистов. И.И. Сухомлинов писал «Рахманинова… интересует часто не столько изображение самой картины, сколько отражение ее в сложном духовном мире чело- века. Отсюда, видимо, и возникает то единство изобразительного и выразительного начал, которое органично сочетается с художественной обобщенностью и психологизмом…» [9, с. 151–152] его фортепианных опусов.

Самобытность творчества С.В. Рахманинова требует от исполнителя понимания внутреннего мира композитора и проникновения в эмоционально-образный строй его произведений. Особую актуальность проблема подготовки пианистов, способных предлагать адекватные исполнительские трактовки произведений великого композитора приобретает в Китайской Народной республике (далее – КНР), где, с одной стороны, неуклонно растет количество популярных пианистов, включающих в свой репертуар произведения С.В. Рахманинова, а с другой, – в искусствоведческих, музыковедческих и педагогических исследованиях в недостаточной мере раскрыты важные моменты жизни и творчества русского гения, роль его наследия в процессе становления китайской фортепианной педагогики.

Анализ имеющихся противоречий определяет цель проводимого исследования – разносторонне изучить личность и творчество С.В. Рахманинова, его фортепианное наследие в контексте становления и развития китайской фортепианной педагогики.

ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЧИНЕНИЙ С.В. РАХМАНИНОВА ПРИ ОБУЧЕНИИ

КИТАЙСКИХ ПИАНИСТОВ

ЛИ ИХЭН

Российская Федерация, Санкт-Петербург

LI YIHENG

Saint Petersburg, Russian Federation

Степень разработанности проблемы. Знакомство с русской музыкой началось в Китае более ста лет назад с первой дореволюционной волной эмиграции русской интеллигенции. В дальнейшем факторами развития интереса к произведениям русских и советских композиторов стали вынужденная эмиграция людей из России в послереволюционный период, приезд русских специалистов для развития промышленности в КНР (например, строительство КВЖД), стажировки в 1950-е годы советских музыкантов – исполнителей и педагогов – в вузах КНР, культурные обмены между СССР и Китаем, обучение китайских студентов в российских вузах.

На протяжении всего этого времени китайские исполнители, педагоги и исследователи уделяют большое внимание творческому наследию русских пианистов и ком-позиторов.Среди них видное место занимает С.В. Рахманинов. Этим объясняется значительное количе- ство научных работ, посвященных этому великому композитору. Среди наиболее значимых для подготовки студентов-пианистов из КНР отметим исследования З.А. Апе-тяна, Г.И. Ганзбурга, Ю.В. Келдыша, Г.М. Когана, Е.П. Красовской, И.И. Сухомлинова. Из числа работ о влиянии русской пианистической школы на становление китайского фортепианного искусства и педагогики, об историко-педагогических и теоретических аспектах творческого наследия С.В. Рахманинова выделим очерки Бянь Мэна о становлении и развитии китайской фортепианной культуры [2], исследования Хуан Пина о влиянии русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы [13] и Сюй Бо о феномене фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ–ХХI веков [10]. Лю Миньхуэй обосновал педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессио- нальной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта [5]. Хань Мо проанализировал традиции российской фортепианной педагогики в русле проблем совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов [12].

Ван Мэн рассмотрел вопросы художественного стиля и исполнительские аспекты по отношению к фортепианной музыке С.В. Рахманинова [7]. Ма Фанг проанализировал педагогические и исполнительские аспекты Прелюдии cis -moll С.В. Рахманинова в логике ее стилевых характеристик, выделил особенности мелодического развития, гармонии и формы, рассмотрел жизненные коллизии композитора [15]. У Сяолян исследовал проблему воспитания у студентов в классе фортепиано сознательности в области исполнительского мастерства, подробно рассмотрев исполнительские аспекты работы над прелюдией c-moll С.В. Рахманинова [11].

Анализ теоретических работ, посвященных фортепианному наследию С.В. Рахманинова, показал, что в поле исследовательского внимания находятся вопросы стиля и исполнительской техники начинающих пианистов, воспитания их личностных качеств, развитие исполнительского мастерства, а также музыкально-теоретический и педагогический анализ отдельных прелюдий и циклов С В. Рахманинова.

Вместе с этим, очевидно, что пианистическая техника должна подкрепляться пониманием самобытности произведений С.В. Рахманинова, его творческого кредо, выразительности интонаций его музыкальной речи, смыслов и контекстов музыки. Сам композитор говорил, что работа над музыкальным произведением «требует … многих глубоких размышлений, а не только совершенного владения клавиатурой. Студенту не следует думать, что цель достигнута, если сыграны все ноты. В действительности это только начало. Необходимо сделать произведение частью самого себя. Каждая нота должна пробуждать в исполнителе своего рода музыкальное осознание истинной художественной миссии» [7, с. 240].

В этой связи работа музыканта над произведением С.В. Рахманинова и деятельность педагога по подготовке юного пианиста не могут быть плодотворны без серьезного и вдумчивого знакомства с личностью и судьбой композитора, проникновения в его внутренний мир, осмысления событий его жизни, семейных взаимоотношений, изучения круга друзей и единомышленников, художественноэстетических предпочтений, чувств и переживаний. Обращение к его наследию, побудительным мотивам, художественно-образным ассоциациям с другими видами искусств, истории создания музыкальных произведений, а также реакции на них публики и критиков помогает музыканту понять содержание исполняемых произведений и создать объективную исполнительскую интерпретацию.

С целью выявления широты спектра и глубины изучения вопросов, связанных с жизненными обстоятельствами С.В. Рахманинова, наложившими отпечаток на становление его личности и творчества, мы обратились к работам молодых ученых из китайских вузов – Педагогический университет Цзянси, Шанхайская музыкальная консерватория, Шаньдунский университет искусств, Сианьская консерватория музыки, колледж современной музыки Шаньдунского университета искусств. Анализ проведенных исследований показал преобладание научных работ, посвященных пианистической технике. Рассматриваются вопросы о приобретении гибкости запястья, мышечной координации, о качестве и силе прикосновения пальцев к клавишам, формировании приема legato , умении быстро чередовать руки, о навыке игры аккордами, резкой смене динамики, о владении приемами педализации и др. Однако, как отмечалось выше, пианистическая техника без полного погружения исполнителя в атмосферу настроения-состояния произведения, вызывающего отклик в его душе и сердце,не обеспечит донесение до слушателя все богатство художественно-образных ассоциаций и переплетение смыслов.

В этой связи одна из важнейших задач китайской фортепианной педагогики при работе над произведениями С.В. Рахманинова помочь студентами уловить важное, но мимолетное движение души – это настроение-состояние, которое великий музыкант воплотил в звуках, научить передавать его, чтобы вызывать у слушателей ответное со-настроение-сопереживание этому состоянию.

Изучение этого соответствующего направления исследований, проводимых в Китае, показало наличие единственной работы, рассматривающей социально-политическую обстановку в России в период, когда жил и творил С.В. Рахманинов. Автор работы – Ван Мэн – отмечает,что «боль- шинство существующих в Китае исследований фортепианных прелюдий С.В. Рахманинова сосредоточены на анализе самой прелюдии и ее композиционных форм, игнорируя историческую среду, социальные и культурные факторы, оказавшие влияние на стилевые особенности его произведений» [7, с. 1–2]. В его исследовании приводятся описание жизни и общая характеристика произведений С.В. Рахманинова, предыстория создания им фортепианных прелюдий в контексте соответствующей культурно-исторической обстановки, постепенной эволюции романтического стиля в музыке и отражения этого процесса в творчестве композитора. Автором представлены новые творческие идеи С.В. Рахманинова и их воплощение, дан анализ всех двадцати четырех прелюдий композитора с точки зрения мелодии, гармонии, ритма, фактуры; раскрыт исполнительский и педагогический потенциал всего цикла.

В остальных работах сведения о С.В. Рахманинове приводятся в ограниченном объеме, их недостаточно для того, чтобы детально провести музыкально-теоретический, стилевой и исполнительский анализ его фортепианных произведений, проникнуться творчеством великого русского музыканта. В ряде исследований допущены грубые ошибки в жизнеописании великого музыканта. Например, Ма Фанг дает неверные сведения о годах жизни великого композитора, указывая 1943 год как дату рождения, и искажая причинноследственные связи при описании причин вынужденной эмиграции [15, с. 6]. В работе Ван Мэн указано «После русской революции 1917 года Рахманинов был сослан в Швейцарию» [14, с. 8].

В рассмотренных исследованиях также поверхностно и ограниченно раскрыты ассоциативно-образная и смысловая сферы фортепианных произведений С.В. Рахманинова. Почти все исследователи обращают внимание на тембровую пали-

ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЧИНЕНИЙ С.В. РАХМАНИНОВА ПРИ ОБУЧЕНИИ

КИТАЙСКИХ ПИАНИСТОВ тру фортепиано при имитации колокольного звона в прелюдиях, подчеркивая, что «гармоничные колокола стали универсальным признаком русской классической музыки» [14, с. 28]. Однако данным фактом, безусловно, не исчерпывается все богатство эмоционально-смысловой сферы музыки С.В. Рахманинова. Для ее понимания необходимо погружение студентов в духовный и художественный контекст русской культуры, потому что без сравнений, аналогий и ассоциаций с шедеврами русской культуры в области литературы, живописи, архитектуры невозможно постигнуть музыку С.В. Рахманинова, выполнить музыкально-теоретический анализ его произведений, а в исполнительской интерпретации приблизиться к сокровенным мыслям композитора. Сам композитор писал об этом так «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. …У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они – как сестры-близнецы. …После музыки и поэзии я больше всего люблю живопись» [7, с. 34].

Направления и задачи исследования. Анализ степени разработанности проблемы исследования, а также стремительное увеличение в Китае числа пианистов разного уровня (сейчас их насчитывается в стране уже двадцать пять миллионов), детей, которые хотят обучаться игре на фортепиано (до трехсот миллионов) [6], рост интереса к произведениям С.В. Рахманинова среди наиболее популярных и маститых китайских пианистов ХХI века [8] могут служить обоснованием необходимости проведения самостоятельного исследования, нацеленного на разносторонне изучение личности и творчества С.В. Рахманинова, его фортепианного наследия в контексте становления и развития китайской фортепианной педагогики. Ранее соответствующая проблематика была представле- на в качестве отдельного аспекта в исследованиях более широкого научного ракурса проблем жизни и творчества композитора.

Проделанная нами работа также позволяет наметить основные направления подобного исследования.

  • 1.    Необходимо изучить все имеющиеся источники (прежде всего, русскоязычную литературу), посвященные творчеству С.В. Рахманинова, русскому мелодизму, познакомиться с конкретными примерами из произведений великого мастера, раскрывающими специфику его музыкального языка и музыкального мышления, стилистику и жанровые основы фортепианной музыки. На данном этапе в списках литературы проанализированных исследований китайских ученых имеется чуть больше шестидесяти источников, среди которых 1–2 – русскоязычные. Чаще всего приводятся работы Е. Орлова и Ю. Келдыш. В подавляющем большинстве представлены китайские авторы и незначительное количество западноевропейских и американских работ (Я. Ай-кер, М. Барри, А. Веймар, Д. Девис, P. Ларедо, Дж. Метуэн-Кэмпбелл, Ю. Рутс, С. Хариссон).

  • 2.    Анализ перечисленных выше исследований творчества композитора показал,что до сих пор весь процесс работы над созданием трактовки произведений С.В. Рахманинова для фортепиано опирается на советы педагога либо собственную интуицию сту-дентов.В этой связи необходимо разработать методические подходы к работе по изучению с обучающимися аудио- и видеозаписей выступлений выдающихся пианистов, исполняющих произведения С.В. Рахманинова. Важно подобрать соответствующий материал, в обязательном порядке включающий выступления советских и российских пианистов, а также самого Сергея Васильевича. Подобная работа очень много значит для понимания авторской интерпретации произведения [4].

  • 3.    Нужно расширить поле музыковедческого исследования, включив в него не только фортепианные прелюдии С.В. Рахманинова (сейчас в работах молодых исследователей лидирующая позиция принадлежит Прелюдии cis-moll ), но и крупные формы с солирующим фортепиано – четыре концерта для фортепиано с оркестром, две сонаты, вариации на темы Корелли и Шопена, пьесы-фантазии, салонные пьесы, этюды-картины, шесть пьес для фортепиано в четыре руки, произведения для двух фортепиано. Исследователь Сун Пэн на основе анализа репертуара выдающихся китайских пианистов показал их преимущественный интерес именно к данной группе произведений С.В. Рахманинова.

Вывод. Результаты проводимого исследования позволят подготовить квалифицированных, творческих исполнителей, которые смогут оказать влияние на китайскую молодежь – студентов музыкальных учебных заведений и многомиллионную слушательскую аудиторию. С.А. Айзенштадт справедливо отмечает, что «на национальном уровне значимость фигуры лидера-исполнителя… выступает особенно ярко, а в двух вариантах лидерского влияния – «педагог – учащийся» и «исполнитель – последователь» – второй вариант наиболее действенный [1, с. 14]. С этим нельзя не согласиться, можно только добавить, что для Китая с его феноменом «фортепианного бума» такие примеры для подражания в сотни тысяч раз по сравнению с другими странами увеличивают возможности приобщения людей к высочайшим образцам несокрушимого человеческого духа, верности служения Родине в разных и порой очень сложных жизненных ситуациях, любви к своей стране, то есть ко всему тому, чем наполнены произведения великого русского Человека и Музыканта С.В. Рахманинова. И в этом заключен мощнейший и неисчерпаемый педагогический и воспитательный потенциал музыки С. В. Рахманинова.

Список литературы Подходы к использованию сочинений С.В. Рахманинова при обучении китайских пианистов

  • Айзенштадт С.А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2015. 49 с.
  • Бянь Мэн Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 1994. 22 с.
  • Воспоминания о Рахманинове: в 2 т.; сост., ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян. М.: Музгиз, 1957. Т. 2. 399 с.
  • Красовская Е.П. Педагогическое руководство процессом освоения фортепианных произведений С.В. Рахманинова студентами Китайской Народной Республики // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 2. С. 109–124.
  • Лю Миньхуэй Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки музыканта-педагога: дис. … канд. искусствоведения. М., 2017. 226 с.
  • Муравьева И. 25 миллионов китайских пианистов удивят мир // Российская газета. 2012. № 5824 (151).
  • Рахманинов С.В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Литературное наследие в 3 т.; cост.-ред., авт. вступ. статьи, коммент. З.А. Апетян. М.: Советский композитор, 1980. Т. 3: Письма. С. 232–240.
  • Сун Пэн Российские композиторы в репертуаре современных китайских пианистов. Тамбов // Грамота. 2020. № 4. С. 183–189. URL: www.gramota.net/materials/9/2020/4/37.html (дата обращения: 08.08.2023).
  • Сухомлинов И.И. К проблеме интерпретаций этюдов-картин Рахманинова // Мастерство музыканта-исполнителя. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 2. С. 147–185.
  • Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ–ХХI веков: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2011. 22 с.
  • У Сяолян Воспитание у студентов сознательности в области исполнительского мастерства при обучении игре на фортепиано в обычных университетах. Qilu Yiyuan Journal of Shandong University of Arts. 2019. № 5. Вып. № 170.
  • Хань Мо Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов: дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 193 с.
  • Хуан Пин Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2008. 21 с.
  • 拉赫玛尼诺夫钢琴前奏曲的艺术风格与演奏教学研究. 硕士学位论文, 江西師範大學, 王猛. 2014. 61 р. [Ван Мэн Художественный стиль и исследование исполнительской педагогики фортепианной музыки С.В. Рахманинова: дис. … маг. искусствоведения. Педагогический университет г. Цзянси, 2014. 61 с.] (на китайском языке).
  • 马 芳. 西安音乐学耽. 申请项士学位论文. 拉赫玛尼诺夫《升C小调前奏曲》音乐研究. 西安音乐学院学位论文使用授权声明. 2014. 40 р. [Ма Фанг Прелюдия cis-moll С.В. Рахманинова: дис. … маг. искусствоведения. Сианьская консерватория музыки, 2014. 40 с.] (на китайском языке).
Еще
Статья научная