Подростковый и молодежный экстремизм как тип девиантного поведения
Автор: Савина Н.Н.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Педагогика
Статья в выпуске: 4 (59) т.11, 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140219889
IDR: 140219889
Текст статьи Подростковый и молодежный экстремизм как тип девиантного поведения
В то же время необходимо различать некоторые разновидности форм экстремизма. К ним могут быть отнесены следующие:
Политический экстремизм – крайние взгляды на политическую систему общества, пропаганда насильственных или агрессивных способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора.
Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения [1].
Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.
Этнополитический экстремизм – качественно иной феномен, результат использования агрессии подростков политическими партиями и силами. Не секрет, что за националистическими и профашистскими настроениями в современной России стоят великодержавные настроения, популярные не одно десятилетие [1].
Экономический экстремизм – нетерпимое отношение к представителям богатых слоев общества, как это уже было в 90-е годы: агрессия по отношению к богатым, их подавление, желание подчинить себе, вплоть до унижения и уничтожения. Этот вид экстремизма развит и в подростковой, и в молодежной среде [2].
Фанатский экстремизм – нетерпимое отношение к представителям разных спортивных клубов-болельщиков, приводящее к массовым беспорядкам во время матчей, соревнований к травматизму не только болельщиков, но и спортсменов.
Сексуально-гендерный экстремизм – нетерпимость по отношению к представителям сексуальных меньшинств, агрессивное поведение вплоть до физического истребления их как неполноценных людей, особенно это касается гомосексуализма.
Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении [1].
Большую роль в формировании экстремистского поведения подростков играют также личностные факторы такие, как деформация системы ценностей, "нездоровая" среда общения, преобладание гедонистических ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, "застревание" на определенных фазах личностного развития, неумение выстраивать перспективу будущей (взрослой) жизни. Будучи индивидуально относительно бессильными, но, собравшись вместе, агрессивные подростки могут угрожать социальному порядку, особенно в школах. В таких девиантных, подростковых группах их члены находят себе принятие и статус, здесь они чувствуют свою значимость.
Именно в этих условиях закладывается убеждение о правильности выбранной идеологии и стиля жизни. Общеизвестно, что взаимная поддержка играет немаловажную роль в подростковой преступности. Любой девиантный подросток в одиночку может и не отважиться нарушить закон (тем более совершить действие экстремистского характера), но вместе с другими членами банды он чувствует себя смелым и решительным [3].
Роль семьи велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения. В последние годы в России появилось и получило развитие новое научное направление, за которым закрепился термин семейная криминология, в рамках которой изучаются причины преступности в семейной сфере и обусловленное ими экстремистское поведение. В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социальнопсихологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи криминогенным процессам. Все это создает социальную и социально-психологическую почву для политического экстремизма. Поэтому мы рассматриваем подростковый и молодежный экстремизм как тип девиантного поведения.
В своем исследовании, проведенном в трех вузах г. Новосибирска, мы попробовали выделить группу риска девиантного поведения с экстремистским созна- нием. Выборка составила 300 человек студентов 1-2 курсов гуманитарных и технических специальностей. Возраст от 17 до 19 лет. Использованные методики: «Готовность к риску» Шуберт (PSK); СОП – «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.). Шкалы методики: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и само-разрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к делинквентному поведению.
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Из 300 испытуемых группу риска составили 28 человек. Гуманитарные и технические наклонности не являлись значимыми факторами. Возрастные различия: 17 лет – n=9, 18 лет – n=11, 19 – n=8. Возрастные различия также не являлись значимыми факторами. Результаты исследования показали гендерные различия в выборке: наиболее склонны к экстремальному поведению юноши – n=23, однако и девушки тоже были представлены – n=5. Незначимым оказался и фактор академической успешности.
Наибольшую нетерпимость молодые люди проявили в отношении мигрантов. Их пугает миграционная преступность, уменьшение количества рабочих мест за счет того, что мигранты готовы работать за меньшую оплату, поэтому работодатель готов брать предпочтительнее на работу мигрантов. Многих раздражает внешнее (физическое) и культурное несходство с русским населением, и молодые люди согласны с лозунгом: «Россия для русских». Националистические экстремистские настроения в молодежной среде представлены достаточно широко (около 49% опрошенных). Отличительной чертой современного экстремизма является использование, эксплуатация патриотических настроений молодежи для решения политических, экономических и иных задач. Ему свойственны наиболее популистские лозунги, упрощенные формулы, использование наиболее простых и мощных природных инстинктивных потребностей в самосохранении и утверждении. Патриотизм здесь является не сущностью, а легитимной формой выражения собственной агрессии в отношении оппонентов, идейных врагов. За этими лозунгами необходимо стремиться увидеть и подлинную направленность интересов лидеров-радикалов.
На втором месте представлены экстремистские настроения в отношении сексуальных меньшинств – гомофобия. Агрессия против гомосексуалистов сопряжена с ярко выраженной готовностью к физическому насилию и истреблению таковых (32%).
На третьем месте – экономический экстремизм, нетерпимость к «богатеньким сынкам» с желанием расправы, унижения, принуждением «делиться» материальными ценностями (17%).
Выводы. В системе мер борьбы с экстремизмом предупреждение имеет приоритет перед уголовным наказанием, которое касается лишь ограниченного числа преступлений экстремистской направленности и применяется после того, как преступление совершено и его уже нельзя предотвратить. В то же время профилактика направлена на противодействие экстремизму, недопущение его независимо от того уголовно или административно наказуемо данное деяние, обеспечивая тем самым общественный порядок, безопасность людей, защиту их.
Практическими шагами для решения данной проблемы воспитательными методами во многом может стать разработка государственной программы «Россия – страна этнического равноправия», включающей юридическую, политическую, культурную, образовательную составляющие. Особое внимание следует уделить программе подготовки профессиональных кадров. Мы выявили в нашем исследовании группу риска экстремистского сознания и поведения. Но кто будет работать с ними? Кто будет менять мировоззрение, идеологию, воспитывать иные ценности, прививать другую культуру и толерантность? Мы также предлагаем включить в стандарты вузовского образования третьего поколения и следующего поколения дисциплину «Основы толерантности», поскольку специалисту любой сферы сегодня необходимы подобные компетенции.
Список литературы Подростковый и молодежный экстремизм как тип девиантного поведения
- Баева Л.В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России//Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и при-каспийского региона: Мат. Международной научно -практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.). -Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. -C. 26-33
- Савина Н.Н. Проблемы подростковой преступности в России//Педагогика. -2007. -№ 1. -С. 33-39
- Савина Н.Н. Креативная педагогика для «трудных»: монография. -Новосибирск: СО РАН, 2008. -380 с